Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Социометрическая техника и семантический дифференциал
Понятие социометрии получило широкую известность с 1934 г. после выхода книги Дж. Морено «Кто выживет» («Who survive»). Хотя Морено вкладывал в это понятие весьма широкий смысл, впоследствии термин «социометрия» приобрел более ограниченный смысл, связанный с определенной техникой изучения человеческих предпочтений. Надо отметить, что такая техника использовалась уже до Морено, но ее широкое распространение и дальнейшее развитие связано с его именем. Социометрия или (что то же самое) социометрическая техника, социометрическая мера — это некоторый инструмент оценки предпочтения и непредпочтения индивидов в группе. Как простейший пример можно взять квадратную таблицу.
Вдоль левого столбца и верхней строки записаны обозначения N индивидов группы. В клетке по строке пишем 1, если индивид i предпочитает индивида j, и 0, если не предпочитает. Клетки по диагонали можно заполнить единицами. Таким образом, мы имеем матрицу D порядка N N: D = , i, j=1,..., N, где dij = Если мы суммируем столбцы, то получим величины, определяющие число предпочтений данного индивида. Можно считать их баллами индивидов по предпочтению и проранжировать индивидов по этим баллам. Это можно изобразить графически в виде так называемой социограммы. Индивида обозначаем точкой. Если он предпочитает некоторого другого индивида, то от него идет стрелка к этому второму индивиду. Очевидно, социограмма сразу показывает наглядно, какие индивиды — наиболее предпочитаемые лидеры, и какие — наименее предпочитаемые. В дальнейшем при использовании социометрической таблицы начали применяться модификации. Можно, например, ввести три показателя — предпочтение, нейтральность, непредпочтение и соответственно в клетках будет стоять одно из трех чисел — 1, 2, 3 (или 1, 0—1) и т.д.
С помощью социометричейкой таблицы можно ввести разнообразные индексы, характеризующие структуру всей группы[146]. Таких индексов множество. Каждый исследователь вводил свой. Некоторые из них представляют интерес. Можно ввести отношение предпочтения как число всех предпочтений и непредпочтений, а также индекс совместимости группы как число взаимных предпочтений, деленное на объем группы. В настоящее время начинают интенсивно развиваться статистические методы в отношении социометрических данных. Наконец, дают интересные результаты матричные методы[147]. Вводится понятие доминирования, которое определяется таким образом: dij = Матрица D = определяет так называемое одночленное доминирование, а именно: если dik =1, то Аi> > Аk (где доминирование отмечается знаком > >). D2 — двучленное доминирование, а именно: если dikdkj = 1, то Аi> > Аk> > Аj. Число всех одночленных доминирований i -го индивида равно сумме элементов i -й строки матрицы D. Число всех двучленных доминирований равно сумме элементов i -и строки матрицы D 2. Можно ввести понятие ранга индивида как числа всех его одночленных и двучленных доминирований, т.е. ранг i -го индивида равен сумме элементов i -й строки матрицы: S = D + D2. Социометрическая техника в настоящее время применяется в педагогике, индустриальной социологии, военном деле и во многих других областях. Уже давно было известно в психологии явление синестезиса — возникновение одних чувственных восприятий под воздействием других. Например, под влиянием различных музыкальных звуков рождаются некоторые зрительные представления. Антропологам было известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют определенные ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», а плохие — с понятиями «низкий» и «темный».
В 40-х годах Осгуд показал наличие связи значения одних понятий с другими понятиями[148]. Были развиты понятия семантической шкалы и семантического пространства. Возьмем два прилагательных с противоположным значением: сильный — слабый. Расстояние между ними разделимна семь интервалов:
Каждого человека, естественно, можно оценить по этой шкале, поставив ему балл от +3 до − 3. Формально можно оценить любое понятие по этой семантической шкале (сильный — слабый). Можно взять шкалу: красивый — некрасивый, тонкий — толстый и т.д. Эта совокупность шкал образует так называемое семантическое пространство. Его можно представить как обычное n -мерное евклидово пространство. На каждой оси отложены три единицы в положительную сторону и три единицы в отрицательную сторону. Любое понятие, по нашей оценке, займет некоторую точку в этом семантическом пространстве. Была проделана следующая процедура (рис. 15). Отобрали 50 семантических шкал (50 пар противоположных прилагательных): верхний — нижний легкий — тяжелый светлый — темный и т.д. (всего 50). Выбрали 20 понятий. Каждое понятие нужно было оценить по каждой шкале. Если оказывалось, что понятие совершенно не имеет смысла в данной шкале, то его значение имеет оценку «0». Было выбрано 100 экспертов. Каждый получил по 20 карточек, по одной карточке на понятие. Каждая карточка имела 50 шкал в одном и том же порядке, в соответствии с выбранными прилагательными. Очевидно, что был получен параллелепипед эмпирических данных 100× 50× 20. Просуммировали результаты по экспертам и затем получили 50× 50 матрицу корреляций семантических шкал. Применили
центроидный метод факторного анализа и получили три фактора. Первый фактор объединял шкалы «красивый — некрасивый», «хороший — плохой» и т.п. и был обозначен как оценка; второй — как сила, поскольку объединял шкалы «сильный — слабый», «большой — маленький» и т.д.; третий — активность — объединял шкалы «активный — пассивный», «быстрый — медленный» и т.д. Это исследование было повторено для многих экспертов, понятий и шкал. Иногда получалось больше факторов, но самыми главными факторами оставались указанные Рис. 15
три — оценка, сила, активность. Из этого был сделан вывод, что значение понятий можно рассматривать в трехмерном семантическом пространстве. Осгуд в книге «Измерение значения» предложил метод для измерения значения понятий — так называемый семантический дифференциал[149]. Его идея состоит в следующем. Берется минимальное число шкал для каждого из трех измерений, обычно четыре шкалы — для первого измерения, три — для второго и три — для третьего измерения. Предположим, мы избрали понятие, оценили его по всем четырем шкалам первого измерения, определили среднюю, которая и будет значением понятия по первому измерению. Аналогично для второго и третьего измерений. В результате исходное понятие можно представить некоторой точкой в трехмерном пространстве. Можно дать оценить значение этого понятия другому лицу — получим другую точку и увидим, насколько разнятся значения этого понятия у этих лиц и тем самым различаются лица по этому понятию.
Метод семантического дифференциала получил широкое развитие в психологии, антропологии, социологии. Графически семантический дифференциал проще представлять в виде десяти параллельных линий. Каждое понятие на каждой шкале будет определяться некоторой точкой. Соединяя эти точки у всех шкал, получим профиль. В зависимости от того, как близки профили, можно судить о близости понятий и (соответственно) установок лиц.
|