Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрическая техника и семантический дифференциал






 

Понятие социометрии получило широкую известность с 1934 г. после выхода книги Дж. Морено «Кто выживет» («Who survive»). Хотя Морено вкладывал в это понятие весьма широкий смысл, впоследствии термин «социометрия» приобрел более ограниченный смысл, связанный с определенной техникой изучения человеческих предпочтений. Надо отметить, что такая техника использовалась уже до Морено, но ее широкое распространение и дальнейшее развитие связано с его именем.

Социометрия или (что то же самое) социометрическая техника, социометрическая мера — это некоторый инструмент оценки предпочтения и непредпочтения индивидов в группе. Как простейший пример можно взять квадратную таблицу.

 

 

    B C D E
A          
B          
C          
D          
E          

 

 

Вдоль левого столбца и верхней строки записаны обозначения N индивидов группы. В клетке по строке пишем 1, если индивид i предпочитает индивида j, и 0, если не предпочитает. Клетки по диагонали можно заполнить единицами.

Таким образом, мы имеем матрицу D порядка N N:

D = , i, j=1,..., N,

где

dij =

Если мы суммируем столбцы, то получим величины, определяющие число предпочтений данного индивида. Можно считать их баллами индивидов по предпочтению и проранжировать индивидов по этим баллам.

Это можно изобразить графически в виде так называемой социограммы. Индивида обозначаем точкой. Если он предпочитает некоторого другого индивида, то от него идет стрелка к этому второму индивиду. Очевидно, социограмма сразу показывает наглядно, какие индивиды — наиболее предпочитаемые лидеры, и какие — наименее предпочитаемые.

В дальнейшем при использовании социометрической таблицы начали применяться модификации. Можно, например, ввести три показателя — предпочтение, нейтральность, непредпочтение и соответственно в клетках будет стоять одно из трех чисел — 1, 2, 3 (или 1, 0—1) и т.д.

 

 

С помощью социометричейкой таблицы можно ввести разнообразные индексы, характеризующие структуру всей группы[146]. Таких индексов множество. Каждый исследователь вводил свой. Некоторые из них представляют интерес. Можно ввести отношение предпочтения как число всех предпочтений и непредпочтений, а также индекс совместимости группы как число взаимных предпочтений, деленное на объем группы.

В настоящее время начинают интенсивно развиваться статистические методы в отношении социометрических данных.

Наконец, дают интересные результаты матричные методы[147]. Вводится понятие доминирования, которое определяется таким образом:

dij =

Матрица D = определяет так называемое одночленное доминирование, а именно: если dik =1, то Аi> > Аk (где доминирование отмечается знаком > >). D2 двучленное доминирование, а именно: если dikdkj = 1, то Аi> > Аk> > Аj.

Число всех одночленных доминирований i -го индивида равно сумме элементов i -й строки матрицы D. Число всех двучленных доминирований равно сумме элементов i -и строки матрицы D 2. Можно ввести понятие ранга индивида как числа всех его одночленных и двучленных доминирований, т.е. ранг i -го индивида равен сумме элементов i -й строки матрицы:

S = D + D2.

Социометрическая техника в настоящее время применяется в педагогике, индустриальной социологии, военном деле и во многих других областях.

Уже давно было известно в психологии явление синестезиса — возникновение одних чувственных восприятий под воздействием других. Например, под влиянием различных музыкальных звуков рождаются некоторые зрительные представления. Антропологам было известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют определенные ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», а плохие — с понятиями «низкий» и «темный».

 

 

В 40-х годах Осгуд показал наличие связи значения одних понятий с другими понятиями[148]. Были развиты понятия семантической шкалы и семантического пространства.

Возьмем два прилагательных с противоположным значением: сильный — слабый. Расстояние между ними разделимна семь интервалов:

 

Очень сильный   Не очень слабый -1
Сильный   Слабый -2
Не очень сильный   Очень слабый -3
Ни сильный, ни слабый      

 

 

Каждого человека, естественно, можно оценить по этой шкале, поставив ему балл от +3 до − 3. Формально можно оценить любое понятие по этой семантической шкале (сильный — слабый). Можно взять шкалу: красивый — некрасивый, тонкий — толстый и т.д.

Эта совокупность шкал образует так называемое семантическое пространство. Его можно представить как обычное n -мерное евклидово пространство. На каждой оси отложены три единицы в положительную сторону и три единицы в отрицательную сторону. Любое понятие, по нашей оценке, займет некоторую точку в этом семантическом пространстве.

Была проделана следующая процедура (рис. 15). Отобрали 50 семантических шкал (50 пар противоположных прилагательных):

верхний — нижний

легкий — тяжелый

светлый — темный

и т.д. (всего 50).

Выбрали 20 понятий. Каждое понятие нужно было оценить по каждой шкале. Если оказывалось, что понятие совершенно не имеет смысла в данной шкале, то его значение имеет оценку «0». Было выбрано 100 экспертов. Каждый получил по 20 карточек, по одной карточке на понятие. Каждая карточка имела 50 шкал в одном и том же порядке, в соответствии с выбранными прилагательными. Очевидно, что был получен параллелепипед эмпирических данных 100× 50× 20.

Просуммировали результаты по экспертам и затем получили 50× 50 матрицу корреляций семантических шкал. Применили

 

 

центроидный метод факторного анализа и получили три фактора. Первый фактор объединял шкалы «красивый — некрасивый», «хороший — плохой» и т.п. и был обозначен как оценка; второй — как сила, поскольку объединял шкалы «сильный — слабый», «большой — маленький» и т.д.; третий — активность — объединял шкалы «активный — пассивный», «быстрый — медленный» и т.д. Это исследование было повторено для многих экспертов, понятий и шкал. Иногда получалось больше факторов, но самыми главными факторами оставались указанные

Рис. 15

 

три — оценка, сила, активность. Из этого был сделан вывод, что значение понятий можно рассматривать в трехмерном семантическом пространстве.

Осгуд в книге «Измерение значения» предложил метод для измерения значения понятий — так называемый семантический дифференциал[149]. Его идея состоит в следующем. Берется минимальное число шкал для каждого из трех измерений, обычно четыре шкалы — для первого измерения, три — для второго и три — для третьего измерения.

Предположим, мы избрали понятие, оценили его по всем четырем шкалам первого измерения, определили среднюю, которая и будет значением понятия по первому измерению. Аналогично для второго и третьего измерений. В результате исходное понятие можно представить некоторой точкой в трехмерном пространстве. Можно дать оценить значение этого понятия другому лицу — получим другую точку и увидим, насколько разнятся значения этого понятия у этих лиц и тем самым различаются лица по этому понятию.

 

 

Метод семантического дифференциала получил широкое развитие в психологии, антропологии, социологии. Графически семантический дифференциал проще представлять в виде десяти параллельных линий. Каждое понятие на каждой шкале будет определяться некоторой точкой. Соединяя эти точки у всех шкал, получим профиль. В зависимости от того, как близки профили, можно судить о близости понятий и (соответственно) установок лиц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.