Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы идентификации и обнаружение фальсификации продовольственных товаров






Для проведения идентификации и обнаружения фальсифи­кации продовольственных товаров используют комплекс мето­дов, применение которых в конечном итоге должно обеспечи­вать надежность и достоверность результатов идентификации. Выбор методов осуществляют исходя из задач идентификации, места и сроков ее проведения, особенностей идентифицируемо­го объекта, материально-технических возможностей и других факторов.

Главным критерием выбора одного или комплекса методов является необходимость достижения достоверных и надежных результатов при минимизации затрат (материальных, временных и пр.) на проведение идентификации.

Согласно ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения» методы идентификации в зависимости от поставленных перед испытателем задач подразделяют на виды: по документации; инструментальный; органолептический; визу­альный; опробывание; испытания.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные поня­тия. Термины и определения», согласно которой выделяют орга-нолептические, измерительные, регистрационные, экспертные и социологические методы (рис. 7).

Информационно-аналитические методы (ИАМ) - методы идентификации, основанные на анализе товарной информации и/или результатов испытаний с применением органолептических и измерительных методов.

В зависимости от используемых средств информации ИАМ подразделяются на разновидности: документальные, маркиро-почные и аналитико-информационные, которые имеют разную сферу применения и используются на разных этапах процедуры идентификации (рис. 8).

 
 


Рис. 7 - Классификация методов идентификации

           
   
 
 
   
 

 


Маркировочный

             
   
Методы
 
   
Методы пробоподготовки
 
 
   
     
 
 
   
Аналитико-информационный
     
 
 


Рис. 8 – Применение методов идентификации на разных этапах ее проведения

Документальный метод основан на анализе товарной ин­формации, содержащейся в товаросопроводительных документах.

Применение методов идентификации на разных этапах ее проведения (ТСД). К ТСД относятся документы транспортные (товар­но-транспортная накладная, железнодорожная накладная, коно­самент и др.), сертификаты" и декларации о соответствии, удостоверения качества и безопасности, эксплуатационные до­кументы (паспорта, инструкции, руководства), акты отбора проб и т. п. Документальный метод предполагает перекрестную дублирующую проверку основополагающих товарных характе­ристик, зафиксированных в разных документах (например, в накладной и сертификате), а также в маркировке.

Маркировочный метод базируется на анализе товарной ин­формации, приведенной в маркировке. Носителями ее могут быть потребительская и транспортная упаковка, этикетки, бир­ки, ярлыки, контрольные ленты, штампы и др. Если на товаре есть несколько носителей маркировки (например, этикетка и контрольная лента), проводится анализ товарной информации на разных носителях, а также в ТСД. Кроме того, должна быть про­ведена проверка соответствия товарной информации, содержа­щейся в маркировке, обязательным требованиям действующих стандартов (ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информа­ция для потребителя. Общие требования»

Аналитико-информационный метод основан на анализе результатов испытаний органолептическим и измерительным методами, а также предшествующего анализа товарной информа­ции в ТСД и маркировке. Его сущность заключается в отборе, обобщении, систематизации информации, полученной на пре­дыдущих этапах, в результате чего появляется новая информа­ция о соответствии или несоответствии, причинах возникнове­нии последнего.

Органолептические методы. Эти методы основаны на определении таких характеристик продукции, как внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и др., при помощи органов чувств (сенсоров). Оп­ределяемые характеристики называют органолептическими по­казателями.

В зависимости от того, какие органы чувств участвуют в оп­ределении этих показателей, различают разновидности органолептических методов: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, аудиометод (слуховой). Как правило, при проведении идентификации эти методы используют в комплексе с другими методами.

Преимуществами органолептических методов идентифика­ции являются их простота; доступность; быстрота определения исследуемых показателей; незаменимость измерительными методами, особенно при создании зрительного, вкусового, обонятельного или осязательного образа товаров; невысокие материальные затраты; комплексный характер оценки отдельных свойств; недостатками - субъективность оценок; описательный ими относительный характер результатов; сложности, возникаю­щие при обработке и сравнении данных, полученных отдельны­ми испытателями.

Измерительные методы идентификации. Методы, заменяющие органы чувств. Несмотря на высокую информативность результатов органолептических методов, для целей идентификации в современной практике идентификаци­онного анализа все большее распространение получают измери­тельные методы определения органолептических показателей, что обусловлено необходимостью устранения недостатков первой группы методов. Сохраняя большинство преимуществ органолептических методов идентификации, они позволяют получать объективные, сопоставимые и воспроизводимые результаты идентификации. При этом обе группы методов чаще всего до­полняют друг друга и используются в комплексе.

Измерительные методы определения вкуса и запаха. Широкое применение для оценки вкуса и запаха пищевых продуктов получили портативные установки «электронный язык» и «элек­тронный нос» («e-nose»), которые по принципу действия являются биосенсорами.

Современные измерительные методы идентификации. Измерительные методы анализа по способу регистрации сигнала, полученного от измеряемой величины, можно подразделить на три группы: физические, химические и биологические.

Многие методы по используемому инструментарию является комбинированными: физико-химическими, биофизическими и биохимическими.

 

 

Приложение 1

 

1. Вспомогательные товары пищевые добавки, улучшители консистенции (крахмал, пектин, желатин, агар и др), приправы, в том числе поваренная соль, пряности; 2. Зерно; 3. Мука; 4. Крупа; 5. Хлебобулочные изделия; 6. Макаронные изделия; 7. Свежие плоды; 8. Свежие овощи; 9. Переработанные плоды; 10. Переработанные овощи; 11. Алкогольные напитки (спирт); 12. Алкогольные напитки (водка); 13. Алкогольные напитки (ликероводочные изделия); 14. Алкогольные напитки (крепкие национальные напитки); 15. Алкогольные напитки (вина); 16. Алкогольные напитки (винные напитки и винные коктейли); 17. Алкогольные напитки (коньяк); 18. Слабоалкогольные напитки (пиво); 19. Безалкогольные напитки и минеральные воды; 20. Чай и чайные напитки; 21. Кофе и кофейные напитки; 21. Кондитерские товары (сахар); 22. Кондитерские товары (мед); 23. Кондитерские изделия; 24. Пищевые жиры (животного происхождения); 25. Пищевые жиры (растительного происхождения); 26. Молочные товары; 27. Яичные товары; 28. Мясо и субпродукты; 29. Колбасные и солено-копченые изделия; 30. Рыбные товары (живая рыба, охлажденная, мороженная); 31. Рыбные товары (копченая, соленая, консервы, пресервы, паштеты, икра); 32. Рыбные товары (икра);

 

 

Литература

1. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. М. А. Николаева М.А. Положишникова: Москва ИД «ФОРУМ»- ИНФРА – М 2009

2. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров.

3. Коснырева Л.М. Товароведение мяса и мясных товаров. М.: Дашков и К. 2005

4. Николаева М.А. Товароведение плодов и овощей. М.: Колос. 1990

5. Родина Т.М. Справочник по товароведению продовольственных товаров. М.: КолосС, 2003

6. Елисеева Л.Г. Товароведение продовольственных товаров. М.: КолосС. 2006.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.