Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фальсификация продовольственных товаров




Результатом идентификации служит подтверждение соответ­ствия или установление несоответствия ассортиментных, качест­венных, количественных характеристик и товарной информа­ции. При выявлении несоответствия продукция относится к фальсифицированной.

Фальсификация(от лат. falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продук­ты, материалы и изделия)» определен в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как «умышлен­но измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной» [4].

При фальсификации подделке обычно подвергается одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить не­сколько видов фальсификации:

• ассортиментная (видовая);

• квалиметрическая;

• количественная;

• стоимостная;

• информационная.

Для каждого вида характерны свои способы подделки товара.

Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на рис. 3.

При ассортиментной фальсификацииподделка осуществляет­ся путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдель­ных разновидностей ассортиментной классификации, представ­лены на рис. 4.

 
 


Рис. 3. Взаимосвязь видов фальсификации товаров с его харак-ми

 
 


Рис. 4. Признаки и разновидности ассортиментной фальсификации

Квалиметрическая фальсификация - подделка товаров с по­мощью пищевых или непищевых добавок для улучшения орга-нолептических свойств при сохранении или утрате других потре­бительских свойств либо замена товара высшей градации качест­ва низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и то­вары того же наименования, что и товар, указанный на марки­ровке, в сопроводительных документах, но низшей градации

Способы квалиметрической фальсификации - использова­ние добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.

Способы и средства квалиметрической фальсификации показанына рис. 5.

 

 
 

 

 


Рис. 5. Способы и средства квалиметрической фальсификации

Добавки - это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.

Пищевые добавки широко используются в пищевой про­мышленности и предусмотрены рецептурой изготовляемых про­дуктов питания. На маркировке многих отечественных и им­портных товаров, особенно западноевропейских, указываются разрешенные пищевые добавки, которые согласно Кодекс али-ментариус маркируются знаком «Е» с порядковым номером пи­щевой добавки (например, Е300 - лимонная кислота).



Использование пищевых добавок нельзя относить к фальси­фикации. Квалиметрической фальсификацией считается приме­нение разрешенных и неразрешенных добавок, не предусмот­ренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребите­ля относительно истинных потребительских свойств товара.

К квалиметрической фальсификации относятся подкрашива­ние или ароматизация пищевых продуктов, не предусмотренные рецептурой и технологией производства и предназначенные для придания продукту свойств, позволяющих имитировать их по­вышенную пищевую ценность. Конечная цель фальсификато­ров — создание потребительских предпочтений на товары пони­женного качества путем придания видимости их повышенных потребительских свойств.

Разновидностью квалиметрической фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального про­дукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. На­пример, реализация спитого чая под видом натурального про­дукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае про­дукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).

К квалиметрической фальсификации следует отнести и пере­сортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространен­ных разновидностей квалиметрической фальсификации.



Пересортица - действия, направленные на обман получате­ля и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объе­ма, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основа­ны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис. 6).

 

 

 
 

 

 


Рис. 6 - Средства и способы количественной фальсификации

 

 

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реа­лизации низкокачественных товаров по ценам высококачествен­ных или товаров меньших размерных характеристик по цене то­варов больших размеров.

Существует несколько разновидностей стоимостной фальси­фикации. Это реализация фальсифицированных товаров:

• по ценам, аналогичным или лидирующим для натурально­
го продукта;

• по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом;

• по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.

Первые две разновидности стоимостной фальсификации наиболее распространены. Выбор одной из них определяется рыночной конъюнктурой.

Последняя указанная разновидность фальсификации встре­чается редко и рассчитана на потребителей, у которых высокие цены ассоциируются с высоким качеством товаров. Она возмож­на также при чрезмерном спросе и недостаточности предложе­ния натурального продукта на рынке.

Информационная фальсификация - обман потребителя с по­мощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркиров­ке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ра­нее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией ин­формации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.

Наряду с этой классификацией видов и способов фальсифи­кации можно выявить еще две группы способов фальсификации в зависимости от места ее осуществления. Это технологическая и предреализационная фальсификации.

Технологическая фальсификация - подделка товаров в процессе технологического цикла производства. Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликероналивочных изделий.

Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал