Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия науки: ее предметная сфера и основные задачи






 

Сегодня было бы излишним доказывать сколь сильно современная цивилизация обязана своим развитием науке. С того времени как наука получила широкое применение в технике, технологии, а случилось это во второй половине XIX века, наука стала непосредственной производительной силой общества. Все, что столь сильно изменило условия жизни целых поколений, - будь то железная дорога и компьютер – основано на познании законов природы, т.е. на достижениях математики, физики, химии, биологии и т.д.

Кроме того, XX век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. Соединяясь с властью, наука начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития.

Вместе с тем, обращает на себя внимание и другой факт. С прогрессом науки и основанной на ней техники связывают не только самые существенные надежды человечества, но и тревоги за свое будущее. Как известно, запуск технологий, основанных на данных науки, порождает различного рода негативные последствия, особенно в сфере экологии.

В целом, сказанного достаточно для того чтобы понять, что наука является на сегодняшний день одним из самых важных и актуальных объектов для изучения. И действительно в наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, психологию и т.д. Но особое место в этом ряду принадлежит философии науки. Что такое философия науки?

Обычно, говоря о науке, мы подразумеваем под ней некое множество элементов. Это и производительная сила общества, и социальный институт, и система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, но прежде всего наука – это производство знания. Знание – это то, без чего наука существовать не может. Философия науки как раз и пытается ответить на вопрос о том, что такое научное знание, какова его структура и методы, каковы закономерности формирования и развития научного знания. Именно это в первую очередь интересует философию науки.

Далее, рассматривая науку как деятельность, направленную на производство знания, следует принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности, научной традиции. В процессе развития науки происходит не только накопление нового знания и перестройка ранее сложившихся представлений о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научной коммуникации, формы разделения и кооперации научного труда. Учет историзма науки позволяет несколько уточнить понимание предмета философии науки. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Короче говоря, философия науки рассматривает научное знание как социально-исторический, социокультурный феномен. И исследование того, как исторически меняются способы формирования научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс, является одной из важных ее задач.

Ясно, что для того чтобы выявить общие закономерности развития научного знания философия науки должна опираться на материал истории науки вообще и конкретных наук в частности. Все это обуславливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Здесь было бы уместным сказать, что подобный союз философии науки и истории науки существует не так уж и давно. По традиции, сложившейся в Новое время и поддержанной впоследствии участниками Венского кружка, философ ставил перед собой задачу выработать критерии истинности знания и процедур доказательств, которые приводят к установлению истины. Можно сказать, что философия науки долгое время выступала как некая нормативная дисциплина, предписывающая каким образом должно действовать в науке для того чтобы прийти к истине. Только в середине XX века, примерно в 50-60е годы, было осознано, что логико-методологические предписания, сформулированные неопозитивистами, участниками Венского кружка, слишком жесткие и в целом далеки от практики научного творчества. В конечном итоге, стремление приблизить логико-методологические модели научного знания к реальной научной жизни привели к необходимости сотрудничества философии и истории науки.

В завершении этого вводного разговора, скажем несколько слов о пользе философии науки для человека, который не является специалистом в этой области и который собирается работать в науке над ее конкретными проблемами. Как известно, научная деятельность, как и другие виды деятельности, связана с воспроизведением неких известных образцов, норм, стандартов постановки и решения научных проблем. Осознание ученым этих образцов, норм, стандартов и контроль за их осуществлением представляет так называемую парадигмальную рефлексию ученого. Однако в работе каждого специалиста и тем более ученого периодически возникают ситуации, когда имеющихся образцов и стандартов оказывается недостаточным для постановки и решения проблем. В этой связи, исследователям в поисках новых стандартов и методов приходится выходить за рамки конкретной области знания и искать необходимый опыт в культуре. История и философия науки являются такой сферой взаимодействия науки и культуры, благодаря которой наука преодолевает недостаточность собственных интенций, сформировавшихся в пределах узкой предметной проблематики. Это, во-первых.

Во-вторых, все чаще предметом научного исследова­ния становятся целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают чело­века. К этому типу объектов, получившим название " человекоразмерных" (В.С. Степин), относятся комплексы " человек-машина", " человек-машина-производственная среда", " человек и биосфера", объекты генной инженерии и т.д. Экспериментирование с такого рода объектами может привести к радикальной трансформации человекоразмерной системы, созда­вая опасность ее разрушения, а значит, угрожая самому существованию человека. В этих условиях ученый не имеет право мыслить узко, напротив, от него требуется мировоззренческая рефлексия, связанная с выработкой системы ценностей данной науки, моральных критериев научной деятельности. При этом исходный материал мировоззренческой рефлексии ученый может черпать опять же в области культуры, истории и философии науки в частности. Таким образом, изучение истории и философии науки представляется сегодня важной и актуальной задачей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.