Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт






Исторические формы институционализации научной деятельности.

Будучи деятельностью, направленной на получение знания, наука представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между самими членами научного сообщества, а также между ними и обществом. Иначе говоря, в качестве целостного образования, наука есть социальный институт, включающий и научное знание, и научную деятельность, и систему отношений в науке, и научные учреждения и организации и т.д. Конечно, наука не сразу стала этой целостностью. Процесс образования науки как социального института имеет долгую историю.

Разговор о социальной институционализации науки естественно начать с беглого взгляда на деятельность античных философских школ. Античная философская школа была первой исторической формой институционализации познавательной деятельности. Она объединяла группу близких по духу учеников вокруг фигуры учителя с целью обучения через личное общение, подражание и работу над собой. Как известно, в классической античной философской традиции познание преимущественно преследовало цель усовершенствования своей души, ее излечения либо освобождения. В этой связи, в античной философской школе группа учеников, объединяющихся вокруг руководителя школы, искала для себяправильной жизни. (Речь идет именно о философской школе, а не о школах риторики, которые служили целям общего образования, подготовки к карьере и т. п.). И это искание было связано с самоусовершенствованием, с заботой о себе, как говорил М. Фуко.

Участники философской школы, таким образом, решали каждый свою личную задачу. И в этом отношении они все были равны. В школе Плотина, например, были и бедные, и богатые и влиятельные люди, но на равном положении учеников. Социальные различия должны были остаться за порогом школы как не имеющие значения для дела обретения душою правильной жизни.

В средние века цель усовершенствования, излечения и освобождения души перестает быть частной заботой отдельных людей, достижению которой предаются по свободному выбору в избранном кругу друзей-единомышленников. Забота о своей душе и ее спасении становится всеобщей и обязательной задачей каждого христианина. Она реализуется не самодеятельно, а под контролем высокоорганизованного авторитарного социального института — церкви.

Наиболее характерной для средних веков формой организации познавательной деятельности был университет. Само слово universitas означало «сообщество» и относилось не к характеру преподавания и обучения, но к корпорации, включающей в себя как учеников, так и учителей. Средневековый университет — это прежде всего самоуправляющаяся корпорация, сообщество людей учения. В организационную структуру средневекового университета входили факультеты теологии, права, медицины и свободных искусств. Факультет свободных искусств являлся как бы «общеобразовательным». Овладение его учебной программой было условием обучения на других факультетах. «Высшим» же факультетом был теологический. Обучение на нем в Парижском университете продолжалось 8 лет.

В целом, университетская корпорация была подобна профессиональному средневековому цеху. Это сходство просматривалось в целом ряде деталей. Как и при вхождении в любой цех, вхождение в ученую корпорацию начиналось с долгих годов ученичества, за которыми следовала работа под надзором наставника (так, на факультете искусств Парижского университета студент должен был после шести лет учебы два года «читать» на факультете), затем следовал экзамен, который часто имел форму публичного диспута. Последний был своего рода chef d'oeuvre ученика, т. е. вещью, которая удостоверяла его мастерство. После диспута предоставлялось право самостоятельно заниматься ремеслом, т. е. читать лекции — licentia docenti.

Относительно целей средневекового университета, надо заметить следующее. Средневековый университет был корпорацией людей учения, но не ученых в современном смысле слова, ибо целью ученых занятий в средние века вовсе не являлосьполучение нового знания. Главным смыслом ученых занятий было сохранение и упорядочениеимеющегося знания, но отнюдь не его обновление или приращение. Считалось, что знание надо было бережно хранить, чтобы оно вновь не забылось, как это произошло с античными традициями в эпоху после крушения Римской империи. Наилучшим же средством сохранения знания является обучение.Целям обучения, сохранения, систематизации имеющегося знания собственно и служил средневековый университет.

Как управлялись средневековые университеты? В целом, надо сказать, что многие университеты опекались монастырскими орденами. Преподаватели и студенты, принадлежащие ордену, получали содержание как члены ордена согласно его регламенту. Университетские корпорации обладали привилегиями быть судимыми только церковным, а не светским судом. В XIV—XV вв. новые университеты основывались не только церковью, но и соперничающей с ней за влияние королевской властью.

Примерно с середины XV в. появляется еще одна институциональная форма науки – академия. Первые академии были неформальными объединениями - дружескими союзами любителей, и их деятельность зависела от сохранения духа братства и единомыслия между членами. Такие академии в любой момент могли распасться из-за разногласий во взглядах участников, ибо не было никакого общеобязательного авторитета, способного их примирить. Поэтому академии обычно включали в свои уставы правила этикета, направленные на то, чтобы сохранить дружеский и вежливый тон полемики. Первые академии были сообществами, регулярно собиравшимися вместе, чтобы коллективно производить опыты и наблюдения. При этом коллективность выступала гарантией достоверности наблюдения, в условиях отсутствия какой-либо стандартизации экспериментального оборудования, общепризнанных теорий, объясняющих наблюдаемые явления, она заменяла повторяемость эксперимента.

Желание предохранить академии-салоны от раскола еще более укрепляло стремление ограничить их деятельность только опытом и наблюдениями и избегать того, что порождает непримиримые разногласия, т. е. вопросов философских, теологических и политических. Одновременно в стремлении избегать теологических и политических споров проявлялось, разумеется, и стремление застраховать себя от конфликтов с властями. Такая установка, понятная сама по себе, еще более способствовала упрочению представления о том, что опыт есть однозначная достоверная данность, тогда как теории и концепции — особенно философские и теологические — произвольны и необоснованны. Такое представление укреплялось, несмотря на то что собственная практика любителей опытов и экспериментов противоречила вере в достоверность и однозначность наблюдений.

Среди первых Академий можно назвать - Лондонское королевское общество, Парижскую, Берлинскую академию наук и т.д. Следует однако заметить, что появление академий вовсе не означает, будто исследовательская научная деятельность становится профессиональным занятием. Участие в первых академиях было, как правило, занятием в свободное время, хобби.

Профессионализация научной деятельности произошла в 19 веке. Наиболее ярко этот процесс происходил в Германии. Существенным признаком профессионализации науки является совмещение преподавательской и исследовательской деятельности. В Германии в результате реформ Берлинского университета, происходивших под руководством В. фон Гумбольдта обязательным требованием для получения должности профессора было осуществление оригинальных научных исследований. Право читать лекции в университете предоставлялось на основании самостоятельно выполненной научной работы — Habilitationsschrift — а не в результате успешного завершения предписанного курса профессионального обучения и сдачи квалификационных экзаменов. После защиты диссертации и получения venia legendi, т. е. права читать лекции в университете, молодой ученый в Германии становился приват-доцентом. В этом качестве он не получал от государства никакого жалованья. В его распоряжении была только плата студентов, посещавших его лекции. Венцом карьеры приват-доцента, достижимым далеко не для всех, было положение профессора, имевшего постоянное и хорошее жалованье. Приват-доценты вели свою научно-исследовательскую деятельность частнымобразом, свободновыбирая для себя тему. Это было одним из важных проявлений «академической свободы», которой так гордились немецкие университеты. «Академическая свобода» включала также свободу выбора предмета преподавания и дополнялась свободой студентов в выборе профессоров и лекционных курсов.

Далее, совмещение преподавательской и исследовательской деятельности вело к возникновению университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к своей работе студентов. Одной из самых известных таких лабораторий была лаборатория химика Юстуса Либиха в Гисене. Эта и другие немецкие лаборатории были для всего мира эталоном подлинно научного учреждения, в них делается в XIX в. мировая наука, лидерство в которой к середине века переходит к Германии. Следует заметить, что процесс профессионализации научной деятельности завершает становление науки как социального института. В 20 веке ученый-профессионал становится преобладающей фигурой в научном сообществе, а сама научная профессия приобретает характерные для нее черты.

Научная профессия и ее основные характеристики.

Сам термин " научная профессия" употребляется для обозначения в широком смысле тех специалистов, чья основная деятельность связана с хранением, передачей и умножением формальных знаний (то есть фиксированных и кодифицированных знаний). По мнению социологов (Т. Парсонс, Н. Сторер), любая профессия определяется четырьмя главными особенностями.

Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях. Именно обладание такими знаниями отличает профессионалов от " непосвященных", и это обладание, будучи продемонстрировано, получает название " экспертизы".

Далее, профессиональная ответственность тесно связана с другой характеристикой профессии – автономностью. Учитывая, что профессия подразумевает совокупность знаний, достоверность и полезность которых не зависит от качеств отдельных индивидов, о профессионалах судят не по таким вещам, как манеры, место рождения или политические убеждения, а по их владению соответствующими знаниями и степени участия в их умножении. Поскольку по этим критериям профессионала могут оценивать только коллеги, профессия должна либо отвоевать для себя значительную автономию, либо в конце концов совершенно распасться.

Третья особенность профессии, выступающая в широком смысле как необходимая для ее самосохранения, – это установление между ней и ее общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку, а равно и охрану от непрофессионального вмешательства в ее главные интересы. С одной стороны, профессия должна демонстрировать и свою способность приносить практическую пользу людям, далеким от нее, а с другой стороны, в обмен на эти услуги профессионалы получают материальную поддержку и соответствующую толику престижа. Такого рода взаимоотношения очевидны, когда мы имеем дело с медицинской и юридической профессиями, но требуют более глубоких аналитических исследований, если мы коснемся профессии ученого.

Наконец, четвертая характеристика тесно связана с потребностью в такого рода вознаграждении, которое служило бы достаточным стимулом для профессионалов, будучи в то же время подконтрольно не столько посторонним, сколько самой профессии. " Обслуживающие" профессии, особенно юристы и медики, работают в основном на гонорарном принципе, т.е. свое экспертное обслуживание они обменивают на деньги, поступающие непосредственно независимому специалисту или группе, в которой он состоит на службе. В той мере, в какой профессионал " зарабатывает" вознаграждение, которое определяется мнением и желаниями непрофессионалов, он подвержен соблазну изменить принципам своей профессии (как это бывает с врачами, совершающими незаконные операции, или с юристами, прибегающими к услугам лжесвидетелей). В этой связи, " обслуживающие" профессии в большей степени зависят от таких средств социального контроля, как выдача лицензий и исключение из корпорации. Что касается " необслуживающих" профессий, в них мотивация ученых должна быть иной, нежели просто услужение другим или обеспечение своей жизни за счет гонораров за услуги. Известный социолог науки Роберт Мертон, утверждает, что самой важной мотивацией научной деятельности является желание получить профессиональное признание, каковое, по определению, может поступать только от тех, кто компетентен оценить вклад ученого в общую сумму знаний. Для приобретения достаточно солидной доли признания со стороны своих коллег ученому, особенно в точных науках, но не только в них, необходим приоритет, и история науки, начиная с XVII века, отмечена беспощадными схватками из-за приоритета, что, видимо, подтверждает первостепенную значимость признания этого вида вклада ученого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.