Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДУ




Плата за воду является формой финансового контроля госу­дарства экономического стимулирования мероприятий, направ­ленных на рациональное использование и охрану водных ресур­сов. Плата за воду входит в себестоимость продукции промыш­ленных предприятий. Тарифы определены с учетом основных затрат водохозяйственных систем с учетом рентабельности их основных фондов.

Плата за воду способствует повышению эффективности про­изводственно-хозяйственной деятельности предприятий с уче­том факторов охраны окружающей среды. Кроме решения акту­альной задачи — создания хозрасчетных взаимоотношений меж­ду предприятиями, связанными с водным хозяйством, плата за пользование водой позволит накапливать средства для реализа­ции их в водоохранных целях.

Предложены различные методы определения цен на воду.

Общим во всех случаях платы за воду является то, что мате­риальную основу составляют фактические эксплуатационные издержки водохозяйственных систем. Однако методы расчета платы и принципы ее взимания еще не унифицированы.

В РФ установлены официальные тарифы на воду, забирае­мую промышленными объектами из водохозяйственных систем. Плата за воду вносится промышленными предприятиями (объе­динениями) всех отраслей экономики в доход государственного бюджета.

Плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, не взимается с предприятий и организаций жилищно-коммуналь­ного хозяйства и бытового обслуживания населения (независи­мо от их ведомственной подчиненности).

Коммунальные водопроводы, забирающие воду из водохо­зяйственных систем и снабжающие ею промышленные пред­приятия, вносят в доход государственного бюджета за воду, по­даваемую для нужд промышленных предприятий. На указанную сумму соответственно увеличиваются платежи промышленных предприятий коммунальному хозяйству.

Тарифы на воду установлены за 1 м3 потребляемой воды. Оплате подлежит весь объем забираемой воды. При потребле­нии воды промышленным предприятием в пределах лимита плата на воду взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды пла­та за воду взимается в пятикратном размере. При заборе воды


предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нуж­ды охлаждений агрегатов (возвратное водопотребление), приме­няются два вид тарифов: за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится по тарифу, составляющему 30 % - ю величину тарифа; за сверхлимитный забор воды плата производится по тарифу, установленному для данной водохо­зяйственной системы.

Реализацию платы за воду в промышленности следует рас­сматривать как важный шаг в экономическом стимулировании -рационального использования водных ресурсов. Взимание платы за воду, используемую в промышленном производстве, в опре­деленной мере стимулирует соблюдение норм водопотребления, предотвращает расточительное использование воды, снижает потери, вызванные бесконтрольным ее потреблением, но не обеспечивает получения максимально возможных народнохо­зяйственных результатов от эксплуатации водных источников. Плата учитывает водохозяйственные затраты, наиболее легко поддающиеся калькуляции. В водоизбыточных районах, где по­тенциальные возможности источников используются лишь час­тично, такой подход вполне оправдан.



Охрана водных ресурсов от загрязнения пока слабо стимули­руется экономическими методами. Недостаточно разработана система тарифов за сброс сточных вод в канализационную сеть в зависимости от характера и степени загрязнения водных ре­сурсов.

Целесообразен учет следующих видов оплаты:

за очистку стоков на центральных или районных очистных сооружениях;

сброс недостаточно очищенных сточных вод в реки и водо­емы маловодных, густонаселенных промышленных районов, где проводятся мероприятия по охране водных ресурсов;

за сброс недостаточно очищенных сточных вод в реки, водо­емы и моря с использованием их самоочищающей способности.

Например, тариф за очистку стоков на очистных сооружени­ях определяют по формуле

Ц = И + χ(l + l1) +l2k Пф± Л, (7.47)

где И — издержки эксплуатации при очистке стоков; χ — оплата труда; l — норма чистого дохода, пропорциональная оплате тру­да; l2 — норма чистого дохода, пропорциональная основным и оборотным производственным фондам; k — коэффициент, учи­тывающий эффективность фондов; Пф — производственные




фонды; Л — надбавки к тарифу или льготы за улучшение экономических параметров работы очистных сооружений.

Надбавку за различие загрязненности сточных вод, поступающих на очистные сооружения, учитывают следующим образом:

Л1 = 0,01α1(k2- 1)ПФ + k2 (7.48)

где α1 — средняя норма амортизации, %; k2коэффициент превышения средней степени загрязненности поступающих на очистку сточных вод; ПФ — фондоемкость очистки сточных вод; — дополнительные затраты на реагенты.

Надбавку за неравномерность поступления сточных вод определяют:

Л2= ПФl2k2(1+ α2), (7.49)

где k2 — коэффициент часовой неравномерности поступления сточных вод; α2— средняя норма амортизационных отчислений с учетом дополнительных производственных фондов, %.

Для районов, где уже в настоящее время наблюдается дефицит воды, размер оплаты за сброс неочищенных сточных вод вычисляют по формуле

Ц = [И + χ(l+l1) + l2ф] Qp, (7.50)

где Qp — количество свежей воды, идущей для разбавления сточных вод до допустимой концентрации.

Затраты на водообеспечение рассчитывают в основном по двум методам. В первом методе учитывают затраты только на забор, подъем и транспортировку воды от источников к потребителю, а также на очистку и отведение сточных вод. Второй метод, кроме перечисленных затрат, дополнительно учитывает затраты на мероприятия по регулированию водотока для разбавления недостаточно очищенных сточных вод. Однако эти методы не учитывают дефицита водных ресурсов, характерного для отдельных водохозяйственных систем и бассейнов.

Затраты на водообеспечение Зв находят по формуле:

Зв = Звс + Э0, (7.51)

где Звс — затраты на водоснабжение, очистку и отведение сточ­ных вод; Э0экономическая оценка воды в бассейне.

Критерием природного ресурса следует считать приносимый этим ресурсом совокупный народнохозяйственный эффект, а показателем эффекта — экономический выигрыш от использования водного ресурса. Экономической оценкой Э0 служит экономический выигрыш от эксплуатации ресурса при определенных замыкающих затратах, характеризующих увеличение продукции, получаемой при использовании ресурса.

При сбросе недостаточно очищенных сточных вод затраты по формуле (7.51) должны учитывать убытки отраслей, использующих воду этого бассейна. При определении ущербов должны быть учтены не только прямые потери в отраслях экономики, но и косвенные, вызванные социальными факторами и изменения­ми в экологической системе.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал