Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. М. Котна






4 3-5 ЛЕТ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕ%И ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕ

ллагоприят-

Дошкольный возраст является наиболее ^зыка. Сре-ным для усвоения различных уровней родного^, р0^ ЯЗЫка. ди них особое значение имеет грамматический ^

< —> и дошколь-

В настоящее время проблема обучения дет^и недоста-

ного возраста грамматически правильной ре трудности

точно изучена. Это вызывает значительны^ия детей.

родич,
'^школьного

в определении содержания и методики обуче^1е (д, м.Бо-За последние годы в методической литерату^ся с дич, Ф.А.Сохин, Г.М.Лямина) мы встречаег: )ШКШ

ждением, что особую трудность для детей #/СТНой речи, возраста представляет усвоение синтаксиса У е^5 направ-Это утверждение дезориентирует воспитате^дете^ пред-ляя основное внимание на формирование у ование пра-ложений и отодвигая на второй план форми^0 СуЩестВу5 вильных морфологических навыков, сводя, ^тской речи', эту работу только к исправлению ошибок яу поскольку Это утверждение вообще вызывает сомнени^'


синтаксис разговорной речи, которой преимущественно пользуются дети, довольно прост. Данное положение в из­вестной мере отразилось и в действующей программе дет­ского сада, где содержание обучения детей правильному изменению слов почти не раскрыто.

...В данном сообщении рассматриваются только неко­торые вопросы методики обучения грамматически правиль­ной речи детей четвертого и пятого года жизни. <...>

В основу своей работы мы положили фундаментальное исследование А.Н.Гвоздева «Формирование грамматичес­кого строя русского языка у детей», в котором раскрыва­ются основные закономерности этого процесса. Остано­вимся на тех из них, которые наиболее существенны для обучения детей грамматически правильному изменению слов и которые мы имели возможность также проследить в ходе нашей работы с детьми и наблюдений за их речью.

А.Н.Гвоздев (как и другие авторы: К.Д.Ушинский, К.И.Чуковский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швач-кин) отмечает необычайную чувствительность детей до­школьного возраста к звуковой стороне речи — «чувство языка», благодаря которому они выделяют значимые еди­ницы грамматики — морфемы и затем используют их в своей речи при изменении слов и создании детских нео­логизмов, а также присущую детям подражательность при усвоении грамматических норм языка.

Среди выявленных А.Н.Гвоздевым закономерностей в первую очередь нужно отметить интуитивное ^усвоение ребенком необходимости изменения слов". Это вытекает из самой сути грамматического строя русского языка, от­носящегося к группе синтетических, или флективных, язы­ков. Этим объясняется изменение детьми неизменяемых существительных типа пальто, кофе («У меня на пальте пуговица оторвалась». «Я не хочу кофею»), а также игно­рирование ими нулевых окончаний и замена их чаще упот­ребляемыми («Я рисую Бабов Ягов без ногов», «Я видел много белков»).

Дети к трем годам уже в основном усвоили окончания таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но еще не знают всего их разнообразия. Особенно это относится к существительным. Закономерностью, от­меченной А.Н.Гвоздевым, является усвоение детьми в пер­вую очередь наиболее типичных, чаще встречающихся окончаний. Поэтому в детской речи в период овладения грамматическим строем мы встречаемся с господствую-



шими окончаниями, зачастую, в процессе усвоения и диф­ференциации, сменяющими друг друга. Так, ФА.Сохин в своем исследовании показывает смену в творительном падеже господствующего окончания -ой окончанием -ом, уже потом их разграничение. На четвертом году жизни это явление уступает место ориентации на первоначаль­ную форму слова, что связано с усвоением категории рода Поэтому при правильном определении родовой принад­лежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном соответственно допускает ошибку. Так, существительные женского рода, оканчивающиеся на мяг­кий знак, относятся детьми трех лет к существительным мужского рода. Отсюда детские ошибки: «Кошка поймала мыша», «За дверем», «Я хочу хлебушка с солем». Наблю­дая за речью детей, мы установили безошибочное упот­ребление слова ночь с присущими ему изменениями. По-видимому, это явление объясняется тем, что слово ночь приходит к ребенку в своеобразном обрамлении других слов («ночь пришла», «темная ночь», «ночью нужно спать»). Слово ночь звучит для ребенка обычно только в имени­тельном падеже с глаголом в настоящем времени.

Ярко выраженной закономерностью усвоения грамма­тического строя русского языка является стремление к сохранению основы слова в том виде, в котором ребе­нок получил его в данный момент или ранее от взросло­го. Отсюда типичные для младших и средних дошкольни­ков ошибки типа: «голову», «можу», «не пустю», «возьмил» и т.п.

Грамматические ошибки в речи детей четвертого года жизни — возрастная закономерность, не зависящая от со­циального окружения. Ошибки подражания неправильной речи взрослых единичны. Грамматические ошибки в рав­ной мере присущи и детям, воспитывающимся в условиях благоприятной речевой среды, т.е. в семьях, где все гово­рят правильно. В своей работе мы установили, казалось бы, парадоксальный факт: обнаружили гораздо больше оши­бок в повседневной речи детей из семей с благоприятным речевым фоном. Это явление — показатель прогресса в ре­чевом развитии детей. В данном случае дети четвертого года жизни приближаются к уровню речевого развития детей пятого года. В среднем дошкольном возрасте, по свиде­тельству исследователей и практических работников, а так­же по материалам дневниковых записей, в речи детей по­является большое количество морфологических ошибок,


обусловленное усложнившейся структурой речи, благода­ря чему не усвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся заметными. В нашей работе это явление потребовало, с одной стороны, усиления контроля за дет­ской речью, исправления ошибок, а с другой стороны проведения систематических обучающих упражнений по формированию правильных навыков. Мы убедились также в необходимости соответствующей работы с родителями-разъяснении им значения работы по формированию грам­матической правильности речи детей, осуществления кон­троля за детской речью, исправления грамматических ошибок. Важно рекомендовать родителям несложные ди­дактические игры, упражнения для закрепления навыков, которые являются предметом обучения в данный момент!

На пятом году жизни, как уже указывалось выше, за­кономерным является увеличение грамматических ошибок в речи детей. Наряду с этим значительно больше и пра­вильных грамматических форм, усвоенных на предыдущем этапе. Здесь в формировании грамматической правильно­сти речи помогают намечающееся развитие потребности говорить правильно, а также умение мобилизовать свою память, прошлый опыт в ответ на указание воспитателя: «Вспомни, как нужно сказать правильно». Большую роль в этом возрасте играет оценка воспитателем речевой дея­тельности ребенка, выражение уверенности в его умени­ях: «Молодец, сказал правильно», «Сережа ошибся, но сейчас подумает и скажет правильно». Похвала уместна и после повторения ребенком правильной грамматической формы-образца, т.е. высказывания воспитателя.

В этом возрасте довольно часты вопросы детей: «А я пра­вильно сказал?» «А как нужно сказать правильно?». Это ти­пично для детей среднего дошкольного возраста, когда по­является потребность убедиться в правильности своих действий. <...>

Систематическая работа с детьми показала, что овла­дение грамматически правильной речью длительный про­цесс, в котором возможно возвращение к прежним ошиб­кам, стереотипным для ребенка формам.

В процессе работы по данной проблеме мы убедились в необходимости точного определения содержания обуче­ния. Неправомерен отход от установленного исследовате­лями проблемы дидактики детского сада примерного про­граммного содержания, отраженного в прежних программах детского сада. Так, для детей четвертого года жизни следу-


сохранить следующее программное содержание: учить детей правильно изменять наиболее употребляемые слова, в которых они допускают типичные морфологические ошибки На ступени среднего дошкольного возраста наря­ду с закреплением грамматических навыков младшей груп­пы следует учить правильно изменять трудные для них слова в соответствии с программой по ознакомлению с окружа­ющим и обогащением словаря детей.

Кроме того, нам представляется необходимым разра­ботать приложение к программе детского сада, где дать перечень слов, требующих специальной работы по обуче­нию детей их правильному изменению.

При подготовке специалистов по дошкольному воспи­танию в пединститутах и педучилищах следует во всех спе­циальных методиках обращать внимание студентов на не­обходимость развития речевых навыков в связи с тем или иным предметом, указывать не только на обогащение сло­варя детей необходимыми словами, но и на формирова­ние грамматических навыков.

Проведенная работа позволила уточнить методику обу­чения детей грамматически правильной речи, убедиться в эффективности отдельных методов и приемов обучения на занятиях.

Начать следует с того, что наметившаяся в теории и практике дошкольного воспитания тенденция свести всю работу по формированию грамматических навыков к ис­правлению детских ошибок неправильна, особенно при­менительно к младшим дошкольникам. В этом возрасте ошибки в речи детей не всегда заметны. В этом мы убеди­лись, наблюдая за речью детей не только в повседневной жизни, но и на занятиях. Следовательно, полагаться на формирование грамматических навыков в процессе ис­правления ошибок нельзя. Необходимо формировать грам­матическую сторону речи, помогать ребенку в преодоле­нии возникающих перед ним трудностей, а не пассивно ожидать детских ошибок, чтобы их затем исправлять. Ак­тивный процесс формирования у детей грамматических навыков должен иметь целью обучение правильному из­менению слов с учетом возрастных закономерностей ус­воения грамматического строя русского языка. Поэтому на занятиях по развитию речи в младшей и средней группах значительное место должны занять специальные упраж-нения направленные на практическое усвоение детьми Морфологических элементов русского языка, таких, как


единственное и множественное число, категория рода разнообразие падежных окончаний существительных и дп' В упражнениях с детьми 3—5 лет нецелесообразно объе­динять упражнения, направленные на формирование мор­фологической стороны речи, с заданиями на усвоение строя предложения, разных типов предложений. Построе­ние предложений, как произвольный процесс, само по себе затрудняет детей, и заведомо усложнять его, включая упражнения с трудными грамматическими формами, не следует. Это задача для старшего дошкольного возраста. Грамматические упражнения на усвоение трудных грамматических форм могут быть предметом специаль­ных занятий, но целесообразнее проводить их как часть комплексных, или «комбинированных», занятий. Это дает возможность проводить их чаще, так как овладение грам­матическими навыками требует неоднократного повто­рения. В процессе исследования мы убедились в эффективно­сти разработанной нами методики, предусматривающей jy_c в о е н и е грамматических форм на основе реальных жизненных отношений или их имитации с помощью иг­рушек и изображений на картинках; представление детям образца правильного изменения слов, которые вы­зывают затруднения, неоднократные упражнения в за­креплении навыков. В практике детских садов и в методи­ческих работах наметилась тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грам­матические формы (с изменением основы слова, с нети­пичными для ребенка окончаниями). Дети, еще не осво­ившие навыков правильного изменения слов, допускают в этих случаях ошибки, которые могут закрепиться. Пре­доставление детям правильной формы слов особенно важ­но в младшем дошкольном возрасте, когда в речи детей господствуют стереотипные окончания, ярко выражено стремление к сохранению предложенной воспитателем основы слова и когда дети в силу присущей им подража­тельности могут усвоить как правильные, так и неправиль­ные навыки изменения слов. Проводя занятия, воспита­тель зачастую провоцирует детей на ошибки неправильной методикой. Приведу пример из записи занятия по разви­тию речи, где грамматические шибки в ответах детей спро­воцированы самим воспитателем. Воспитатель проводит занятие «Что делает кукла». Программное содержание: ак­тивизировать словарь детей, уточнить название действий.

 


Одновременно ставится задача учить детей правильно из­менять глаголы.

Воспитатель: Дети, вы видите, что делает Та­нечка?

Дети: Видим.

Воспитатель: Юра, а ты видишь?

Юра: Виду.

Через некоторое время воспитатель говорит, что кукла Таня будет искать мячик. Затем следуют действия с кук­лой, после чего воспитатель спрашивает: «Что делает Таня?» Дети отвечают: «Искает мячик».

Таня «играет» с детьми, «поет» песенку. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им попросить Таню спеть.

Дети: Танечка, спей, пожалуйста.

Такие ошибки в методике не единичны, причем они распространены и на занятиях по другим разделам про­граммы, например, по развитию у детей первоначальных математических представлений в младших группах. Когда дети, осваивая понятия об одном и множестве предметов, широко используют родительный падеж множественного числа, также допускается самостоятельное образование ими грамматических форм без учета затруднений детей. При под­боре предметов одновременно даются и такие слова, у ко­торых в родительном падеже множественного числа упот­ребляется стереотипное для детей окончание -ов, и такие, которым присущи нулевые окончания, отсюда детские ошибки типа: «матрёшков», «цыплятов» и т.п.

Здесь необходимо вместо традиционного исправления допущенных ошибок сразу же представить образец грам­матически правильного изменения слова и затем закре­пить его путем коллективного и индивидуального прого-варивания.

В работе над грамматически правильной речью следует использовать занятия по всем разделам программы, опти­мально учитывая их возможности. Так, в ходе развития математических представлений хорошо закрепляются пра­вильные формы множественного числа, включая и роди­тельный падеж. Занятия по изобразительной деятельности и физкультуре помогают в формировании правильного из­менения трудных для детей глаголов, например: рисовать, бежать, прятаться и т.п.

Такое комплексное решение задач обучения детей — обязательное условие развития всех сторон личности ре­бенка, в том числе и развитие речи. И если в исследованиях

Ю-2Ш 289


и методических работах мы концентрируем внимание на строго определенных вопросах, то воспитатель работает сразу по всем разделам и оказывает всестороннее воздей­ствие на личность каждого ребенка. Только при условии такого комплексного подхода к обучению детей грамма­тически правильной речи можно добиться значительных успехов в усвоении детьми трудных для них грамматиче­ских навыков уже на ступени младшего дошкольного воз­раста.

Конина М.М. Некоторые вопросы обуче­ния детей 3-5 лет грамматически правиль­ной речи: Доклад на научной конференции МГПИ им. В.И.Ленина. — М., 1978. (Публи­куется впервые.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.