Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка»






ГЛАВА 5

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Введение

Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматике че­ловек получил возможность использовать язык как сред­ство общения и передачи мыслей, накопления обществен­ного опыта.

Овладение грамматически правильной речью вызыва­ет у детей много трудностей. Они объясняются не только возрастными закономерностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского язы­ка, имеющей много нетипичных, единичных, по словам А.Н.Гвоздева, «стоящих особняком» форм, т.е. тех исклю­чений из правил, которые подвергаются в речи ребенка вытеснению.

До 1950 года формированию грамматической правиль­ности речи уделялось недостаточно внимания. Решение этой задачи тесно связывалось с обогащением словаря детей или развитием связной речи. В 50-е годы появляют­ся статьи научных работников вузов и НИИ, публикации из опыта работы воспитателей, посвященные этой про­блеме. В них раскрываются задачи, содержание и методи­ка обучения грамматически правильной речи (формы и приемы работы). Проводятся специальные психологи­ческие исследования (Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.За-харова, В.И.Ядэшко и др.).

Фундаментальным трудом в этой области является ра­бота А.Н.Гвоздева «Формирование у ребенка грамматиче­ского строя русского языка» (1961), посвященная выясне­нию «того, как ребенок овладевает русским языком, как складывается система языка со всем характеризующим ее многообразием грамматических явлений; как возникают, создаются отдельные грамматические категории».

А.Н.Гвоздев изучил процесс формирования грамматиче­ского строя от появления первого слова до овладения связ-

 


ной речью. Его работа представляет систематический анализ всех сторон грамматического строя: синтаксиса, морфологии, словообразования.

Основу трудов А.Н.Гвоздева составляет дневник повсе-дневных семилетних (с 1 года 8 месяцев до 9 лет) наблю­дений за речью и развитием познавательной деятельности его сына Жени (погибшего в 1941 году на войне).

А.Н.Гвоздев расширил фактическую базу науки о язы­ке данными по детской речи. Его исследования легли в основу дальнейшей разработки теории развития детской речи в психологическом, педагогическом и методическом аспектах.

Закономерности освоения грамматического строя речи были раскрытые работах С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича и других.

В данной хрестоматии содержится отрывок из XI гла­вы «Основ общей психологии» (М., 1989. Т. I). С.Л.Рубин­штейна под названием «Структура речи», где он рассмат­ривает процесс формирования предложений на ранних стадиях.

Для понимания процесса развития грамматического строя речи у детей большое значение имеют исследования ФАСохина, М.И.Поповой, Ф.И.Фрадкиной и других пси­хологов. Ф.А.Сохин показал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заим­ствования и воспроизведения речевых образцов. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «не­подражательные» элементы психологического механизма речевого развития — обобщение языковых и речевых яв­лений. Именно оно составляет ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрос­лым.

В.И.Ядэшко изучила психологические особенности фор­мирования предложений в речи детей. Она сделала вывод о том, что увеличение объема предложений — объектив­ный показатель развития мышления детей. В ее работе ана­лизируется экспериментальный материал процесса обоб­щений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм. Студентам предлагается заключение из книги В.И.Ядэшко «Развитие речи детей от трех до пяти лет» (1966).

В 70-е годы формирование грамматического строя речи Дошкольников было предметом исследования М.М. Кони­ной. Она доказывала необходимость работы с детьми не

 


только над синтаксисом, но и над морфологией, посколь­ку усвоение морфологической стороны речи вызывает зна­чительные трудности, а синтаксис, которым пользуются дети, довольно прост. М.М.Конина уточнила задачи, раз­работала содержание и методику работы с детьми по это­му разделу программы. В хрестоматии помещено содержа­ние неопубликованного доклада, прочитанного ею на научной конференции МГПИ им. В.И.Ленина в 1978 году.

За последние годы значительно повысился научный ин­терес к педагогическим проблемам формирования грам­матически правильной речи. Проведены исследования, на­правленные на разработку методики формирования сложных синтаксических конструкций в речи старших до­школьников (М.СЛаврик, 1977) и словообразовательных знаний и умений (А.Г.Тамбовцева, 1983; Г.И.Николайчук 1990).

А.Г.Тамбовцева (Арушанова) изучила особенности сти­хийно складывающихся лексико-грамматических обобще­ний у детей; разработала содержание и методы обучения, обеспечивающие усвоение объема мотивированных (обра­зованных от других) слов и самого способа словообразо­вания, показала связь усвоения грамматики с когнитив­ным развитием. Материал по этой проблеме можно найти в ее статье «Взаимосвязь речетворчества и умственного раз­вития» (1984).

А.Н.Гвоздев






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.