Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и этапы развития менеджмента как науки об управлении.






Теоретической основой курса является менеджмент. Учитывая это, прежде всего необходимо рассмотреть, что такое менеджмент и как он развивался.

Слово «менеджмент» сегодня известно практически каждому образованному человеку. Однако, используется оно в 3 различных смыслах:

1) в упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

2) если перевести этот термин на русский язык, то менеджмент - это управление или руководство людьми в самых различных организациях.

3) кроме того, менеджмент - это еще и область человеческого знания или наука, помогающая осуществлять эффективное управление сложными формальными организациями.

Следовательно, предметом менеджмента как науки является управление сложными формальными организациями.

Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или комплекса целей. Сложная организация состоит из большого количества людей и имеет набор взаимоувязанных целей.

Организации могут быть формальными и неформальными. Неформальные организации образуются стихийно из-за потребности людей в общении (межличностном)

Формальные организации создаются для осуществления производственного процесса. В дальнейшем под термином организация всегда будет подразумеваться сложная формальная организация.

Хотя управление целенаправленной коллективной деятельностью людей старо как мир (уже первобытные люди жили организованными группами), однако менеджмент как наука об управлении этой деятельностью молода: она дитя ХХ века.

Первый интерес к управлению как к объекту науки был проявлен лишь в 1911г. Именно в этот год Фредерик Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления». Выход этой книги и считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Конечно, произошло это не вдруг. Идея о том, что организациями можно управлять систематизированно, на научной основе развивалась длительное время, начиная с середины предыдущего века до 20-х годов века нынешнего. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

Развитие менеджмента как науки представляет собой разработку нескольких подходов: См. таблицу 1.

Таблица 1.

Временной период 1885 1920 1930 1940 1950 1960 н/в
Школы управления 1. Подход научного управления (школа научного управления) 2. Административный подход (классическая школа) 3. Подход с точки зрения человеческих отношений (школа человеческих отношений) 4. Подход с точки зрения количественных методов (научная школа) 5. Подход к управлению как к процессу 6. Системный подход 7. Ситуационный подход      

 

 

Школа научного управления связана с работами Тейлора, Генри Ганнта, супругов Гилбертов. Создатели этой школы полагали, что используя наблюдение, замеры, анализ можно усовершенствовать многие операции труда. Супруги Гилберты, используя изобретенный ими прибор, определяли какие операции выполняются и сколько каждая из них занимает времени. Стремясь повысить эффективность работы, они изменяли производственные операции, чтобы устранить непродуктивные движения и использовать стандартные процедуры и оборудование. Тем самым обеспечивалась стандартизация и унификация оснащения производства. Важный вклад этой школы - систематическое стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Эта школа выступала также в защиту отделения управленческих функций планирования от фактического выполнения работ. Таким образом, работы этой школы в основном были посвящены вопросам управления производством, представители этой школы занимались проблемой повышения эффективности производства на уровне производственных операций.

Школа административного управления, более известная как классическая школа, выработала подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого многие называют отцом менеджмента руководил большой компанией по добыче угля. Поэтому его главной заботой была эффективность в более широком плане, применительно к работе всей организации. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали 2 основных аспекта:

1) Разработка рациональной системы управления

2) Построение структуры организации и управления.

Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций управления. Он также разработал 14 принципов управления, среди которых принципы единоначалия, разделения труда, вознаграждения, инициативы, корпоративного духа и др. Многие из этих принципов полезны до сих пор, несмотря на происшедшие изменения. Следует отметить, что последователи этой школы не учитывали социальных аспектов управления.

Школа человеческих отношений использовала для управления достижения психологии и социологии. Наиболее яркие представители этой школы Мери Фоллет и Элтон Мэйо установили, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, проявлять большую заботу о своих работниках, консультироваться начальникам с подчиненными и предоставлять им более широкие возможности общения на работе.

Заслуживают внимания основные положения, рекомендованные этой школой руководителям фирмы ‘General Motors’:

1. Руководитель организации или подразделения обязан вести общую техническую политику, не вдаваясь в решение проблем, решаемых сотрудниками.

2. Если деятельность твоих сотрудников в корне не противоречит твоим распоряжениям, давай им полную свободу по реализации программы действий, не вникая в отдельные детали.

3. Если твой сотрудник умнее тебя, не мешай его основной производственной деятельности, а гордись таким сотрудником.

4. Прислушивайся к критическим замечаниям твоих сотрудников и не проявляй своей служебной власти для наказания за критику.

5. Никогда не выполняй работу своих сотрудников за исключением случаев, опасных для жизни.

6. Старайся, по возможности, давать все распоряжения в письменном виде для устранения неточности в исходном задании, а также для поощрения или наказания сотрудников по результатам его выполнения.

7. Никогда не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица.

Школа, использующая количественные методы в управлении, известная под названием «Научная школа» предложила представлять организацию как сложную открытую систему, состоящую из множества элементов. Управление такой системой она рассматривала как строгую регламентацию деятельности ее элементов по отношению к цели системы. Увязку работы отдельных элементов системы предлагала осуществлять с использованием различных экономико-математических методов линейного, динамического, целочисленного программирования, теории массового обслуживания и др.

Самый сильный толчок к применению количественных методов управления дало развитие компьютеров. Их использование обеспечило возможность решения задач управления в оптимизационном режиме.

Вообще к началу 60-х годов под воздействием научно-технического прогресса производство и управление им существенно усложнилось. Рост масштабов производства, увеличение сменяемости объектов производства, привели к многократному увеличению объемов информации, которую необходимо перерабатывать в процессе управления. См. Рис. 1

 

 

Это время принято считать вторым информационным барьером. Он характеризуется тем, что в процессах управления наблюдается эффект «старения информации». Эффект «старения информации» возникает тогда, когда время, необходимое на обработку информации для принятия решения превышает шаг управления см. рис. 2.

 

       
   
Типы производства
 
 

 


Факторы Единичное Серийное Массовое
Номенклатура изделий Неограниченная Ограниченная Одно или нес-колько изделий
Повторяемость выпуска Не повторяется Периодически повторяется Постоянно повторяется
Себестоимость одного изделия Высокая Средняя Низкая

Рис. 2 Классификация типов производства

 

 

В этом случае принимаемые решения становятся бесполезными, теряется управляемость объектом. Чтобы снять эффект «старения информации», необходимо ускорить обработку информации. Для этой цели «научная школа» предлагала использовать компьютеры. Использование компьютеров в управлении привело к созданию АСУ.

АСУ - человеко-машинная система, в которой процессу управления осуществляются человеком с использованием компьютеров и экономико-математических методов.

Подход к управлению как к процессу впервые был предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако они рассматривали их как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал что существуют 5 исходных функций. По его мнению, управлять - это значит предсказывать (прогнозировать), планировать, организовывать, распоряжаться, контролировать. Другие авторы разработали целые перечни функций, кроме перечисленных, включая в них еще и мотивацию, коммуникацию, принятие решений и др. Основными из этих функций в соответствии с современными представлениями, являются функции: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Это означает, что каждая из этих функций требует принятия решений и для всех необходим обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как открытую социо-техническую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов - таких как люди, структуры, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход базируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффектным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Авторы учебника «Основы менеджмента» Мескон и др. Считают ситуационный подход самым крупным научным результатом последнего 20-летия.

Такова вкратце эволюция управленческой мысли и ее современное состояние. Однако, следует отметить, что хотя достижения менеджмента значительны, но эта наука еще молода, нужно с осторожностью оценивать ее возможности, разумеется не умаляя проверенных жизнью теорий и научно-обоснованных методов. И помнить, что никто не знает простых рецептов решения управленческих проблем.

Еще не разрешен давнишний спор: является ли управление наукой или искусством. И есть достаточно оснований утверждать, что управление - это синтез науки, искусства и опыта, о чем тоже всегда нужно помнить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.