Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Рекомендаци к оформлению и написанию реферата⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Структура реферата: Титульный лист (с указанием учебного заведения, названия дисциплины и темы реферата, ФИО студента, курс, специальность, ФИО преподавателя, год написания) После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1, 5-2 страницы. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания Требования, предъявляемые к оформлению реферата. Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1, 5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
15.3 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ 1. Современное состояние социологии и перспективы ее развития. 2. Объект и предмет социологии. 3. Структура и функции социологии. 4. О. Конт как родоначальник социологии. 5. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: современное значение. 6. Вклад К. Маркса в социологию. 7. Сущность формационного подхода К. Маркса к анализу общественного прогресса. 8. Классовая социальная структура и революционаризм как сущностные черты марксистского и неомарксистского анализа общества. 9. Значение книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для современной социологии.10. Роль разделения труда и религии в концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма.11. Учение Э. Дюркгейма о «социальных фактах».12. Социальная психология в трудах Г. Лебона и Г. Тарда.13. Концепция социального порядка в «чистой социологии» Ф. Тенниса.14. Взгляд М. Вебера на роль религии в социальном развитии.15. «Идеальные типы» в социологии М. Вебера.16. Политическая социология М. Вебера.17. Основные направления социологии в дореволюционной России.18. Проблема социального прогресса в творчестве П. Лаврова и Н. Михайловского.19. Культурно-историческая концепция Н. Данилевского как этап в формировании цивилизационного подхода к социальному развитию.20. Роль демографического фактора и солидарности в социологических взглядах М. Ковалевского.21. Сущность монистического взгляда на историю Г. Плеханова.22. Теории социальной стратификации и мобильности П. Сорокина.23. Концепция культурной социодинамики П. Сорокина.24. Теория структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.25. Теория конфликта в трудах К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Коузера.26. Взгляд на общественно-историческое развитие современной России через призму теорий эволюции, революции и реформ.27. Россия между «глобализацией» и «русской идеей».28. Гражданское общество в России: реальность и перспективы.29. Теории социального взаимодействия.30. Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности разрешения.31. Типы социальных конфликтов.32. Культура: функции и значение в обществе.33. Культурный этноцентризм как предпосылка национализма и межэтнических столкновений.34. Потребности, интересы, ценности в мотивации поведения.35. Потребности, интересы, ценности как источники конфликтов.36. Концепции личности в современной социологии.37. Социализация: сущность и особенности в жизненных циклах.38. Особенности социализации молодежи в современной России.39. Молодежь как особая социальная группа.40. Конфликт поколений: реальность и мифы.41. Воспитание и образование как факторы социализации.42. Правовая культура как фактор социализации.43. Девиантное (отклоняющееся) поведение.44. Социальные регуляторы поведения: нормы и санкции.45. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и современное российское общество.46. Общество как система.47. Социальная структура современного российского общества.48. Социальное неравенство, его влияние на социальную структуру общества.49. Бедность как социальная проблема.50. Марксистская концепция социальной структуры общества: ее достоинства и недостатки.51. Социальные группы – важнейший элемент социальной структуры общества.52. Интеллигенция в социальной структуре общества.53. Социальная стратификация и социальная мобильность в современной России.54. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.55. Семья как социальный институт и социальная группа.56. Труд как социальный институт: функции и значение. 57. Социология промышленного труда.58. Безработица как проблема индустриального общества.59. Социальная политика государства.60. Социальная динамика общества.61. Демографические факторы социальной динамики.62. Миграция как проблема современного общества.63. Урбанизация как социальная проблема.64. Концепции социального прогресса.65. Эволюционный и революционный пути развития общества.66. Аграрное общество: характерные черты, современное состояние.67. Индустриальное общество: общие черты и национальные особенности.68. Модернизация: сущность, типы.69. Постиндустриальное (информационное) общество: настоящее и будущее.70. Глобализация: плюсы и минусы.71. Глобальные проблемы современности и способы их разрешения.72. Политическая социология.73. Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов.74. Национализм и сепаратизм: сущность, происхождение, проявления в современной России.75. Социальные движения.76. Общественное мнение и способы его изучения.77. Цели, этапы проведения и формы социологических исследований. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ 1. Американская социологическая мысль: Тексты: [Перевод] / Сост. Е. И. Кравченко; Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с. 2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсон; Пер. с англ. В.Г. Николаева. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 286 с.3. Ансар П. Современная социология (главы из книги) /П. Ансар // Социологические исследования. 1996. - №1-2; 7-12; 1997. - № 7.4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. / Раймон Арон; Общ. ред. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс: Универс, 1993. - 606 с.5. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социал. изменения / Р. Будон; Пер. с фр. М. М. Кириченко; Науч. ред. пер. канд. филос. наук М. Ф. Черныш; Ин-т Открытое о-во. - М.: Аспект пресс, 1998. - 283 с.6. Булгаков С.Н. Христианский социализм: [Сборник] / С. Н. Булгаков; [Вступ. ст., с. 5-24, сост., подгот. текста, примеч. В. Н. Акулинина]. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991. - 347, [2] с.7. Бурдье П. Начала: [Сборник: Пер. с фр.] / Пьер Бурдье. - М.: Socio-Logos: Фирма " Адапт", 1994. - 287 с.8. Бурдье П. Социология политики: [Пер. с фр.] / Пьер Бурдье; [Сост., общ. ред. и предисл., с. 7-26, Н. А. Шматко]. - М.: Socio-Logos, 1993. - 333 с.9. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41; Коммент. А. Ф. Филиппова]. - М.: Прогресс, 1990. – 804 с.10. Вебер М. Избранное. Образ обществ / М. Вебер. - М., 1994. 321 с.11. Вебер М. Аграрная история Древнего мира / Макс Вебер. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 558, [1] с.12. Вебер М. История хозяйства: Город / Макс Вебер. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 574, [1] с 13. Восленский М.С. Номенклатура = Nomenklatura: Господствующий кл. Совет. Союза / Михаил Восленский; Предисл. Милована Джиласа. - 2. изд., испр. и доп. - London: Overseas publ. interchange, 1990. - 670, [1] с.14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман; Пер. с англ. А. Д. Ковалева; Ин-т социологии РАН [и др.]. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. - 302, [1] с15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культур. и полит. отношения славян. мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский; [Вступ. статьи А. А. Галактионова, Н. Н. Страхова]. - 6-е изд. - СПб.: Глаголъ: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. - XXXIV, 513 с. 16. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Ральф Дарендорф; Пер. с нем. Л.Ю. Пантиной. - М.: РОССПЭН, 2002 - 284, [2] с.17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии: [Пер. с фр.] / Эмиль Дюркгейм; Изд. подгот. А. Б. Гофман; [Примеч. В. В. Сапова]. - М.: Наука, 1991. - 572, [2] с.18. Дюркгейм Э. Самоубийство. Самоубийство: Социол. этюд: [Пер. с фр.] / Э. Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. - 399, [1] с 19. Дюркгейм Э. Социология. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Эмиль Дюркгейм; [пер. с фр., состав., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана]; Гос. ун-т-Высш. шк. экономики, Центр фундаментальной социологии. - Москва: Терра-Книжный клуб, 2008. - 399, [1] с.20. Ковалевский М.М. Сочинения /М.М. Ковалевский. В 2 т. – М., 1997.21. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. - 2-е изд. – СПб., 2000. - 411 с.22. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX – начала XX в.: Избранные произведения / Сост. Я.И. Кузьминов. – М., 1994. (народники: М. Гоц, В. Чернов, А. Пешехонов; П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский; С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев; анархисты: П. Кропоткин и др.).23. Парсонс Т. О. О структуре социального действия / Толкотт Парсонс; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Акад. Проект, 2000. - 879 с.24. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 269, [1] с. 25. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542, [1] с26. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: / Питирим Сорокин; Подгот. В.В. Сапов. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, [1] с27. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В.В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с., 28. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Фердинанд Теннис; Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - М.: Фонд Университет: СПб.: Владимир Даль, 2002 (Акад. тип. Наука РАН). - 450, [1] с.29. Тоффлер А. Футурошок / Алвин Тоффлер. - СПб.: Лань, 1997. - 461 с.30. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Ален Турен; [Пер. c фр. Е. А. Самарской]. - М.: Науч. мир, 1998. - 203, [1] с31. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; [Пер. с англ. Ю. Новикова]. - М.; СПб.: АСТ, 2003 - 603, [2] с32. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана: [Перевод] / Ф. Энгельс. - М.: Прогресс, Б. г. (1985). - 300, [2] с. При написании рефератов рекомендуется также использовать научныестатьи журналов «Социологические исследования», «Вопросы социологии», «Социологический журнал» и др. 15.4 СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Абсентеизм – отсутствие на рабочем месте без очевидной уважительной причины; в политике – отказ голосовать на выборах. Абсолютная бедность – уровень бедности, определенный с точки зрения минимальных условий, необходимых для физического выживания. Агенты социализации – группы или организации, в рамках которыхосуществляется процесс социализации. Аграрные общества – общества, в которых основной формой занятости является сельскохозяйственный труд. Агрегат – скопление людей, не представляющее собой структурированную группу. Адаптация – одна из предложенных Т. Парсонсом функциональныхпредпосылок существования общества – способа, которым общество приспосабливается к окружающей среде и видоизменяет ее в соответствии с собственными целями (конкретно - это объекты экономики). Альтруизм – присущая только человеку способность ставить благополучие других выше собственных личных интересов. Аномия – состояние общества, при котором социальные нормы не определяют поведение индивида. Антисексизм – социальная политика, нацеленная на предупреждение формирования образов, языка и практики, способствующих дифференциации людей по половому признаку (например, совместное обучение мальчиков и девочек в школе). Артефакт – продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем породившая его культура. Аскрипция – обусловленность индивидуального статуса человека социальными характеристиками, присущими ему от рождения (пол, этническая принадлежность, раса, социальное положение родителей). Ассимиляция – процесс, в ходе которого группа меньшинства воспринимает ценности и нормы культуры большинства населения. Аффективное действие – один из типов действия, предложенный М. Вебером и соответствующий эмоциональному поведению индивида, не имеющему рациональной мотивации. Базис – основное понятие формационной теории К. Маркса, выражающее экономическое основание общества, состоящее из способа производства и господствующих форм собственности и распределения в данном обществе. Богатство – полная стоимость собственности, принадлежащей индивиду или обществу. Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. Бюрократизация – процесс, в ходе которого общество превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма. Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих за плату полный рабочий день. Вертикальная мобильность – перемещение вверх и вниз в иерархической системе социальной стратификации. Включенное наблюдение – метод исследования, при котором социолог принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые изучает. Власть – способность и возможность для индивидов и групп осуществлять свою волю и реализовывать интересы. Вторичная группа – группа индивидов, не знакомых на личностном уровне друг с другом (обычно формально объединенная). Выборочная совокупность (выборка) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой генеральной совокупности, которая представляет большую совокупность в целом. Высший класс – принятое в некоторых современных теориях стратификации понятие для описания наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес, пакет акций на крупную сумму. Гендер – социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося соответствующим для мужчин и женщин. Гетеросексуальность – сексуальная ориентация поведения и чувств индивида на лица противоположного пола. Глобализация – рост взаимозависимости между различными людьми, регионами и странами в мире. Горизонтальная мобильность – перемещение индивидов из одной статусной группы в другую в рамках той же страты, из одного региона страны в другой, из одной страны в другую. Государственное здравоохранение – услуги здравоохранения, доступные каждому члену общества, как правило, субсидированные государством. Государство – орган управления людьми, проживающими на определенной территории. Государство всеобщего благосостояния – политическая система, обеспечивающая своим гражданам большой набор льгот и пособий. Гражданин – член политического сообщества, имеющий определенные права и обязанности, связанные с гражданством. Группа сверстников – дружеская группа, состоящая из индивидов одного возраста и социального статуса; один из важных агентов социализации. Группы интересов – группы, организованные с целью защиты интересов в политической сфере, часто путем лоббирования депутатов представительного органа власти. Девиация (отклонение) – форма поведения, не подчиняющаяся нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе. Демография – изучение народонаселения. Демократия – политическая система, дающая гражданам право участвовать в процессе принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы управления. Демократический элитизм – теория ограниченной демократии, полагающая, что демократическое участие ограничивается регулярными выборами политических выборов. Диалектическая интерпретация изменений – представление столкновений противоположных интересов или групп (конфликт) двигателем социальных перемен (прогресса). Дискриминация – действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных. Дифференциация – развитие обществ в сторону усложнения. Документальное исследование – социологическое исследование, основанное на изучении документов, например архивных или статистических материалов. Драматургический подход (модель) – изучение социальных взаимодействий с использованием метафор, связанных с театром. Жизненный цикл – совокупность различных стадий в жизни индивида рождение, юность, зрелость и старость. Жизнеописание (биографический метод) – социологическое исследование жизни индивида на основе его собственных записей (мемуаров, писем). Зависимая переменная – в социологическом исследовании переменная, на которую оказывает влияние другой фактор (независимая переменная). Закон (юридический) – правила поведения, устанавливаемые политической властью и поддерживаемые силой государства. Замещение – перенос идей или эмоций с их истинного источника на другой объект. Земледельческие общества – общества, добывающие средства к существованию с помощью сельскохозяйственного производства. Идеальный тип – предложенная М. Вебером концепция, подчеркивающая основные черты рассматриваемого социального объекта, не обязательно присутствующие во всей полноте в реальности. Идеология – общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов социальных групп. Инцест (кровосмешение) – сексуальные отношения между близкими родственниками, находящиеся под запретом во всех обществах. Исследовательские методы – методы, применяемые для сбора эмпирического научного материала. Исторический материализм (материалистическое понимание истории) – интерпретация социальных изменений в истории, предложенная К. Марксом, в которой главную роль играют экономические факторы. Карцерная организация – место пребывания людей, на длительное время отделенных от внешнего мира: казарма, тюрьма, психиатрическая больница. Каста – одна из исторических форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко закреплена от рождения и не может меняться на протяжении всей жизни. Клан – родственная группа, выходящая за пределы одной семьи, типичная для доиндустриальных обществ. Классы – группы индивидов, обладающие социально-экономическими различиями, прежде всего в отношении к собственности на средства производства, следствием которых является их неравенство в получении жизненных благ и власти. Коммуникация – передача информации от одного индивида или группы к другим. Консенсус – согласие между членами группы, сообщества или общества относительно основных социальных ценностей. Контркультура – ценности и нормы, противостоящие принятым в обществе и разделяемые отдельными группами. Конурбация – «срастание» больших и малых городов в единую целостную среду - мегалополис. Конфликт – антагонизм между индивидами или группами в обществе. Конформность – поведение, представляющее собой следование нормам, установленным в группе или обществе. Корпоративность – чувство принадлежности к единой группе, члены которой имеют общие взгляды и убеждения, связаны общими интересами и целью. Культура – ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Культурное воспроизводство – передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению. Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур. Культурный плюрализм – сосуществование нескольких субкультур в рамках данного общества на равнозначной основе. Культурный релятивизм – восприятие культуры в ее собственном контексте. Латентные функции – скрытые функции, чьи последствия неожиданны и часто нежелательны. Легитимность – убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен. Макросоциология – изучение групп, организаций или социальных систем большого масштаба. Мальтузианство – доктрина динамики населения, предложенная Т. Мальтусом, согласно которой рост населения регулируется либо «естественными ограничителями» (голод, война), либо обществом, ограничивающим рождаемость воздержанием, поздними браками и т.п. Мегалополис («город всех городов» в древней Греции) – объединение (конурбация) больших и малых населенных пунктов в единое пространство. Микросоциология – изучение поведения индивидов и небольших групп. Моногамия – форма брачного союза, при которой разрешается иметь только одного партнера. Монополия – доминирование одной фирмы в отрасли производства. Монотеизм – вера в единого бога. Мультилинейная эволюция – допущение множественности путей эволюционного развития для разных обществ. Национализм – система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом, часто с оттенком превосходства своей нации (этноса). Национальное государство – особый тип государства, в котором большинство граждан ощущают себя частью единой нации. Невербальная коммуникация – общение между индивидами, основанное на мимике, жестах и позах тела, без использования речи и языка. Независимая переменная – в социологическом исследовании переменная или фактор, влияющий на другие факторы – зависимые переменные. Неформальные отношения – отношения, существующие в группах и организациях и формирующиеся на основе личных привязанностей. Низший класс – принятое в некоторых современных теориях стратификации понятие для описания групп и индивидов, находящихся по уровню жизни в самом низу общественной иерархии. Нормы – правила поведения, принятые в определенной социальной общности (группе, обществе в целом). Нуклеарная семья – семья, состоящая из супругов (или одного из них) и несовершеннолетних детей. Образование – передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Общественное мнение – общие (преобладающие) взгляды членов общества на текущие вопросы. Общество – это объединение людей, проживающих на одной территории, имеющих собственные название, историю, культуру, систему управления, самосознание принадлежности к обществу, не входящее в более крупную общность. Общий уровень рождаемости – число рождений на 1000 человек населения в год. Общий уровень смертности – число смертей на 1000 человек населения в год. Олигархия – правление незначительного меньшинства в организации или обществе. Олигополия – господство небольшого количества фирм в отрасли производства. Опрос – метод социологического исследования, использующий интервью или анкеты для изучения населения. Организация – большая группа людей, вовлеченных в определенную систему властных отношений. Организованная преступность – криминальные действия, осуществляемые профессиональными группировками. Относительная бедность – уровень бедности, определяемый по отношению к жизненному стандарту большинства в данном обществе. Относительная депривация – чувство депривации (обделенности чем-либо), возникающее у индивида при сравнении с какой-то группой. Отчуждение – ощущение, что возможности, которыми индивиды обладают как человеческие существа, присваиваются другими (утрата контроля за результатами собственного труда, возможностью участвовать в политике и т.п.). Патриархат – господство мужчин над женщинами. Первичная группа – группа индивидов, находящихся в личных отношениях друг с другом. Периодическая моногамия – общественный порядок, при котором индивиду разрешается состоять последовательно в нескольких браках, но одновременно только с одним партнером. Плюралистическое общество – 1) общество, в котором сосуществует несколько этнических групп, проживающих обособленно друг от друга; 2) общество с многопартийной политической системой демократии. Позитивизм – философское направление, предполагающее тесные связи между естественными и социальными науками, оперирующими в рамках общей логической системы. Познание – процесс мышления человека, включающий представления, объяснение и запоминание. Пол – биологические особенности, отличающие женщин от мужчин. Полиандрия – форма брака, в которой женщина может иметь одновременно двух или более мужей. Полигамия – форма брака, в которой индивид может иметь одновременно двух или более партнеров по браку. Полигиния - форма брака, в которой мужчина может иметь одновременно двух или более жен. Политеизм – вера в одного или нескольких богов. Политика – борьба за власть и участие во властных отношениях. Политические права – права на политическое участие, предоставленные гражданам данного национального сообщества. Постиндустриальное общество – условная ступень в развитии общества, означающая социальные перемены, включающие автоматизацию и роботизацию производства, рост занятых в непроизводственной сфере (сфере услуг), расширенное производство информации, использование космоса. Престиж – уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе. Преступление – действия, нарушающие законы, установленные властью. Причинность – влияние одного фактора или переменной на другие. Производительные силы (в марксизме) - факторы, способствующие экономическому росту общества. Производственная демократия – способы демократического участия или представительства на рабочем месте. Профессиональная деятельность – любая оплачиваемая форма занятости, при которой индивид имеет постоянную работу. Психические заболевания (неврозы и психозы) – отклонения в виде нарушения психических процессов личности. Работа – деятельность, посредством которой люди обеспечивают свое существование (оплачиваемая и неоплачиваемая). Рабочий класс – социальный класс работников, занятых физическим трудом («синие воротнички»). Рабство – историческая форма социальной стратификации, при которой одни люди принадлежат другим как их собственность. Разделение труда – разделение производственной системы на специализированные рабочие функции, или профессии, приводящее к общеэкономической взаимозависимости. Раса – большая группа людей, объединенных по сходным физическим признакам, в первую очередь, по цвету кожи. Расизм – особая форма предрассудков, приписывающая характеристики превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными биологическими чертами. Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Революция - захват государственной власти путем насилия (или угрозы насилия) лидерами массового социального движения с целью осуществления радикальных реформ. В более общем виде – это качественный скачок в развитии. Религия – верования, разделяемые членами некоторого сообщества, символы и ритуальные действия. Ресоциализация – изменение зрелым индивидом прежнего типа поведения обычно при переменах в окружающей социальной среде. Ритуал – формализованные типы действий, в которых регулярно принимают участие люди, составляющие определенную группу или общность. Родственные отношения – отношения, связывающие индивидов узами кровного родства, либо брака, либо усыновления (удочерения). Сакральное – нечто, внушающее чувство благоговейного страха или почтения верующим, придерживающимся одних религиозных догматов. Самопознание – возрастание понимания и осмысления людьми условий и обстоятельств их действий, получаемое в ходе социальных исследований. Самосознание – осознание индивидом своей социальной идентичности как человека, отличающегося от других людей. Санкция – вид поощрения или наказания, с помощью которых подкрепляются социально приемлемые нормы поведения. Сегрегация – разделение людей обычно по расовым основаниям; различают макросегрегацию – отделение больших групп (резервация, гетто), мезосегрегацию – расселение расовых групп по соседствующим районам, микросегрегацию – отведение мест для индивидов с иными расовыми признаками в транспорте, местах отдыха и т.п. Секта – религиозное направление, отошедшее от основного ортодоксального учения. Секуляризация – процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества. Семиотика – изучение способов, посредством которых неязыковые сигналы способны порождать значения. Семья – группа индивидов, связанных браком, отношениями кровного родства или усыновления. Символический интеракционизм – теоретический подход, предложенныйДж. Г. Мидом, в котором подчеркивается роль языка и символов как основных элементов межличностного взаимодействия. Скрытая программа – поведение или установки, которые усваиваются помимо официальной программы, например, в школе, спортивном клубе. Сожительств о – сексуальные отношения двух людей без заключения брака. Сословие – историческая форма стратификации, в которой неравенство между группами индивидов закреплено законом. Социал-дарвинизм – взгляд на социальную эволюцию, предложенный Г. Спенсером, подчеркивающий важность борьбы (конкуренции) между индивидами, группами или обществами как источника развития. Социализация – процесс, в соответствии с которым люди усваивают культуру, приобщаются к социальным нормам и ценностям. В детском возрасте это необходимый фактор формирования личности. Социальная мобильность – переход индивидов или групп между различными социальными позициями (статусами). Может быть вертикальной или горизонтальной. Социальная роль – поведение индивида, занимающего определенную социальную позицию (статус), отражающее различие в понимании прав и обязанностей, присущих этому статусу, и в качестве выполнения статусных функций. Социальная стратификация – структурированное неравенство между группами (стратами) в обществе, заключающееся в различиях в возможностях доступа к благам. Социальная трансформация – процессы изменений в обществах или социальных системах. Социальное воспроизводство – процессы, которые поддерживают или воспроизводят характеристики социальной структуры с течением времени. Социальное государство – государство, выполняющее функцию перераспределения богатства и доходов с целью обеспечения прав всех граждан. Социальное движение - сообщество людей, вовлеченных в действия по осуществлению (или препятствованию) процесса социальных перемен. Социальные группы – группы индивидов, взаимодействующих друг с другом на систематической основе и осознающих свою идентичность группе. Социальные изменения – перемены в базовых структурах социальной группы или общества. Социальные институты – стандартизированные функции, выполняемые большинством членов данного общества по обеспечению какой-либо фундаментальной потребности индивида и общества (первоначально одной). Социальные права – права на социальное обеспечение (пенсии, пособия по безработице и т.п.), гарантированные государством всем своим гражданам. Социальный эволюционизм – подход в социологии, рассматривающий развитие общества от простых к более сложным формам не революционным путем. Социобиология – подход, объясняющий поведение людей в терминах биологических принципов. Средний класс – социальный слой, обладающий определенным уровнем жизни в оценке данного общества и состоящий в основном из управленцев низшего уровня, офисных работников (так называемых «белых воротничков») Статус – положение индивида или группы в структуре обществе, связанное с выполнением какой-либо социальной функции. Структурализм – теоретический подход, направленный на выяснение структуры социальных или культурных систем, первоначально возникший при изучении языков. Субкультура – ценности и нормы, отличные от принятых в обществе, разделяемые отдельными группами. Суверенитет – высшая политическая власть на данной территории. Суфражистки – участницы первых женских движений, боровшиеся за равенство избирательных прав мужчин и женщин. Тейлоризм – система идей индустриальной социологии, предложенная Ф. Тейлором и заключающаяся в введении координированных простых операций в промышленности. Тотемизм – система религиозных верований, приписывающих божественные свойства определенным видам животных или растений. Триангуляция – использование нескольких исследовательских методов как способ получения более достоверных эмпирических данных по сравнению с результатами, получаемыми при применении какого-либо одного метода в отдельности. Урбанизация – развитие городов, обычно связываемое с изменением состава и соотношения сельского и городского населения. Урбанизм – отличительные характеристики городской социальной жизни. Феминизм – защита равенства прав женщин и мужчин во всех сферах деятельности. Фертильность – среднее количество новорожденных для женщин детородного возраста. Фокусированная толпа – толпа людей, действия которых направлены на достижение общих целей. Фокусированное взаимодействие – взаимодействие между индивидами, вовлеченными в общую деятельность. Фордизм – система производства, изобретенная Г. Фордом, в основе которой лежит использование конвейера. Формальные отношения – отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами официальной системы власти. Фундаментализм – вера, связанная с возвращением буквального значения древним религиозным текстам. Ценности – представления о добре, зле, справедливости, одобряемые группой или обществом в целом и оказывающие влияние на индивидуальные установки. Вместе с тем это и особые общественные отношения, переносящие потребности и интересы в плоскость материальных и духовных явлений, не носящих утилитарного характера. Церковь – структурированная религиозная организация со своей системой ценностей, как правило, консервативная и поддерживающая порядок, сложившийся в обществе, частью которого она является. Эволюция – развитие биологических организмов посредством адаптации видов к условиям окружающей среды. Понятие перенесено в социологию Г. Спенсером для обозначения адаптации и конкуренции индивидов и социальных групп. Экзогамия – социальный порядок, при котором индивиду запрещено вступать в брак с человеком из своего рода. Эксперимент – метод исследования, при котором переменные изучаются в ситуации, искусственно созданной социологом при полном и систематическом контроле с его стороны. Эмпирическое исследование – фактологическое исследование, проводимое во всех отраслях социологии. Эндогамия – социальный порядок, при котором индивид может вступать в брак только с членами своего рода. Этические религии – религии, основанные не на вере в сверхъестественные силы, а на этическом обращении ее основателя (Будда, Конфуций). Этническая группа – биосоциальная общность, отличающаяся своими культурными особенностями и самосознанием принадлежности к ней со стороны ее членов. Этнометодология – предложенное Г. Гарфинкелем изучение слов и поступков индивидов при повседневных социальных взаимодействиях для выяснения их смысла в условиях многозначности и неопределенности языка и действия. В рамках одного общества пониманию смысла способствует «договор» (конвенция), при общении разных этнических групп приходится прибегать к «этнометодам». Этноцентризм – восприятие других культур в представлениях и терминах собственной культуры (нередко являющееся первым шагом к национализму). Язык – способ коммуникации посредством системы символов. При подготовке словаря использованы материалы учебника Э. Гидденса«Социология».
|