Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Правописание гласных

Практическое занятие 1

Упражнение 1. Проверьте неударяемые гласные в корнях выде­ленных слов. Сопоставьте эти слова попарно

1. Первые свои стихи поэт посвятил детям. – Маль­чик посветил нам в темном коридоре. 2. Белье необхо­димо полоскать несколько раз. – Детям хотелось по­ласкать пушистую собачонку. 3. Не давайте козлам залезать в огород. – Убежавший волк пытался зали­зать рану. 4. Следует разредить частые всходы. – Пришлось разрядить ружье. 5. Ласточка свила гнездо под крышей дома.– Мать свела ребенка по лестнице за руку. 6. Не следует умалять значение этого факта.– Раненый продолжал умолять о помощи. 7 Легкий ветерок обвевал лицо.– Плющ обвивал ствол дерева. 8. Сестра примеряла новое платье. – Учительница примиряла поссорившихся школьников.

Упражнение 2. Объясните написание выделенных гласных.

Возрождение, долина, залепить, наслаждаться, обнажать, обновленный, ознаменовать, обстоятельство, определение, остановиться, поглощать, пренебрежительный, преподаватель, распространять, растолковать, растрепать, сокращение, увлечение.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные гласные.

1. Наступление разв…алось по всему фронту.– Волосы разв…вались на ветру 2. Раск…ли железо, прежде чем его ковать.– Раск…ли полено и подбрось его в огонь. 3. Скр…пите разрозненные листы.– Не скр…пите перьями. 4. Осл…пительный свет молнии озарил небо. – Глаза сл...пались от усталости. 5. Ре­бята зап...вали в...селые песни. – Лекарство зап...вают водой. 6. Лесоруб закл...нил топор.– Зря не кл...ните судьбу. 7. Нельзя об...жать слабых. – Попробуйте об...жать эту территорию. 8. Не так легко ст...чать сапо­ги.– Нужно было ст...чить зазубрину на ноже.

Упражнение 4. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справьтесь в орфографическом сло­варе.

Арт...ллерия, б...тальон, б...нзин, б...седа, б...чевка, б...дон, велос...пед, вер...ница, в...стибюль, вин...грет, гард...роб, гастр...ном, гр...мадный, д...легат, дисцип­лина, иде...логия, интелл...генция, к...блук, к...лач, к...рниз, к...нфорка, к...рнишон, л...леять, мач...ха, м...тель, нав...ждение, об...яние, об...няние, од...леть, п...л...садник, папор...тник, п...скарь, предв...рительный, проп...ганда, сков...рода, сн...гирь, ст...пендия, т...бу- рет, ур...ган, ф...нарь, экзам...натор, экспл...атация.

Упражнение 5. Составьте предложения с приведенными ниже словами. Обратите внимание на выделенные буквы.

Балагур, ватрушка, гегемония, гигиена, дизентерия, инженер, кавычки, колчан, манифест, привилегия, университет, ярмарка.

Упражнение 6. Образуйте невозвратные и возвратные приста­вочные глаголы от корня гор-.

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Горит восток з...рею новой (П.). 2. На минуту оз...ренный молнией, перед нами – ствол березы (М. Г.). 3. А потом ее будто что оз...рило (Т.). 4. Лица оз...ряются пламенем костра.

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Проведите к...сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в раз­говоре к...снуться до всего слегка (П.). 3. В своей жизни ему пришлось соприкасаться с различными людьми. 4. Прикосновение к оголенной электропровод­ке опасно для жизни. 5. Ветви ивы наклонялись над рекой и почти к...сались воды.

Упражнение 9. Образуйте невозвратные и возвратные глаголы с различными приставками от глагола клонить, а также отглаголь­ные существительные с суффиксом -ени(е).

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Изл…жение было написано хорошо. 2. Надо изл...гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил...гательное обозначает признак предмета. 4. Я не рас­пол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 6. Предпол…жения не оправдались. 7. На ученика возл...жили обязанности старосты кружка. 8. Пол...гаю, что он прав. 9. На юного музыканта возл...гали большие надежды. 10. Прил…жение это особый вид определения.

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

1 Мы вым...кли под дождем. 2. Резиновые сапоги не пром...кают 3. В тетрадь вложен лист пром…ка­тельной бумаги. 4. Обм...кните перо в чернила. 5. Вы­м…кшую рожь пересеяли. 6. Для компресса нельзя пользоваться пром...кающей бумагой. 7 Нужно предупредить вым...кание озими в низинах.

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1 Попл...вок неподвижно лежал на поверхности воды. 2. Ледокол окружали пл...вучие льды. 3. Хороших результатов в соревновании добились молодые пл...вцы. 4. По реке идет спл...вной лес. 5. Жук-пл...вунец живет в водоемах. 6. Судно выдержало испытание на пл…вучесть.

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1 Всадник пор...внялся с повозкой. 2. Ср...внение было не в мою пользу. 3. Мы с товарищем р...весники. 4. Раздалась команда: «Р...внение направо! 5. Ребята зар...вняли участок и подр...вняли клумбу посередине школьного двора. 6. За этой возвышенностью начина­лась обширная р...внина. 7 Существуют неср…внимые математические величины. 8. Кривые строчки надо было выр...внять.

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Р...стет и крепнет движение за мир. 2. В палисаднике р...сли цветы. 3. Некоторые морские водор...сли употребляются в пищу. 4. Нужно было определить прир...щение скорости. 5. Р…стовщический капитал душил мелких производителей. 6. Это был человек зре­лого возр...ста. 7. Необходимо беречь молодую пор...сль. 8. Организован ряд отр...слевых научных институтов. 9. Шум потока возр…стал по мере приближения к нему.

 

Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Путешественники с трудом проб...рались в густых зар...слях. 2. Старик шел, оп...раясь на палку. 3. Все зам...рли от неожиданности. 4. Комната никогда не зап...ралась на замок. 5. Участники концерта соберут­ся к восьми часам вечера. 6. Яркие впечатления не ст…раются в памяти. 7. Я чувствовал легкое зам...рание сердца. 8. Пастух опасался, что волк зад...рет овец. 9. Я переб...рал старинные рукописи.

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Бл...стит на солнце паутина. 2. Заж...гаются звезды на небе. 3. Следует поч...тать старших. 4. Кругом расст...лается бесконечная р...внина. 5. Ослепительно бл...снула молния. 6. Оратор не бл...стал красноречием. 7. Пост...ли скатерть на стол. 8. Сж...гание мусора про­изводится в обычных печах.

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В музее все напом...нает о прошлом. 2. Путники прокл...нали трудности дороги. 3. Прин...майтесь скорее за работу. 4. Аудитория вн…мательно слушала лекто­ра. 5. Заря еще не зан…малась. 6. Сестра закл...нала меня быть осторожным. 7. Уроки нач…нались в девять часов утра.

Упражнение 18 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными.

1. Заг...релые тела пл...вцов напом.., нали о юге. 2. Небо по временам оз...рялось з...рницами. 3. Мы прекл...няемся перед героизмом советских воинов. 4. Он притв...рился, что не слышит меня. 5. Больно было прик.., саться к ушибленному месту. 6. Теорети­ческие положения должны подтверждаться практикой. 7. Оборудован пл...вучий дом отдыха. 8. Утки прятались в зар...слях тростника. 9. Упавший бегун быстро вск...чил на ноги. 10. Яловые сапоги не пром...кают 11. Отстающий ученик выр...внялся в учебе. 12. Школь­ные товарищи часто собирались вместе. 13. Мальчик пот...рал руки от холода, так как пот...рял перчатки. 14. Глаза заст...лались слезами. 15. Лектор к...снулся ряда вопросов. 16. Игр...ки прил...гали все усилия, чтобы отыграться. 17. Всадники поск...кали дальше. 18. По­ступили в продажу выр...щенные в теплице огурцы. 19. Бойцы вспом...нали м...нувшие дни.

Упражнение 19. Перепишите, группируя имеющиеся однокоренные слова; значение незнакомых слов выясните в толковом словаре.

Шов, шоры, крыжовник, чокаться, шок, шорник, мажорный, обжора, чопорность, бесшовный, шомпол, чоканье, прожорливый, шорный, чопорный, шоковый, мажор, шорничать, чокнуться, шомпольный, крыжовенный.

Упражнение 20. Составьте предложения с иноязычными словами, в которых после шипящих в неударяемом слоге пишется о.

Жокей, жолнер, жонглер, шовинизм, шокировать, шоколад, шоссе, шофер, Шотландия.

Упражнение 21 (повторительное) Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мач...ха хорошо относилась к падчерице. 2. Про­езжал воинский эш...лон. 3. Он всем готов был говорить компл...менты. 4. Д...зертирам не давалось никакой пощады. 5. Ребенок заболел д...з...нтерией. 6. Комнату нужно было прод...з...нфицировать. 7. Брош...ра издана массовым тиражом. 8. Танцевали под аккомпанемент рояля. 9. Нужно р...вняться на передовых. 10. Предпол...галось организовать вечер самодеятельности. 11 Платье было сшито из ш...тландки. 12. На мельницу доставили новый ж...рнов. 13. Ож...г причинял сильную боль. 14. Не гладьте кошку против ш…рстки. 15. Вода стекала по ж…лобу. 16. Легкий ш…рох постепенно зам...рает. 17. От недостатка витаминов заболевают ц…нгой. 18. Шуба была сделана из ц...гейки. 19. Зна­чительная часть ц...ган перешла на оседлую жизнь.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Паблик рилейшнз в политике и социальной сфере – 12 вопросов | Пояснительная записка. По педагогическойпрактике пробных уроков и занятий




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.