Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и назначение философии права в процессе познания правовой действительности






1.Философия права подобно любой иной дисциплине са­моопределяется и идентифицируется не только в силу особен­ностей своего предмета, метода, внутреннего строения, осо­бенностей понятийного аппарата и содержания, но благодаря выполняемой ею роли и ее назначению.

Назначение философии права видят в следующем: в одних случаях роль и назначение философии права сводится к рассмотрению таких менее общих, по срав­нению с гегелевскими положениями, вопросов, как понятие природы права, «сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.»[29].

В других случаях роль и назначение искомой дисциплины усматриваются в том, что она представляется в виде отрасли знаний или учения, «имеющего дело с юридическим мышле­нием».

В третьих же случаях роль и назначение философии права усматриваются в том, что она выступает «в виде системного основания любого правового исследования», обусловленного, во-первых, «выдвижением философии в качестве теоретиче­ской основы и исходной системы методов в правовых иссле­дованиях»; во-вторых, использованием общенаучных положе­ний и выводов, формируемых в процессе проведения междис­циплинарных исследований и используемых в познании правовой действительности; в-третьих, ориентиром на широ­кое и активное использование в правовом исследовании «чис­то научных методов»; и, в-четвертых, сосредоточением внима­ния на переходе «от научно-познавательной к непосредствен­но практической деятельности»[30].

Наряду с названными представлениями в научной литера­туре высказываются и иные мнения по вопросу о роли и на­значении философии права. Однако, несмотря на то что они зачастую весьма разнятся друг от друга, в конечном счете большинство из них сводится к тому, что когда речь идет о роли философии права, то фактически имеются в виду ее функции, а когда рассматривается вопрос о назначении данной дисциплины, то подразумеваются стоящие перед ней за­дачи. Следуя элементарной логике, можно сказать, что роль философии права, независимо от того, как она представляется и как воспринимается, по общему правилу конкретизируется и проявляется в ее функциях, а назначение данной дисциплины «материализуется» в ее задачах.

В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что для более глубокого и всестороннего понимания роли филосо­фии права необходимо обратиться к обстоятельному рассмот­рению ее функций и, соответственно, для формирования мне­ния о ее назначении следует рассмотреть ее задачи.

2. Не касаясь других вопросов, относящихся к рассматри­ваемой теме, обратим внимание сначала на те задачи, кото­рые, по мнению представителей различных научных школ и направлений исследования правовой материи, призвана ре­шать философия права как самодостаточная дисциплина и са­мостоятельная отрасль знаний, учение — с точки зрения од­них авторов и находящаяся «на выходе в самостоятельный философский междисциплинарный ряд», т. е. находящаяся в процессе становления дисциплина с точки зрения других[31].

В зависимости от сложившегося представления о природе и характере философии права стоящие перед ней задачи на различных этапах развития правовой материи понимались и трактовались не всегда одинаково. Неодинаковыми были и приоритеты, которыми наделялись в прямом, легкораспоз­наваемом или же в «завуалированном» виде те или иные за­дачи.

Так, один из родоначальников Исторической школы права Г. Пухта, например, видел первейшую, «истинную задачу фи­лософии права» в том, чтобы «исследовать это право как член высшего организма, т. е. как составную часть всего мирозда­ния. «Философия права, — считал автор, — должна исследо­вать начало права и его дальнейшее развитие при посредстве истории человечества до последнего его совершенства»[32]. Срав­нивая юридический подход к праву с философским в плане решения искомых задач, Г. Пухта рассуждал о том, что «юрист обнимает право в его изолированности, под чем следует пони­мать в нашем веке право того или иного народа. Философ же рассматривает права отдельных народов только как моменты и следы того общего движения, которое право совершает во всем человечестве»[33]. В отличие от Г. Пухты, Г. Радбрух, исходя из своих критериев «при рассмотрении философии права» — ценностной оценки права, считал одновременно, что «в задачу философии права входит не только правоведческая оценка ценностей, включая и максимально широкий круг средств их реализации, но и выяснение диаметрально проти­воположных точек зрения вплоть до их мировоззренческих предпосылок».

Значительные расхождения во мнениях исследователей от­носительно приоритета и перечня задач, стоящих перед фило­софией права, имеют место и во многих других случаях. В ча­стности, когда одни авторы видят приоритетность задач фило­софии права в том, «чтобы дать нравственно-духовное обоснование обязательности позитивного права, что не в со­стоянии сделать юридический позитивизм». Другие — эти за­дачи усматривают в исследовании философией права «мира права», в раскрытии его сущности, в определении значимости фундаментальных знаний о праве «для отдельных юридиче­ских дисциплин» и «в создании научного правового мировоз­зрения». А третья группа исследователей приоритетность задач философии права связывает с познанием «природы вещей» и онтологической структуры права, «глубинного смысла вины и наказания за вину», «смысла права как сопротивления не­справедливости» и т. д.[34]

Наличие множественности различных точек зрения и пред­ставлений о круге и характере решаемых философией права задач, так же как и о самой этой дисциплине, вполне естест­венно и понятно, имея в виду ее сложность, динамичность предмета, нерешенность ряда непосредственно связанных с нею проблем и весьма важную роль различных, порою про­тиворечащих друг другу политико-идеологических и иных факторов, которую они играют в ее «постепенном оформле­нии» в качестве самостоятельного философско-правового фе­номена.

В настоящее время при рассмотрении вопроса о круге за­дач, решаемых философией права, их характере и приоритет­ности следует исходить, как представляется, по примеру неко­торых исследователей[35], из его разноплановости и, соответст­венно, из разнопорядковости органически связанных между собой ее задач.

Анализ содержания философии права, равно как и ее предмета, позволяет хотя и не без определенной доли услов­ности, выделить как минимум два вида составляющих ее ком­понентов и соотносящихся с ними задач. Это — компоненты социально-философского, а вместе с ними — и формально-юри­дического плана и компоненты метафизического характера.

3. Аналогично обстоит дело и с функциями философии пра­ва, представляющими собой основные направления воздейст­вия данной дисциплины на процесс познания права и на ок­ружающую ее правовую и иную, тесно связанную с правовой, неправовую среду. Функции философии права не являют со­бой произвольные образования, поскольку обусловлены при­родой, характером данной дисциалины, а также ее содержани­ем, стоящими перед ней задачами, ее социальной ролью и на­значением.

В современной отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько вариантов идентификации и класси­фикации функций философии права.

Рассматривая последние в виде «конкретных служебных способностей данной теоретической дисциплины, свидетель­ствующих об ее социальном назначении», одни авторы на­зывают в числе функций философии права такие основные направления ее влияния на процесс познания права и на окружающую ее правовую жизнь, как методологическая, ценностно-ориентационная, познавательная и воспитательно-об­разовательная функции.

Другие авторы выделяют в качестве основных такие функ­ции философии права, как мировоззренческая, аксиологиче­ская, методологическая, теоретико-познавательная и праксио­логическая. Особо отмечая, что «реализовать эти важные функции философия права может лишь в том случае, если она имеет свой собственный предмет познания», исследовате­ли в то же время исходят из того, что, будучи функциями фи­лософии права, данные направления ее проявления и воздей­ствия вовне являются одновременно и функциями «филосо­фии вообще».

По мнению третьей группы исследователей, к числу функ­ций философии права, «совокупность которых определяет ее теоретические возможности», следует отнести такие направления ее воздействия на правовую среду и на процесс ее познания, как методологическая, онтологическая, гносеологическая, миро­воззренческая, аксиологическая и воспитательная функции.

Наряду с названными вариантами идентификации и клас­сификации функций философии права выделяются и иные ее варианты. В частности, называются такие функции этой дис­циплины, как: а) «функция легитимности права с точки зре­ния внешних принципов», включающая в себя онтологию, эпистемологию и методологию права; б) функция определе­ния социальной природы права, а также «его внутренних возможностей и внешних границ»; в) теоретико-познавательная функция, заключающаяся в рассмотрении и оценке права с позиций социального и правового идеала, в соотнесении действующего права с виртуально-идеальным правом и др.

Анализируя высказанные в отечественной и зарубежной литературе точки зрения и подходы к определению и приво­димому перечню функций философии права, нетрудно заме­тить, что наряду с разноголосицей в этих вопросах ряд пози­ций авторов в отношении основных направлений воздействия данной дисциплины на право и на процесс его познания или полностью совпадают, или же довольно близки к такому сов­падению. Это касается, в частности, выделения и идентифика­ции таких функций, как методологическая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная и некоторые другие.

4. Исходя из того что каждая функция философии права отражает различные стороны данной дисциплины и способст­вует формированию общего представления о ней в целом, а также о выполняемой ею роли и о ее назначении, в плане исследуемой темы остановимся на кратком рассмотрении не­которых, наиболее значимых из них.

Среди такого рода функций следует выделить а) методологическую функцию философии права.

Основной смысл и содержание этой функции заключаются в том, что на теоретическом уровне философия права высту­пает по отношению ко всей системе правоведения как наибо­лее значимое в методологическом плане явление.

Говоря о методологической функции философии права, следует указать на то, что методология как исходный и вместе с тем ключевой феномен рассматривается при этом не только в традиционном, широко распространенном понимании как система методов, принципов и способов «организации и по­строения теоретической и практической деятельности», но и в представлении о ней как об учении о данной системе.

В последнем случае, когда методология воспринимается в процессе изучения правовой материи как учение о системе методов, принципов и способов ее познания, то имеется в ви­ду, что этим учением охватываются не отдельные блоки, а весь спектр этих средств, используемых при исследовании права, включая общефилософские (диалектика, метафизика), общенаучные (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и др.) и социально-философские методы и средства (системные, структурные, функциональные и иные)3.

Разработка и применение различных методов познания правовой материи, равно как и развитие учения о них, явля­ются важной составной частью содержания методологической функции философии права, но не единственной и не исчер­пывающей ее. Другая ее, не менее важная составная часть за­ключается в разработке категорий, имеющих принципиальное значение для всестороннего и углубленного познания правовой ма­терии и определения ее основания. Однако, как подмечают ис­следователи, поскольку до сих пор философы не занимаются решением этой задачи, очевидно, по причине того, что им не хватает «юридических знаний, и тем более опыта законода­тельной или правоприменительной деятельности», то поэтому философско-правовые проблемы, включая разработку катего­рий, приходится решать юристам-теоретикам. Естественно, поскольку, в свою очередь, «юристам зачастую не хватает фи­лософской культуры», то наиболее оптимальным вариантом в решении этих задач, по мнению авторов, с которым нельзя не согласиться, был бы творческий союз философов и юри­стов.

Наряду с методологической функцией философии права следует выделить также мировоззренческую и примыкающую к ней аксиологическую функцию.

б) Мировоззренческая функция имеет своей целью и основным своим назначением выработку общего представления и адек­ватного понимания правовой жизни, места человека в окру­жающей его глобальной и локальной правовой среде, его от­ношения к правовой действительности.

На основе и в соответствии с этими взглядами вырабатыва­ются в обществе и у отдельных его членов определенные убеж­дения, идеалы, а вместе с тем и принципы познания правовой материи и деятельности людей2. Варьируясь в зависимости от социального положения и условий жизни человека и в конеч­ном счете предопределяясь этими факторами, мировоззрение, а вместе с ним и мировоззренческая функция философии пра­ва проявляют огромный практический смысл путем оказания значительного влияния на отношение людей к правовой мате­рии как к таковой вообще и к определенным правовым систе­мам в частности, на характер их поведения, интересы в право­вой сфере и за ее пределами, на их жизненные стремления.

По сравнению с мировоззренческой функцией философии права, акцентирующей внимание на формировании общего представления человека о правовом мире и его месте в нем, в) аксиологическая функция этой дисциплины исходя из сложив­шегося в философской литературе понимания аксиологии как «философского учения (науки) о ценностях, об их происхож­дении и сущности, об их месте в реальности» фокусирует внимание исследователей в процессе познания права на его ценностной оценке в целом, а также отдельных его форм и проявлений. Имеются в виду, в частности, сущность и со­держание права, его роль и назначение, сущее и должное в праве, законное и противозаконное, правомерное и неправо­мерное и т. д.

В плане раскрытия характера и особенностей аксиологиче­ской функции философии права как одного из направлений познания права, связанного с его ценностной оценкой, следу­ет помимо «оценок общего порядка» учитывать также такие весьма важные в теоретическом и практическом плане обстоя­тельства, согласно которым: а) право как целостное явление, равно как и его отдельные составные части, приобретает цен­ностную характеристику лишь в той степени или мере, в ка­кой оно выступает регулятором общественных отношений и носителем определенной культуры, информации и интере­сов; б) подобно всему общественному бытию человека, ценно­стная оценка права и его составных компонентов может быть дана не иначе как только при возникновении и в аспекте субъектно-объектного отношения; в) поскольку ценность пра­ва, так же как и любого иного явления, — это есть, как отме­чают философы, «свойство социума и его составных компонентов», а оценка является «неотделимым элементом сознания, сформировавшегося в ходе человеческой деятельности»[36], то исходя из этого можно сделать вывод о том, что ценностная оценка права как такового или отдельных его частей непре­менно будет иметь относительный, релятивный характер; и г) ценностная оценка, как и сама ценность права, может проявляться в разных видах и классифицироваться по разным основаниям. Она может быть положительной или отрицатель­ной, объективной или субъективной, материальной или духов­ной, проведенной с общечеловеческих, национальных или ин­дивидуальных, личностных позиций.

Важное значение для формирования общего представления о философии права в целом, а также о выполняемой ею роли и ее назначения, кроме названных, имеют также такие ее функции, как д) онтологическая, суть которой, по мнению иссле­дователей, заключается в том, что философия права «сама, своими методами исследует природу и сущность правовой ре­альности, ее способы и формы существования»; е) гносеологиче­ская функция, проявляющаяся в способности философии права всеми имеющимися у нее средствами оказывать влияние и прямое содействие процессу познания правовой материи другими — юридическими и неюридическими науками;

к) воспи­тательная функция философии права, способствующая наряду с другими дисциплинами, объектом изучения которых являет­ся право, не только его познанию, но одновременно и выра­ботке уважения к нему как регулятору общественных отноше­ний, формирующему и поддерживающему определенный по­рядок в обществе, а также как выразителю и носителю определенного уровня развития общей и правовой культуры того или иного общества.

Каждая из функций философии права, как это следует из их рассмотрения, отражает лишь отдельную сторону или на­правление воздействия данной дисциплины на окружающую ее правовую среду, а вместе, они создают общую картину функциональной роли и назначения искомой дисциплины как но отношению к процессу познания правовой материи, так и по отношению к другим, имеющим объектом своего позна­ния право, дисциплинам.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.