Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии права и его соотношение с объектом






1.Вопрос о предмете философии права как сформировав­шейся, относительно самостоятельной области знаний, равно как и для любой иной учебной и научной дисциплины, явля­ется одним из наиболее важных, ключевых вопросов, непо­средственно связанных с ее идентификацией. Определить предмет той или иной дисциплины в теоретическом и практи­ческом плане означает выявить круг тех явлений, институтов и учреждений, а нередко — их отдельных сторон, целей, уровней, а также закономерностей их возникновения, становления и развития, изучением которых она занимается[21].

«Правильное мышление», ведущее к знанию и познанию, предполагает прежде всего: а) четкое понимание того, каким должен быть и каким видится сейчас данный предмет, ибо, как резонно отмечают исследователи, чем глубже, четче, точнее и адекватнее выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение как в позитивном плане утверждения и господства права, так и в «критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произво­ла)»; и б) строгое разграничение между предметом философии права, с одной стороны, и предметами прилегающих к ней, смежных дисциплин — с другой.

2. Кроме необходимости проведения четкой разграничи­тельной линии между предметом философии права и предме­тами сопредельных дисциплин «правильное мышление», по Гегелю, ведущее к «знанию и познанию» предмета философии права, предполагает такое строгое ограничение его объекта, с которым имеет дело данное научное и учебное образование. Но для того чтобы провести разграничение между предметом и объектом философии права, так же, впрочем, как и других сопредельных дисциплин, необходимо сначала определиться с тем, какой смысл вкладывается в понятие предмета филосо­фии права, а также в понятие и содержание его объекта.

Отмечая факт содержания предмета философии права, с одной стороны, и представления о самой искомой дисцип­лине — с другой, их взаимной генетической взаимосвязи и взаимодействия, следует вместе с тем заметить, что понятие и содержание предмета, равно как и самой дисциплины во многом зависят также от доминирующего на том или ином этапе развития общества представления о праве, от обуслов­ленной определенными интересами и ценностями полити­ко-идеологической направленности различных концептуальных установок, определявших те или иные подходы к осмыслению логики изменения и развития правовой действительности, а вместе с ней и философии права.

В связи с этим, «ретроспективно оценивая развитие философско-правовой мысли», отражавшей на протяжении всей истории развития человечества его отношение к праву и его взгляд на право, некоторые авторы не без оснований выделя­ют в рамках тех или иных концептуальных установок различ­ные «разновидности» философии права и соответствующие ва­риации их предметов.

Так, в пределах нормативистской концептуальной установ­ки, в соответствии с которой развитие философии права и ее предмета «отождествляется с изменением самого права, с по­следовательным переходом человечества от права естественно­го к позитивному и далее — к гуманистическому», выделяют­ся такие «разновидности» философии права с их предметами, как философия естественного права, философия позитивного права и философия гуманистического права[22].

В рамках формационной, диалектико-материалистической, исходящей из обусловленности права экономическим развити­ем и последовательности перехода общества от одной общест­венно-экономической формации к другой, выделяется, соот­ветственно, философия рабовладельческого, феодального, ка­питалистического и социалистического права.

3. Анализируя различные подходы к определению понятия предмета философии права и пытаясь выработать на основе сложившегося материала свое представление о данном фено­мене, необходимо помимо всего прочего не допускать смеше­ния, как это иногда имеет место в юридической и философ­ской литературе, понятия предмета искомой дисциплины, с одной стороны, и идеи этого предмета, а также его структу­ры и содержания — с другой.

Понятно, что между этими явлениями, или феноменами, существует весьма тонкая, в значительной степени призрач­ная, едва уловимая, грань. Однако она существует и, несо­мненно, требует к себе определенного внимания исследовате­лей, стремящихся к более глубокому и всестороннему познанию рассматриваемой правовой, равно как и любой иной материи.

Применительно к философии права идея ее предмета, об­разно понимаемая как «путь к его познанию», согласно эле­ментарной логике ассоциируется прежде всего с осознанием того, каким должен быть этот предмет, каким видятся его суть и содержание, как он должен соотноситься с объектом данной дисциплины и других смежных дисциплин и, наконец, каким должны быть подход и методы его выявления и определения.

Идея предмета философии права — это, по сути, и его изначальная проблема, которая складывается, по справедливо­му утверждению экспертов в данной области, из ряда прин­ципиально важных вопросов, касающихся того, во имя чего дисциплина, именуемая философией права, существует, какие социальные ценности представляются ей наиболее значимы­ми, что она считает «наиглавнейшим и наиважнейшим в ми­ре, социуме и человеке и на что хотела бы устремить свои усилия»[23].

Понятие предмета философии права отвечает прежде всего на вопрос, что собой представляет данный феномен, ка­ковы его основные свойства, внутренние связи, внутренне строение и содержание, какие из формирующих его компо­нентов являются главными, ведущими, без которых филосо­фия права «не в состоянии выработать систему адекватных представлений о самой себе и своем предназначении»[24], а ка­кие — второстепенными, производными.

Руководствуясь известным тезисом Ш. Монтескье о том, что «никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателей» и что «дело не в том, чтобы заставить его думать», предмет философии права, по примеру других исследователей, можно в весьма кратком и обобщенном виде представить как наиболее общие и вместе с тем предельные основания2 правовой материи и ее познания, как глубинную ценностную характеристику и философское обос­нование права.

В общепринятом смысле философская категория «содержа­ние», как известно, означает «все то, что содержится в систе­ме», а именно — «не только субстраты-элементы, но и отно­шения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы»[25]. Применительно к философии права она выступает и об­наруживает ее предмет не только через систему формирующих его принципов, «оценочных» идей и других компонентов, но и через круг тех вопросов, которые призвана решать данная дисциплина.

Отмечая, что «за много веков истории правовых учений сложился круг основных проблем, традиционно решаемых фи­лософией права»[26], исследователи не без оснований включают в него вопросы «о целях и происхождении права, о его соот­ношении с обществом, природой человека, государством, ре­лигией, моралью, вопросы о формах права, его смысле и судьбах и др.»[27].

Философия права, как показывают исследования, рассмат­ривает помимо общих и менее общих вопросов, касающихся права, также и различные проблемы, в той или иной мере относящиеся к антиправу. В определенном смысле, замечают по этому поводу исследователи, «любая философия права — это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отри­цание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д.».

Наряду с вопросами, касающимися антиправа, философия не может не иметь дел с такими теоретически и практически значимыми проблемами, как проблемы антикультуры, прояв­ляющей себя «при ценностном подходе к правовому простран­ству», проблемы правовой системы и антисистемы, вопросы правовой культуры и антикультуры, а также другие аналогич­ные им проблемы.

Анализируя круг вопросов, составляющих содержание пред­мета философии права и, соответственно, решающихся в рамках данной дисциплины, следует согласиться с мнением о том, что главное «не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права» в плане его развертывания и конкретизации «в общем контексте современной философской и правовой мысли».

4. Важное обстоятельство заключается также в том, чтобы в процессе разностороннего познания предмета философии права и его содержания не допускать его смешения с объектом рассматриваемой дисциплины, под которым в общетеоретиче­ском смысле понимается или вся соответствующая «объектив­ная реальность, которая выступает началом теоретического по­знания и противостоит подзаконным закономерностям как своей бледной, неполной, а иногда и искаженной копии, от­раженной в форме понятий, категорий и иных абстракций», или же — только часть «элемент бытия, фрагмент реальности, обладающей относительной самостоятельностью, характери­зующийся внутренней целостностью содержания, особыми формами существования, закономерностями развития».

Применительно к философии права в качестве объекта ее познания и воздействия всегда было и остается право, а точ­нее — правовая реальность, действительность, независимо от того, на каком этапе развития общества это явление существу­ет и функционирует, какими философскими и правовыми школами оно изучается и как оно представляется.

Соотнося между собой объект и предмет философии права, равно как и любой иной дисциплины, следует сделать вывод о том, что по своему логическому объему первый гораздо ши­ре второго, что предмет формируется и познается в пределах объекта и что он «вытекает» из объекта и развивается на базе объекта.

В этом смысле объект как правовая реальность, исследуе­мая под определенным углом зрения философией права и другими дисциплинами, является, условно говоря, первич­ным феноменом, а предмет данной дисциплины как предель­ные, наиболее общие основания этой реальности, ее глубин­ная целостность, характеристика и философское обоснование правовой реальности, выступает по отношению к объекту в виде вторичного феномена.

Применительно к предмету и объекту философии права в качестве одной из таких причин, кроме ранее названных, может служить, в частности, динамический характер главной материи, изменяющейся по мере эволюции общества и госу­дарства, а вместе с ней — и «обслуживающих» ее различных категорий и понятий, не исключая ее предмета и объекта[28].

Речь идет прежде всего о том, что постоянное изменение предмета философии права, обусловленное развитием самого права и, соответственно, представления о нем, наряду с дру­гими причинами в значительной степени затрудняет проведе­ние и выявление реально существующей, но трудноуловимой грани между ним — предметом этой дисциплины и ее объек­том. Разумеется, это не может и не должно служить препятст­вием для познания права не только с позиций традиционных юридических наук, но и под углом зрения философии права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.