Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ внутренней среды предприятия






Данный анализ предполагает характеристику персонала, финансовой, маркетинговой, деятельности предприятия, анализ НИОКР.

Экономическая эффективность хозяйственной деятельности СПК (колхоза) «Альянс».

СПК (колхоз) «Альянс» – одно из ведущих хозяйств Кичменгско - Городецкого района по объемам валовой и товарной продукции. Основной задачей хозяйства является увеличение производства продукции и реализации сельскохозяйственной продукции.

В таблице 7 приведены показатели хозяйственной деятельности СПК (колхоза) «Альянс».

 

Таблица7. Показатели хозяйственной деятельности СПК (колхоза) «Альянс».

Показатели 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2007г в % к 2006г.
Валовая продукция в текущих ценах, тыс. руб.           135, 1
Товарная продукция в текущих ценах, тыс. руб.           146, 8
Выручка, тыс.руб.           123, 5
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.           106, 7
Прибыль от продаж, тыс. руб.           365, 3
Валовая прибыль, тыс. руб.           365, 3
Чистая прибыль, тыс. руб.           1000, 7
Среднегодовая численность работников, чел            
в т.ч. занятые в сельскохозяйственном производстве           83, 8
Произведено товарной продукции на 1 работника, тыс. руб. 44, 86 48, 1 56, 74 49, 7 86, 86 174, 8
Активы предприятия, тыс. руб.           110, 2
Общая рентабельность предприятия, % 8, 4 1, 9 5, 6 3, 6   333, 3
Чистая рентабельность предприятия, % 3, 4 9, 6 10, 4 1, 6 14, 7 918, 8
Рентабельность продаж, % 27, 6 4, 8 10, 5 6, 5 18, 8 298, 2

 

Как видно из таблицы 7, валовая и товарная продукция с каждым годом увеличивается. Валовая продукция в 2007г. увеличилась на 35, 1% по сравнению с 2006г, товарная продукция увеличилась на 46, 8% в 2007г. по сравнению с 2006г.

Выручка от реализации продукции с каждым годом увеличивается, но вместе с этим увеличивается и себестоимость реализованной продукции. Так в 2007 году выручка составила 5580 тыс.руб., что на 23, 5% больше 2006 года. Себестоимость продукции в 2007 году увеличилась на 6, 7% по сравнению с 2006 годом. Темп роста выручки от продажи продукции больше темпов роста себестоимости продукции, что положительно характеризует работу предприятия.

Деятельность хозяйства за рассматриваемый период прибыльная. В 2007 году произошло резкое увеличение валовой прибыли и она составила 1074 тыс. руб., что на 265, 3% больше, чем в 2006г. Произошел рост чистой прибыли на 907, 3% по отношению к 2006г, всё это вызвано ростом производства валовой и товарной продукции.

Среднегодовая численность работников сокращается, в том числе занятых в сельскохозяйственном производстве. Производительность труда в хозяйстве увеличивается, т.к. производство товарной продукции увеличилось.

 

Таблица 8. Показатели рентабельности СПК (колхоза) «Альянс»

 

Показатели 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2007 в % к 2006г
РАСТЕНИЕВОДСТВО Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.           0, 5
Выручка, тыс.руб.           0, 4
Прибыль (убыток), тыс.руб.         - -
Уровень рентабельности, %     43, 7 21, 5 - -
ЖИВОТНОВОДСТВО Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.           105, 5
Выручка, тыс.руб.           122, 7
Прибыль (убыток), тыс.руб. -699   -89     318, 8
Уровень рентабельности, % -27, 8 4, 9 -4, 1 6, 2 19, 4 312, 9
ВСЕГО ПО ХОЗЯЙСТВУ Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.           106, 7
Выручка, тыс.руб.           123, 5
Валовая прибыль (убыток), тыс.руб.           365, 3
Уровень рентабельности, % 27, 6 4, 8 10, 5 6, 5 19, 2 295, 4

Показатели рентабельности также повышаются (таблица 8), что свидетельствует об улучшении деятельности хозяйства.

Уровень рентабельности растениеводства в течение трёх первых лет устойчив, он увеличивается, но в 2006г рентабельность растениеводства упала на 49, 2% по сравнению с 2005г, а в 2007 году растениеводство не принесло прибыли. В первую очередь это произошло за счет увеличения затрат на производство продукции и снижение выхода продукции.

Производство продукции животноводства в 2003 и в 2005 году было нерентабельно, т.к. уровень рентабельности отрицательный. С 2005г рентабельность животноводства увеличивается. В 2006г рентабельность животноводства возросла на 165, 6% по сравнению с 2005г. В целом по хозяйству уровень рентабельности положительный, хотя колеблется и деятельность колхоза является прибыльной и эффективной.

Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйства, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои обязательства. Финансовое положение во многом зависит от оптимального соотношения собственного и заемного капитала. В связи с этим рассчитаем коэффициент соотношения собственных и заемных средств и коэффициент финансовой автономии. Недостаток собственного оборотного капитала приводит к усилению финансовой зависимости предприятия.

Приведенные в таблице 9 данные характеризуют финансовое состояние предприятия за 3 года (на основании данных приложения 3).

Таблица 9. «Основные показатели финансового состояния СПК (колхоза) «Альянс».

 

Показатели 2005г. на конец года 2006г. на конец года 2007г. на конец года Нормативное значение
1. Коэффициенты финансовой устойчивости
Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб.       -
Коэффициент независимости (автономии) 0, 86 0, 74 0, 81 Не менее 0, 5
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0, 37 0, 48 0, 40 Не более 1
Коэффициент маневренности 0, 28 0, 22 0, 31 Не менее 0, 5
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами 0, 72 0, 60 0, 62 Не менее 0, 1
2. Коэффициенты ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности 0, 07 0, 02 0, 05 Не менее 0, 2
Коэффициент быстрой ликвидности 0, 85 0, 52 0, 48 Не менее 1
Коэффициент текущей ликвидности 5, 0 3, 6 3, 8 Не менее 2

 

Размер собственных оборотных средств неустойчиво с каждым годом, так как на конец 2006 года произошло резкое сокращение наличия оборотных средств по сравнению с 2005 годом, а в 2007 году резкое увеличение. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличивается и показывает, что на 1 рубль собственных средств увеличивается количество заемных средств и в 2007г на 1 рубль собственных средств привлечено 40 копеек заемных средств. Коэффициент независимости (автономии) в СПК (колхозе) «Альянс» уменьшается и показывает, что собственный капитал занимает 80% в общем источнике финансирования. Коэффициент маневренности ниже нормативного, но он увеличивается к 2007 году и показывает, что собственные средства хозяйства в обороте составляют 31%. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшается и показывает, что 62% оборотных активов хозяйство финансирует за счет собственных источников. Уменьшение этих коэффициентов свидетельствует об ухудшении финансового состояния хозяйства.

Коэффициент абсолютной ликвидности за все 3 года ниже норматива и показывает, что у хозяйства нет возможности погасить свои долги на 20% в текущий момент из-за недостатка денежных средств и отсутствия краткосрочных финансовых вложений.

Коэффициент промежуточной ликвидности тоже ниже нормативного и равен 0, 48, то есть при условии полного возврата всей краткосрочной дебиторской задолженности хозяйство может погасить 48% краткосрочных обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности больше норматива и показывает, что текущие активы превышают текущие пассивы в 3, 8 раза, что отражает полную степень достаточности оборотных активов для своевременного погашения краткосрочных обязательств.

Для определения скорости оборота средств рассчитываем показатели деловой активности СПК (колхоза) «Альянс» (таблица 10).

 

Таблица 10. «Показатели деловой активности СПК (колхоза) «Альянс».

 

Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к 2006г.
Коэффициент деловой активности 0, 51 0, 52 0, 62 119, 2
Фондоотдача внеоборотных активов 0, 34 0, 33 0, 41 124, 2
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 1, 37 1, 36 1, 54 113, 2
Длительность одного оборота оборотных средств, дней       87, 8
Коэффициент оборачиваемости запасов 1, 59 1, 57 1, 79 114, 0
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 9, 87 10, 89 12, 53 115, 0
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 7, 20 6, 37 5, 81 91, 2

Коэффициент деловой активности увеличивается и показывает, что на 1 рубль стоимости имущества получено 62 копейки выручки от продаж. Скорость оборота средств также возрастает и в 2007 г она увеличилась на 13, 2% по сравнению с 2006г. из-за этого длительность одного оборота сократилась на 12, 2%. Рост коэффициентов оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности оценивается положительно, но происходит снижение оборачиваемости кредиторской задолженности.

В целом деятельность колхоза стабилизируется и улучшается. Происходит рост выручки от продажи продукции, прибыли. Но главной проблемой в настоящий момент является то, что люди просто не хотят работать в сельском хозяйстве из-за низкой заработной платы, находят более высокооплачиваемую работу с благоприятными условиями труда.

Отсюда очевиден вывод: для привлечения работников необходимо создавать благоприятные условия труда и отдыха, повышать заработную плату, стимулировать рост производительности труда. Предприятие имеет хорошую, новую технику: трактора, комбайны.

Для улучшения экономических показателей своей деятельности хозяйству необходимо повышать качество производимой продукции. В настоящее время колхоз «Альянс» охвачен действием региональной целевой программы «Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2008-2010 годов», участие в которой позволит увеличить объемы производства, сохранить рабочие места и повысить жизненный уровень населения.

Охарактеризуем управленческий персонал организации. Средний возраст специалистов составляет 30 – 35 лет. Стаж работы в хозяйстве у специалистов довольно высокий. В среднем стаж у специалистов составляет 15 лет. Состав и квалификация управленческого персонала приведены в таблице 11.

 

Таблица 11. «Состав и квалификация работников управления СПК (колхоза) «Альянс».

 

Наименование должности Образование В возрасте до 35 лет % Всего
высшее Работники, имеющие высшее образование, % среднее Работники, имеющие среднее образование, % Не имеют высшего или среднего образования Работники, на имеющие данных образований, %
Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов, чел.   18, 2   63, 6   18, 2   63, 6  
В т.ч. руководители     -   -   -    
Главные специалисты, чел.         -        
Из них главные агрономы - -     -        
Главные зоотехники -       -        
Главные инженеры-механики -       -        
Главные экономисты -       -        
Главные бухгалтеры         -        
Руководители среднего звена (начальники цехов, участков, комплексов), чел. - -         -    
Специалисты всего, чел. (кроме главных) - -   66, 7   33, 3   66, 7  
Из них: Бригадир - -     -   -    
Зоотехники - -     - - -   -
Ветспециалисты - -     - -      
Бухгалтеры - -              
Инженеры и техники-строители - -     - - - - -
Электрики - -     - - - - -

 

 

Из таблицы 11 видно, что на начало 2008 года из всех работников, занимающих должности руководителей и специалистов, 2 человека (18, 2%) имеют высшее образование, 7 человек (63, 6%) – среднее образование и 2 человека не имеют высшего или среднего образования. Из главных специалистов 1 человек (20%) имеет высшее и 4 человека (80%) среднее образование, из них 5 человек в возрасте до 35 лет. Один человек из числа руководителей среднего звена не имеет высшего или среднего образования и один – среднее образование. Два специалиста имеют среднее образование, один не имеет высшего или среднего образования, из них 66, 7% (2 чел.) в возрасте до 35. Таким образом, организации не хватает высококвалифицированных специалистов, но коллектив молодой с большим стажем работы в сельском хозяйстве.

Маркетинговой службы в хозяйстве как таковой нет. Вопросами ценообразования занимается экономист и бухгалтер, они соотносят затраты на производство, цены конкурентов, гарантированные рыночные цены на продукцию. Руководитель занимается поиском поставщиков сырья и заключением договоров с ними, он занимается организацией продажи продукции потребителям. Организация недостаточно информирована о внешних рынках. Организации можно организовать службу маркетинга по изучению рынков сбыта, рынка поставщиков ресурсов.

Таким образом, на предприятии наблюдается рост производительности труда, коллектив на предприятии молодой, но недостаточно квалифицированный. На предприятии хорошая техника, оно имеет постоянный состав поставщиков сырья и материалов.

 

3.4. SWOT – анализ.

Таблица 12. «Матрица SWOT-АНАЛИЗА».

 

      СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
  1)Конкурентоспособность предприятия 2) Рост производительности труда 3) Надёжные поставщики 4) Хорошая техника 5) Качественная продукция 1) Присутствуют финансовые ограничения 2) Недостаточно квалифицированный персонал 3) Невысокие оплаты труда 4) Недооценка конкурентов в связи с недостатком информации
Возможности 1)Стабильность правительства программы развития Повышение уровня конкуренции1 Увеличение выпуска продукции 5 Поиск наиболее выгодных поставщиков 2 Совершенствование технологии 3 Увеличение выпуска продукции 5 Привлечение государственной финансовой помощи 4 Повышение квалификации персонала 3 Применение новых систем оплаты труда 3 Улучшение маркетинговой сферы деятельности предприятия 2
2)Возможность подъёма сельского хозяйства; социальные поддержки Повышение уровня конкурентоспособности 1 Увеличение объёмов выпуска 5 Поиск поставщиков 2 Совершенствование технологии 3 Увеличение выпуска продукции 5 Финансовая помощь 4 Увеличение числа квалифицированных специалистов 3 Стимулирование труда 3 Постоянный анализ рынка, улучшение маркетинговой деятельности 2
3)Возможность прогрессивных технологий Увеличение объёмов производства 5 Увеличение объёмов производства 5 Поиск выгодных связей 2 Совершенствование технологии 3 Увеличение объёмов выпуска 5 Привлечение ресурсов 4 Повышение квалификации 3 Применение новых систем оплаты труда 3 Анализ рынка, маркетинговая деятельность 2
Угрозы 1)Слабая поддержка развития АПК Самостоятельный поиск новых путей развития 1 Применение системы стимулирования 3 Поиск выгодных поставщиков 2 Применение новой технологии3 Увеличение объёмов выпуска 5 Постоянный анализ затрат 2 Повышение квалификации 3 Стимулирование труда 3 Изучение рынков сбыта 2
2)Усугубление демогра-фической ситуации на селе Новые методы привлечения работников 1 Применение социальных стимулов работы 1         Повышение квалификации 3 Стимулирование труда 3  
4)Диспаритет цен Снижение себестоимости продукции 1 Снижение себестоимости продукции 1 Поиск оптимальных поставщиков 2 Экономия на покупку транспорта 1 Увеличение цен на продукцию1 Анализ затрат и контроль 2 Снижение оплаты труда 1 Анализ затрат и контроль 2 Поиск выгодных поставщиков и рынков сбыта 2

Мероприятия по: Баллы

повышение уровня конкуренции 2

увеличение объёмов выпуска продукции 40

поиск наиболее выгодных поставщиков 12

совершенствование технологий и техники 12

привлечение государственной финансовой помощи 12

повышение квалификации персонала 15

применение новых систем оплаты труда 18

улучшение маркетинговой сферы деятельности 8

анализ и контроль затрат 6

применение социальных стимулов в работе 1

снижение себестоимости продукции 2

экономия на покупку оборудования 1

Исходя из данного анализа, предприятию следует выбрать мероприятие по повышению объёмов выпуска продукции, то есть стратегию роста.

2.2.Space – анализ.

Таблица13. «Критерии оценки внутренней и внешней среды».

Стратегический потенциал Значи- мость Баллы Адекватное реагирование в макросреде Значи- мость Баллы
Ликвидность 0, 20   Уровень инфляции 0, 40  
Оборотный капитал 0, 10   Покупательская способность населения 0, 50  
Наличие денежных средств 0, 40   Территориальные факторы 0, 10  
Отдача на вложенный капитал 0, 30        
Средняя величина параметра   6, 2     4, 8  
Конкурентный статус     Привлекательность отрасли    
Доля рынка 0, 10   Прибыльность 0, 25  
Качество продукции 0, 45   Устойчивое финансовое состояние 0, 30  
Приверженность клиентов 0, 30   Уровень конкуренции 0, 25  
Контроль над поставщиками 0, 15   Потенциал роста 0, 20  
Средняя величина параметра   3, 6     4, 0

Вычисление значений координат Х и У:

Х=3, 6-(6-4)=1, 6

У=6, 2-(6-4, 8)=5

СП

                 
               
               
               
КС              
               
               
               

 

 

ПО

 

 

АМС

Рис. 2. Матрица Space-анализа.

Условные обозначения: - размещение предприятия в зоне консервативного типа поведения.

Предприятие находится в зоне консервативного типа поведения, значит, оно не претерпевает значительных изменений, стараясь сохранить свои позиции на рынке. Нужно придерживаться стратегии развития рынка, продукта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.