Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы-принципызакрепляют основополагающие начала охраны среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).






Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в " работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.

Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на:

- предупредительные;

- запретительные;

- восстановительные (компенсационные);

- карательные;

- поощрительные;

- управомочивающие;

- разрешительные;

- обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, согласно ст. 50 того же закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами КоАП РФ или УК РФ. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления.

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ.

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему
предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического правоотношения.

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства.

Обязывающие нормы определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения — со стороны хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные выше нормы экологического права являются " первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.

Источниками экологического права являются нормативно-пра­вовые акты, регулирующие экологические общественные отношения. Иерархия источников экологического права включает в себя:

- международные договоры РФ. общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Конституцию РФ. принятую 12 декабря 1993 г:

- федеративные договоры;

- законы (конституционные и федеральные);

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- нормативные акты (конституции, законы) субъектов РФ;

- нормативные акты министерств и ведомств;

- нормативные акты органов местного самоуправления.

Дискуссионным в настоящее время является вопрос о признании в качестве источников экологического права судебных решений Не признаются источниками экологического права правовые акты (поста­новления, письма и т.д.). касающиеся использования законодатель­ства в сфере экологии, в которых содержатся разъяснения и толкования применения имеющегося законодательства. Эти акты обязательны лишь для судов соответствующих судебных систем.

 

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические общественные отношения.

Источники экологического права имеют общие характеристики с источниками других отраслей права. Все источники права - это акты, принятые непосредственно народом или уполномоченными на то государственными органами. Такие органы устанавливают или санкционируют нормы права которые являются внешними формами выражения правотворческой деятельности государства. Посредством ее воля законодателя становится обязательной для исполнителя. [

В то же время, источники экологического права имеют и свои» особенности. К числу таких особенностей большинство авторов относит:

- значительный вес законов по сравнению с другими формами права;

- наличие в них большого числа так называемых " экологизированных" норм;

- определенная роль международно-правовых актов, которые регулируют внутренние экологические правоотношения на основе примата международного права.

Существование особых источников права является одним из основных и обязательных критериев самостоятельности каждой отдельной отрасли права, включая экологическое. Принято различать материальные и формальные источники права.

Материальные источники права понимаются как источники, формируемые волеизъявлением народа относительно какого-либо документа, принятого по результатам его рассмотрения посредством опроса, плебисцита, референдума или голосования. К таким источникам права относится, прежде всего, Конституция РФ, принятая 12 дек. 1993 г. всенародным голосованием. В ней установлены конституционные основы экологического права.

Такого рода источником права является и Декларация от 12 июня 1990 г. " О государственном суверенитете РСФСР".

Под формальными источниками экологического права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, посредством которых оно осуществляет правовое регулирование общественных экологических отношений. Основу правового регулирования этих отношений составляет экологическое законодательство.

Под законодательством как источником экологического права понимается совокупность различных законов, других форм нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Экологическое законодательство является внешним выражением лишь части экологического права, поскольку помимо него содержание экологического права как отрасли права включает также экологические правоотношения.

В составе многих экологических нормативных актов имеются необходимые для обеспечения их действия нормы финансового, гражданского, административного, уголовного, трудового и других отраслей законодательства и (или) отсылки к ним. Такие акты считаются комплексными.

Определение источников экологического права представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативно-правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация.

Она может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные акты. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ. В отличие от них, специальные акты целиком посвящены вопросам окружающей среды или ее элементов (Закон РФ" Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон " О животном мире" и др.).

По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормативные правовые акты.

Нормативные акты материального характера - это акты, содержащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы " Об экологической экспертизе", " Об особо охраняемых природных территориях" и др.).

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. К актам процессуального характера относятся ГПК РФ; УПК РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве к кодифицированным актам относятся Закон РФ " Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Федеральный закон " О недрах" и др.

Система источников экологического права. Источники экологического права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Ей свойственны, наряду с общими чертами, характерными для источников других отраслей права, специальные черты.

Основу и стержень системы источников экологического права составляют присущие только ей экологическое законодательство и правоотношения. Системообразующими актами и нормами ее являются Конституция РФ и Конституции ее субъектов (в части, касающейся регулирования отношений экологического характера), законодательство об охране окружающей природной среды, природоресурсовое (земельное, о недрах, водах, лесах и т.д.) и иное законодательство, включая экологизированное, например, уголовное, административное, об охране здоровья населения, о градостроительстве.

Эта система отличается большим количеством источников, изданных в форме законов и подзаконных нормативных актов. Видное место в ней. занимает такая форма источников права, как международные договоры РФ.

По мнению М.М. Бринчука, система источников экологического права включает в себя:

- Конституцию РФ;

- федеративные договоры;

- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

- законы (конституционные и федеральные), указы и распоряжения
Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- конституции, законы, иные нормативные акты субъектов РФ;

- нормативные акты министерств и ведомств;

- нормативные акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты;

- судебные решения.

Не относятся к источникам экологического права и права в целом правовые акты индивидуального значения. Эта форма правовых актов не устанавливает новые правовые нормы, не является нормативной, поскольку они адресованы конкретным субъектам права, порождают права и обязанности исключительно для них.

Спорным в настоящее время остается и вопрос о признании в качестве источников экологического права судебных решений, относящихся к предмету экологического права. Одни авторы не признают их в качестве таковых (В.В.Петров, В.Д.Ермаков, А.Я.Сухарев), другие (например, М.М.Бринчук) -утверждают обратное.

Не признаются источниками экологического права также правовые акты (постановления, письма и т.д.), касающиеся применения законодательства в сфере экологии. Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти акты обязательны лишь для судов соответствующих судебных систем. В этих актах содержатся не новые правовые нормы, а разъяснения и толкования применения имеющегося законодательства.

Конституция РФ как основной источник экологического права. Конституция РФ является Основным Законом российского государства. Она так же, как и федеральные законы, имеет верховенство на всей территории страны.

Конституционные нормы являются основой развития и совер­шенствования всего законодательства, в том числе и экологического. В качестве источников экологического права непосредственное и наиболее важное значение имеют нормы, закрепленные в ч.1 ст. 9, ч.ч. 2 и 3 ст.ст. 36, 41 Конституции РФ.

Наибольшее значение как источник экологического права имеет конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

В конституционных нормах закреплена и экологическая функция российского государства. Непосредственно выражена она в конституционных статьях о компетенции РФ, ее субъектов, Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Следует отметить, что Основной Закон России представляет собой органически цельный нормативный акт. Содержащиеся в нем нормы экологического характера тесно связаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве и боль­шинством других правовых норм.

Международные источники экологического права. Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений, и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций- и конференций.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются, согласно Конституции России, составной частью ее правовой системы. Следовательно, эти принципы, нормы и договоры являются также составной частью системы российского экологического права, в том числе и ее источниками. Предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.

Выделяют следующие виды международных источников экологического права:

1. Многосторонние договоры, к числу которых относятся, например, Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.) и др.

Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.).

К многосторонним договорам РФ и других стран - участниц СНГ относятся,
например, Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г.), Межпарламентский рекомендательный акт " О принципах экологической безопасности в государствах Содружества" (1994 г.) и другие.

2. Двусторонние договоры РФ в сфере экологии, служащие основой сотрудничества с различными странами, например, с такими как США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и т.д. Заключены также природоохранные соглашения о сотрудничестве с КНР, Индией, Республикой Корея и Испанией. Имеются они с Республиками Азербайджан, Грузия, Беларусь, Молдова и другими государствами СНГ.

3. Решения международных организаций и их органов, к которым относятся прежде всего резолюции, декларации и другие акты Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН, одобряющие, утверждающие, либо в каких-то других формах поддерживающие международные эколого-правовые документы. Примерами таких актов, принятых ГА ООН, являются, например, Декларация правовых принципов деятельности государств по использованию космического
пространства (1963 г.), а также Всемирная хартия охраны природы (1982 г.). Последняя является одним из важнейших документов для развития сотрудничества в области международного экологического права.

4. Международные обычаи, признанные как общеобязательные официально или с молчаливого согласия Российским государством.

Закон как источник экологического права. Основными формами источников экологического права являются закон, основы законодательства и кодексы. Все законы принимаются представительными и законодательными органами РФ или ее субъектов.

Важнейший источник экологического права — Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. " Об охране окружающей среды" с последующими изменениями и дополнениями.

Принятие данного Закона знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства.

Закон определил задачи всего природоохранительного законодательства РФ. Они включают регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия любой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Чрезвычайно важно и то, что эти задачи должны последовательно решаться с учетом нового эколого-правового статуса человека и гражданина в России. Впервые в российском экологическом законодательстве урегулирован комплекс экологических прав граждан, основным из которых является право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11).

Центральное место в Законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологических требований. В этой связи он формулирует ряд новых положений и подходов к решению экологических проблем в стране. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды; проведение государственной экологической экспертизы; установление требований к экологическому воспитанию и образованию, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Важно и то, что Закон создал предпосылки формирования основных институтов активно развивающегося экологического права.

Значение Закона " Об охране окружающей среды" заключается прежде всего в том, что он содержит ряд норм, определивших прогрессивные тенденции в развитии российского экологического права.

Помимо названного Закона, большое значение как источники экологического права имеют следующие федеральные законы: " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", «Об экологической экспертизе»; " О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; " Об особо охраняемых природных территориях"; " Об использовании атомной энергии"; " О континентальном шельфе РФ"; " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; " О радиационной безопасности населения"; " О промышленной безопасности опасных производственных объектов''.

По использованию и охране земель, недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха приняты так называемые поресурсные законы. Эти законы являются как источниками соответствующей отрасли поресурсового права так и экологического права.

К числу основных из них относятся: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.; Закон Российской Федерации " О недрах"; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ; Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ." О животном мире"; Закон РФ от 4 мая 1999 г. " Об охране атмосферного воздуха"; Лесной Кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.

Большое значение как источники экологического права имеют экологизированные законы, в которых, наряду с нормами других отраслей законодательства, содержатся экологические нормы. К их числу относятся законы о государственных органах представительной и исполнительной власти, о муниципальных органах; о здоровье населения, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о безопасности, об основах градостроительства, о стандартизации, информации и т.д.

К этой категории экологизированных законов относятся также УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, ГК РФ, АПК РФ и т.д.

Акты Президента РФ как источники экологического права. Президент Российской Федерации, являясь главой государства, определяет основные направления его внутренней и внешней политики, в том числе и в области экологии. Он вносит на рассмотрение в Госдуму РФ законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры РФ. Его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам (чч.1 и 3 ст.80. пп." г" и " д" ст. 84, п. " б" ст. 86, ст. 90 Конституции РФ).

Основной формой президентского акта - источника экологического права - является указ Президента России.

Подзаконные акты органов государственного управления как источники экологического права. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, которое на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента России издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Эти правительственные акты обязательны к исполнению на территории страны. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ, они могут быть отменены последним на основании ст. 115 Конституции РФ.

Источниками экологического права являются постановления Правительства РФ. Правительству конституционно предписано, например, обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области экологии, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью (пп. " в", " е" ч.1 ст. 114 Конституции РФ).

Министерства, комитеты, службы и иные органы по охране окружающей среды и природоресурсного блока федеральной исполнительной власти издают приказы, постановления, инструкции и другие общеобязательные нормативные акты, являющиеся источниками экологического права.

Нормативные акты субъектов РФ как источники экологического права. В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Выполнение этого правила обеспечивает единообразное правовое регулирование общественных отношений в той или иной сфере, а также правопорядок в стране.

Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта Федерации.

Нормативные акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ это - Конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

При характеристике источников права окружающей среды, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены ст. 78 Конституции РФ. Такие отношения развиваются довольно активно, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среда. В частности, соглашения в данной сфере заключены между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др. Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

Нормативные акты местного самоуправления как источники экологического права. Источниками экологического права являются нормативные акты органов местного самоуправления, если в соответствии со ст. 132 Конституции РФ закон наделил их соответствующими полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, их благоустройство и озеленение, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

В ФЗ " Об охране окружающей среды" также определен ряд предметов ведения органов местного самоуправления. Перечисленные направления деятельности органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.

Роль судебной практики в регулировании экологических отношений. Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету экологического права, источником права? Данный вопрос в настоящее время является дискуссионным. По мнению В.В. Петрова и некоторых других авторов решения судов, несмотря на их оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. С их точки зрения, судебную практику можно рассматривать лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений.

Однако М.М. Бринчук считает, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть заключается в признании судебной практики источником экологического права, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Отсюда следует, что в суде может быть обжалован нормативный акт любого уровня. Согласно ст. 3 Федерального закона " О Конституционном Суде Российской Федерации " Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свободы граждан, также могут быть обжалованы в судах (ст. 3 Закона " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"). Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу, такое решение оказывается безусловно нормотворческим.

Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права. Например, постановлением № 22 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 окт. 1993 г. в порядке судебного толкования дано разъяснение относительно применения некоторых положений Закона РФ " Об охране окружающей природной среды". В соответствии с п. 4 ст. 20 этого Закона плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке. Суд разъяснил, что в случае неперечисления платы в сроки, установленные территориальными органами Минприроды РФ, суммы платежей взыскиваются с природопользователей в бесспорном порядке. Иски о взыскании с природопользователей невнесенных платежей арбитражным судам неподведомственны.

Судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по его мнению, он противоречит Конституции (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 окт. 1995 г.). Такое решение суда, по существу, отменяющее закон, является источником права.

Наконец, при рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом или Высшим Арбитражным Судом и публикуются, они становятся источниками права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.