Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противостояние союзов и РТО.






 

Противостояние союзов и РТО шло по восходящей линии. В ию-

не Совет РТО пригласил все существующие в России профессиональ-

ные союзы провести координационное совещание. А в июле Петрог-

радский союз сценических деятелей объявил, что по согласованию

с московским, киевским, одесским, николаевским, ростовским и

еврейским союзами 19-24 августа в Петрограде будет проведена

конференция профессиональных союзов художественных работников

сцены 5129 0. Отметим, что в отличие от РТО, петроградцы толковали

" профессиональные союзы" расширительно, включая в них и местные

объединения. Такая поспешность в проведении представительной -

хотя бы по названию - конференции не случайна. Думается, что на

конкретную дату ее созыва повлияло решение РТО провести 25 ав-

густа - 6 сентября свой очередной съезд " для совместного това-

рищеского обсуждения вопросов, связанных с реорганизацией теат-

рального дела" 5130 0.

Ситуация для театральной общественности была, признаемся,

неординарной: в театральной, как и в политической жизни страны,

сложилось своеобразное двоевластие. И РТО, и союзы собирались

практически одновременно, грудь в грудь, провести свои высшие

форумы, и сделать выбор между ними - с кем идти, кого поддержи-

вать - было не простой задачей. Трещина между союзами и РТО

проходила по-живому, по людям. Жажда перемен и надежда на луч-

шее будущее толкала артистов в союзы, чувство долга и гарантия

привычного, стабильного удерживала их в составе РТО.

Правда, РТО наконец-то решилось на компромисс. Это вырази-

лось в персоналиях комиссии, которой предлагалось обсудить " на

каких началах и принципах будет созван съезд" 5131 0. В комиссию

вошли: от РТО - А.А.Бахрушин, А.С.Кошеверов и М.И.Комаров, от

союза - В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, В.В.Тихонович и М.Ф.Ленин.

На заседаниях комиссии были выработаны основные положения орга-

низации съезда. В частности, договорились, что его делегатами

могут быть представители общественных организаций, согласовали

список этих делегаций - их набралось 30, выработали квоту

представительства: от каждой организации - по одному делегату,

если же организация объединяет деятелей театров разных видов,

то делегируются представители от каждого вида театра. Согласи-

лись пригласить те организации, которые успеют образоваться до

съезда. Не забыли и центральные органы, объединяющие " местную

работу в данной области" 5132 0.

Выработанные принципы были простыми и совсем не простыми

одновременно. Действительно, многочисленный союз, например,

драматических актеров посылал на съезд одного делегата, а вдвое

или втрое меньший по численности союз артистов и хористов - как

минимум, двух. Формально вроде бы все верно - ведь предлагалось

образовывать союз союзов, а на самом деле явно прослеживается

тайный умысел договаривающихся сторон переиграть друг друга.

Судя по букве договора, РТО имело хорошие шансы удержать в сво-

их руках вожжи театрального управления.

Думается, что во многом эти условия (разумеется, наряду с

другими причинами) подвигли В.Э.Мейерхольда ускорить создание

союза мастеров сценического искусства - режиссеров и художников

-декораторов. В середине июля пресса сообщала: " В.Э.Мейерхольд

сейчас в Москве, где организует союз мастеров театральных пос-

тановок" 5133 0. А 10 августа состоялось первое заседание союза, в

котором приняли участие Ю.П.Анненков, Н.Н.Евреинов, Ф.Ф.Комис-

саржевский, А.В.Лентулов, В.Э.Мейерхольд, В.Г.Сахновский, А.Я.

Таиров и другие. Необходимость объединения обосновывалась, в

частности, тем, что в московском Малом театре в состав худо-

жественной комиссии не выбрали ни режиссера, ни художника. На

совещании пришли к соглашению, что новый союз автономен, но бу-

дет тесно сотрудничать со Всероссийским союзом сценических дея-

телей. Собрание признало доказанным, вопреки мировой практике,

что авторское режиссерское право существует. В заключении сфор-

мировали несколько комиссий, и в том числе - об авторском ре-

жиссерском праве, которую возглавил В.Э.Мейерхольд 5134 0.

Петроградцы условия компромисса РТО не приняли и выдвинули

свои принципы проведения съезда. Они предлагали созвать его с 5

по 12 августа в Петрограде, чтобы подчеркнуть его отличие от

предыдущих съездов РТО. Как и раньше, они считали невозможным

" соединение актеров и антрепренеров", что было выражено уже в

первом пункте их требований: " съезд профессиональный, и потому

участвовать в нем могут деятели всех родов сценического искусс-

тва, вносящие в дело искусства только труд, но не капитал, то

есть не предприниматели" 5135 0. При этом особо оговаривалось, что

" художественные деятели сцены, принимающие одновременно участие

в антрепризе, могут быть допущены к участию в работе Съезда с

особого в каждом отдельном случае разрешения Президиума Съез-

да" 5136 0.

На фоне дореволюционных безупречно-отточенных формулировок

юридическая неряшливость этого пункта не может не вызвать удив-

ления. Разве антрепренер привносит в " дело искусства" только

капитал? Если сценическое искусство де-факто признается " де-

лом", что прямо следует из текста, то кто-то должен это дело

организовывать. Значит, этот кто-то неназванный вкладывает в

дело кроме капитала еще и труд, умение, коммерческий расчет,

организаторский талант. Разве, наконец, уважающий себя антреп-

ренер не рискует своим добрым именем? Конечно, рискует, и это

не хуже нас понимали петроградцы, но передернули в пылу полеми-

ки и передернули сознательно, в пику РТО.

Соперничество РТО и союзов приводило к тому, что каждая из

противоборствующих сторон стремилась всеми возможными средства-

ми, далеко не всегда корректными, обеспечить себе на съезде

большинство. Компромисса не получилось, входящие в комиссию

представители союзов - В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, М.Ф.Ленин и

В.В. Тихонович - выступили против проведения съезда в августе,

предложив перенести его до Поста 5137 0.

Съезд не складывался, и тогда Совет РТО решил созвать в

Москве Чрезвычайное общее собрание.

Тем временем союзы вырвались вперед - 20 августа в Петрограде открылась конференция профессиональных союзов художественных работников сцены, включая артистов варьете и цирка. Принцип представительства на нем был более демократическим, чем в проекте РТО: каждый местный союз мог послать трех делегатов с правом решающего голоса, а от трупп, еще не объединившихся в союзы, – делегаты с совещательным голосом. Как бычно, был заявлен широкий круг вопросов: организация Всероссийского профессионального союза, утверждение устава и нормативного (нормального)

договора, муниципализация и государственные театры и т.д.

Народу, впрочем, собралось не много ― всего около 30 человек, но это не повлияло на накал страстей.

Конференция началась с высокой ноты ― с выступления председателя еврейских артистов и хористов, артиста из Одессы И.Г.Веритэ. Журналист характеризовал его " явным большевиком, с хорошей коммерческой головой, с большой энергией и злобой, натасканной на антрепренера." 5138 0 И.Г.Веритэ не только объявил смерть антрепренерам: " Душите антрепренеров, как они душили нас! Это мерзавцы, подлецы! Они мильоны нажили! " 5139 0, но и подсказал актерам надежную методику их удушения: " усиливая свои требования, бастуя, срывая, буде надо, предприятия, чтобы антрепренер всегда чувствовал страх и был застигнут врасплох" 5140 0.

Он закончил выступление под аплодисменты большинства делегатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.