Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция Союза деятелей искусства.






 

В июне СДИ предложил Временному правительству - впредь до

издания специального закона - запретить вывоз художественных

произведений " по личной инициативе", классифицируя это как

контрабанду. Дать разрешение на вывоз доверялось Эрмитажу, му-

зею Александра III [Русский музей - Г.Д.] и Московскому Истори-

ческому музею.

Правда, распад нравственности в стране не обошел и СДИ -

совместно с Академией Наук он возбудил перед правительством хо-

датайство о полном отчуждении памятников искусства, принадлежа-

щих церквам, монастырям и ризницам, " не считаясь с давностью

владения, отмены права собственности" 588 0. Мотивы, разумеется, были самыми благородными - беспокойство за судьбу памятников искусства, и все же, все же, все же...

О сохранении культурного наследия заботились и " комиссия

Горького", и " Особое совещание", и множество других художест-

венно-творческих организаций. Правда, не все их инициативы под-

держивались властью, и не все предложения - даже созданного

Ф.А.Головиным " Совета по делам искусств" - воплощались в жизнь.

Это дало прессе резонный повод удивляться взаимоотношениям ко-

миссара и " Совета": " Но чем же руководствуется комиссар при вы-

боре тех или иных постановлений? Ведь, несомненно, его компе-

тентность ниже компетентности выбранного им совета. Происходит

нечто парадоксальное: лицо некомпетентное выбирает компетентный совет, постановления которого оно может исполнять или не исполнять" 589 0.

Вопрос естественнен, хотя есть в нем то ли лукавство, то

ли социальная наивность: вряд ли случайно Ф.А.Головин решился

на реорганизацию самостоятельной и независимой в своих действи-

ях " комиссии Горького" в формируемый им лично " Совет по делам

искусств", орган, обладающий всего лишь совещательными функция

ми при комиссаре.

Конечно, сегодня нам трудно судить, насколько осознанно

шел Ф.А.Головин к сосредоточению власти в одних руках и при

своем ведомстве - каждый сделанный шаг был определен логикой

конкретных событий, но ведь не столь важны личные мотивы комис-

сара, сколько полученный результат. А итог был более чем в духе

чиновно-бюрократической логики власти. Вот этого-то - явного

или тайного - стремления к утверждению комиссарской власти над

искусством не принимали творческие деятели России, объединивши

еся в СДИ. И хотя в самом СДИ особого единства не было, однако

при всех внутрицеховых раздорах Союз категорически отказывался

" входить в контакт" с комиссаром. Более того, такой контакт

объявлялся отдельными художниками " антиреволюционным, антихудожественным и преступным".

Но вот что следует выделить особо - сам Союз при этом не-

уступчиво требовал себе ни много, ни мало " всю власть". И он

был не одинок в своих монопольных вожделениях власти: аналогич-

ной позиции придерживались и идеологи Пролеткульта, видевшие в

пролетариате мессию грядущей культуры. Не принцип сотрудничества, не признание объективно существующих противоречий и интересов различных сил, а яростная идейная нетерпимость, стремление подавить другие и утвердить свою позицию как единственно правильную лишало страну возможности демократического развития. И все же до июля 17-го года надежды на это еще сохранялись; после июльских событий шансы стали исчезающе малы. Можно по-разному интерпретировать послеиюльский путь, приведший к Октябрю, - были в нем и элементы имперского сознания, и нигилистическое отрицание прошлого, и поляризация общественных сил, и инстинктивно-суеверное ожидание чуда, но для нас важно зафиксировать, что в июле надежды на демократический выбор были окончательно похоронены.

Противоборство, переходящее в неинтеллигентную борьбу без

правил, в партийную рознь, озлобленность и нетерпимость - ес-

тественное состояние в любой революции. В России это усугубля-

лось всем опытом ее предшествующего развития: слабыми полити-

ческими партиями, дозволенной игрой в парламент, который

В.В.Розанов презрительно обозвал " казенным клубом на правитель-

ственном содержании", отсутствием реальных социальных механиз-

мов, обеспечивающих достижение общественного согласия и т.п.

Поэтому сразу же после первых дней радостной эйфории начинается

неутихающая борьба и лихорадочное сведение счетов между различ-

ными противоборствующими в культурном процессе группами. Благо, поводов для этого было превеликое множество, было бы желание их поискать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.