Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация союзов.






 

Тем более весомым был их реванш на делегатском съезде в

марте 1917 г., что и вызвало такую неадекватную реакцию петрог-

радцев. Их заявление о " своем театральном обществе" было не

пустой угрозой: еще 7-го марта, в дни заседаний в Москве деле-

гатского съезда, в Малом (Суворинском) театре собрались сцени-

ческие деятели Петрограда для создания самостоятельного Союза.

" Определено было в Союз принимать всех сценических тружеников,

не считаясь с размерами сцены и ее категорией, как-то миниатю-

ры, кино, цирки и т.д., и называться Союзу: " Союзом Петроградс-

ких артистов" 597 0.

Выделим последнее слово - " артистов", потому что театраль-

ная общественность выражала недовольство персональным составом

нового Совета РТО: " в большинстве, как это ни странно, актеры

выбрали представителями своих интересов антрепренеров" 598 0.

А.Р.Кугель считал, что падение старого режима вызовет рост

профессиональных союзов, а посему, по его мнению, необходима

" профессиональная организация, освобожденная от всяких дилетан-

тов, и распадающаяся на два союза - работников и предпринимате-

лей" 599 0.

Отметим, что идея объединения сценических работников по

признаку профессиональных интересов - не нова. Еще до революции

в Петрограде возник " интересный", по оценке прессы, замысел -

основать " союз театральных критиков". Однако в чиновно-бюрокра-

тическом государстве между замыслом и его воплощением - дистан-

ция очень и очень немалая. В ситуации же слома прежних структур

власти театральные работники для защиты своих корпоративных ин-

тересов стали энергично объединяться в союзы. Однако, была и

другая причина - лидеры объединений видели в них альтернативу

" старорежимному" РТО.

20 марта по инициативе артистов частных театров состоялось

общее собрание для утверждения устава профессионального Союза

петроградских сценических деятелей. Целью Союза объявлялось

" поднятие и развитие театрального дела, улучшение положения и

охрана труда сценических деятелей" 5100 0. В Союз решили принимать

артистов варьете и цирка, а антрепренеров - нет. Впрочем, как

было оговорено в примечании, художественные деятели сцены, при-

нимающие участие в антрепризе, не теряют права на вступление в

союз.

В эти же дни здесь, в Петрограде, под председательством

Л.Б.Яворской состоялось общее собрание " Союза русских драмати-

ческих актрис". Правда, пресса удивлялась: " но почему забыли

актрис недраматических - оперных, оперетточных, балетных? " 5101 0

Не остались в стороне и москвичи. 29 марта в театре им.В.

Ф.Комиссаржевской состоялось учредительное собрание I-го Рос-

сийского профессионального союза работников сцены. Кроме хозя-

ев, в нем участвовали и провинциальные артисты, приехавшие в

Москву в надежде на великопостные контракты. Целями Союза про-

возглашались: защита экономических, этических и художественных

интересов и - что весьма знаменательно - " изъятие театральных

предприятий из рук частных лиц и организация союза театральных

товариществ" 5102 0.

Основной докладчик - С.А.Корсиков-Андреев - построил свое

выступление на идее противостояния актеров антрепренерам и РТО.

" Русский актер, - говорил он, - эксплуатируется безгранично,

театральный промысел бесконтролен. Артист сейчас продает не

только свой труд, но и свою душу. (...) РТО, учрежденное с

целью ограждения актера от хищнических предпринимателей, своей

задачи не выполнило и выродилось в бюрократическое учрежде-

ние" 5103 0.

В Союз постановили принимать всех " тружеников сцены", кро-

ме антрепренеров и администраторов. На собрании было зачитано

воззвание: " в Союзе труженик сцены найдет только своих товари-

щей, друзей, которые его поймут, поддержат и сумеют заклеймить

и бойкотировать того, кто глумится над актером, кто топчет та-

лант, душу актера в грязь, эксплуатирует актера беззастенчиво и

нагло.

Наш Союз - боевая организация актерства, организация силы

и сплочения актеров, организация, ничего никогда не прощающая и

не знающая никаких компромиссов" 5104 0. В обращении к театральной

общественности заявлялось: " Не забудьте, товарищи, что свободен

только тот, кто работает сам на себя" 5105 0.

Это был далеко не единственный союз в Москве. 26 - 27 ап-

реля в помещение МХТ состоялось учредительное собрание " Союза

московских актеров" с широким представительством артистов дра-

мы, оперы, оперетты, балета. Устав и программу съезда разрабо-

тал А. Я.Таиров, который и был основным докладчиком.

Как и другие, Московский союз актеров обещал многое: охра-

ну труда и улучшение материального положения артистов, создание

собственных предприятий, " содействие к переходу" существующих

частных предприятий в товарищества (кооперативы). Но были в его

программе и новые акценты: союз брал на себя ответственность за

судьбу театральных школ, а со временем посулил даже учредить

академию. В организационно-управленческом плане предлагалось

отстаивать переход театров на годовой бюджет. В отличие от пет-

роградского устав московского союза не делал никаких исключений

для антрепренеров, даже если были они одновременно художествен-

ными деятелями сцены.

Московский союз актеров недвусмысленно заявил о своих пре-

тензиях на власть: " все сделки должны проводиться членами Союза

в собственном бюро Союза. Это, - комментировала пресса, - нача-

ло конца Театрального общества" 5106 0.

Эта ориентация на власть была закреплена в §15 Устава, в

котором объявлялось стремление союза " к тому, чтобы ни один те-

атр, возникающий на народные средства, не имел права функциони-

ровать вне художественного контроля со стороны союза" 5107 0. Не

слабый, совсем не слабый пункт! Что это не досадная случай-

ность, видно из следующих слов А.Я. Таирова: " Союз в своей

программе проводит то, чего нет, но то, что должно быть и за

что мы будем бороться" 5108 0. Собрание утвердило устав, программу,

и избрало Совет, в который вошли А.А.Бренко, Г.С.Бурджалов,

И.И.Гедике, О.В.Гзовская, Ф.Ф.Комиссаржевский, М.Ф.Ленин,

Ю.Э.Озаровский, Н.Ф.Монахов, Вл.И.Немирович-Данченко, О.А.Прав-

дин, А.А.Санин, Л.В.Собинов, К.С.Станиславский, А.Я.Таиров,

А.И.Южин, А.А.Яблочкина и другие. Председателем Московского со-

юза актеров был избран А.Я.Таиров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.