Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к теме 7.






7.1. Перечислить основные направления и задачи психокоррекционной работы с аутичными детьми.

 

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:

· ориентация аутичного ребенка во внешний мир;

· обучение его простым навыкам контакта;

· обучение ребенка более сложным формам поведения;

· развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены ос­новные задачи психологической коррекции детей с РДА:

1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с

аутичным ребенком.

1. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

2. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

3. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

4. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, не­гативизм).

Организация целенаправленного взаимодействия психоло­га с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности

 

7.2. Дайте краткую характеристику первого этапа психологической коррекции детей с аутизмом.

1 этап — установление контакта с аутичным ребенком. Рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для за­нятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональ­ности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, а если ребенок возбужден - даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми во­просами.

Установление контакта с аутичным ребенком требует доста­точно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой об­становки занятий, поощрением любой, даже минимальной актив­ности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и поло­жительные эмоции.

Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и ме­ханизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффектив­ного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологи­ческого напряжения, уменьшение тревожности, увеличение ак­тивности ребенка.

 

7.3.Перечислить основные задачи 4 блока организации групповых занятий с аутичными детьми.

 

Блок 4 — закрепляющий. Основной задачей является:

· формирование положительных эмоциональных контактов междудетьми в коррекционной группе;

· преодоление негативных эмоциональных переживаний (негативизма, страха, оппозиции и пр.), закрепление усвоенных форм поведения и общения;

· перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы (в семье или в коллективе).

Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-роле­вых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр.

 

7.4. Дайте характеристику принципам работы с аутичными детьми при формированию у них моторных функций.

 

Формирование моторных функций может проходить как в про­цессе групповых занятий, например, на занятии физкультурой, так и в процессе индивидуальных занятий. Эти занятия может прово­дить опытный педагог-дефектолог, который может использовать любые традиционные формы работы по формированию мелкой мо­торики: лепку, аппликацию, рисование, конструирование. В процессе проведения таких занятий необходимо соблюдать сле­дующие принципы:

1. Учет психического состояния ребенка. Если ребенок из­лишне возбужден, то не следует его принуждать, требовать от не­го беспрекословного выполнения заданий. У аутичного ребенка директивные методы могут вызвать самоагрессию, агрессию, ре­акцию ухода от ситуации, негативизм.

2. Ориентация на интересы ребенка и доступные ему виды де­ятельности. У детей с аутизмом наблюда­ется недоразвитие манипулятивных действий, что затрудняет дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности (констру­ирование, рисование), а также задерживает развитие письма. В связи с этим перед психологом стоит задача подобрать такие за­дания, которые были бы доступны детям и приводили к конкретному результату. Дети с удовольстви­ем рисуют с помощью трафарета, любят работать с пластилиновы­ми досками, на которые наклеиваются мелкие предметы (мозаика, горох, фасоль). Не следует принудительно обучать ребенка отдель­ным видам деятельности, а учитывать его интересы и познаватель­ную активность.

3. Любое выполненное ребенком задание необходимо обыграть, придать ему эмоциональный смысл. Например, Миша, 9 лет, само­стоятельно взял фломастер во время индивидуальных занятий и стал «чиркать» им по ватману, прикрепленному к мольберту. Пси­холог обратил внимание ребенка на необычный рисунок и предло­жил назвать его «ракета в космосе». Мальчик оживился, стал повто­рять слово «ракета», погладил рисунок рукой, а затем поцеловал его. Психолог повесил рисунок Миши в зале, где он занимался с груп­пой. Мальчик при входе в зал улыбался, глядя на свой рисунок.

Если у ребенка трудности сосредоточения на задании, то можно использовать метод совмест­но неразделенной деятельности психолога и ребенка. Например, в развитии ручной моторики у детей важную роль играют соотно­сящие действия, когда нужно совместить два предмета или две ча­сти предмета. С этой целью целесообразно использовать матрешки, пирамидки. Соотносящие действия совершенству­ют мелкую моторику, глазомер, согласованность движений рук. Психолог обучает ребенка хватанию, зрительно-двигательным координациям, умению удерживать предмет между большим и указа­тельным пальцами и пр_

 

7.5. Дайте характеристику приемам развития у детей с аутичностью речевых функций.

 

У детей с РДА наблюдается широкий спектр речевых нарушений. Несмо­тря на это, у них не наблюдается выраженных нарушений понимания речи. Они достаточно полно воспринимают речь, способ­ны соотносить звуки и слова с объектами, понимать смысл сказанно­го. Недопонимание речевой инструкции у де­тей с аутизмом обусловлено недостаточностью их произвольной активности. В связи с этим коррекция речевых нарушений должна проводиться в контексте развития у них произвольного поведения. Эффективен метод эмоционально-смысло­вого комментария, который может быть использован родителями. Суть этого метода заключается в том, что родители или педагоги должны добиваться от ребенка осмысления происходящего, посто­янно комментируя его деятельность, обозначая словом эпизоды в игре, на занятии, в быту. Авторы справедливо рекомендуют обязательное проговаривание утром и вечером перед сном всех событий, которые произошли с ребенком за день

 

7.6. В чем сущность холдинг-терапии при работе с детьми-аутистами.

 

В зарубежной психологической практике при работе с детьми-аутистами особой популярностью пользуется холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть). В основу холдинг-тера­пии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональ­ных связей между матерью и ребенком. Авторы подчеркивали положительную роль первого контакта младенца с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности, которое он испытывает при общении с ней. Ес­ли чувство безопасности нарушено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в неправильном направлении и в крайних ва­риантах ведет к аутизму. Холдинг-терапия при аутизме имеет харак­тер принудительного контакта, так как эти дети отвергают физичес­кое и эмоциональное взаимодействие с матерью.

Перед тем как рекомендовать холдинг-терапию родителям, пси­холог предварительно изучает семью ребенка и перед началом се­анса объясняет матери значение метода. В процессе холдинг-тера­пии перед матерью стоит задача взять ребенка на руки и, преодолев его сопротивление, как можно дольше удержать его. В некоторых случаях, когда ребенок более взрослый или активно сопротивля­ется, рекомендуется лечь на него, обнять его, прижать к себе и по­стараться удержать как можно дольше, пока ребенок не успокоит­ся. Во время сеансов роль психолога заключается в следующем:

· Психолог помогает матери преодолевать затруднения во время сеанса.

· После окончания сеанса психолог анализирует поведение ребенка, его реплики, интерпретирует символику сопротивления ребенка и другие особенности его поведения.

Считается целесообразным проводить холдинг-тера­пию не только с матерью, но и с отцом и другими членами семьи больного ребенка. Эффективность этого метода обусловлена тем, что с его помощью удовлетворяется основополагающая потреб­ность ребенка в социальных контактах, которая базируется на чув­стве безопасности.

Холдинг-терапию полезно использовать перед началом заня­тий. В специально оборудованном помещении для занятий роди­тели садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу для контакта, и в течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки выполняют упражнения. Элементы холдинг-терапии целесообразно использовать и в процессе второго и тре­тьего этапа занятий с целью усиления психической активности и выработки целенаправленного поведения.

При проведении холдинг-терапии необходимо использовать следующие правила:

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере, в течение первых двух месяцев.

2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.