Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к теме 9






9.1. Обозначить задачи и приемы на каждой фазе групповой психокоррекции эмоциональных состояний.

Фазы групповой психокоррекции

 

Фазы Задачи Психокоррекционные приемы
1. Установочная · Образование группы как целого. · Формирование положи­тельного настроя на занятия Спонтанные игры: · Игры на невербальные коммуникации. · Коммуникативные игры
2. Подготови-тельная · Структурирование группы. · Формирование активно­сти и самостоятельнос­ти. · Формирование эмо­циональной поддержки членов группы · Сюжетно-ролевые игры. · Игры-драматизации для снятия эмоцио-наль­ного напряжения
3. Реконструк-тивная · Коррекция неадек-ватных эмоциональных реакций. · Э моциональное реаги-ро­вание и вытеснение нега­тивных пережива-ний. · Обучение ребенка само­стоятельному нахожде­нию нужных форм эмо­ционального реагирования · Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблем-ных ситуаций.
4. Закрепляющая · Закрепление у ребенка адекватного эмоцио-наль­ного реагирования на кон­фликт. · Формирование адекват­ных отношений к себе и окружающим · Специальные сюжетно-ролевые игры, предло­женные детьми

 

 

9.2. Опишите занятии по психорасслабляющей тренировке (ПРТ).

_ Занятия ПРТ помогают ре­бенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно их исполь­зовать с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Основной целью занятий является:

· смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;

· обучение его приемам релаксации;

· развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и инди­видуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой группой детей.

1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музы­кальные стимулы, направленные на снятие тревожности и созда­ние позитивных установок на последующие занятия.

2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердеч­ных сокращений.

3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы­полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов

9.3. Дайте характеристику занятиям по психомышечной трепнировке (ПМТ).

 

Занятия ПМТ включают в себя 4 основные задачи:

1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица.

2. Научить с предельной силой воображения, но без напряже­ния представлять содержание формул самовнушения.

3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.

4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесны­ми формулами.

Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

 

9.4. Дайте характеристику психогимнастике, как методу психокоррекции эмоционального состояния.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.

Психогимнастика — это метод, при котором участники психо­коррекции проявляют себя и общаются без помощи слов. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных проблем с помощью движе­ний, мимики, пантомимики, танца, игры.

М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:

1. Мимические и пантомимические этюды. Цель - изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психическо­го комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами вы­разительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделиро­вание поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка.

4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью кото­рой является снятие эмоционального напряжения, внушение же­лательного настроения и поведения.

Между первой и второй фазами делается перерыв на несколь­ко минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на раз­витие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.

Занятия психогимнастикой предъявляют требо­вания к их организации.

1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различ­ными клинико-психологическими проблемами.

2. Численность группы для детей дошкольного возраста не бо­лее 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7-8 чело­век, для средних и старших школьников не более 12 человек.

3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями.

4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными ти­ками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения и движений.

Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональны­ми нарушениями

 

9.5. Раскройте структуру психокоррекционого занятия с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.

 

Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы:

· Ритуал приветствия

· Разминка

· Рефлексия прошлого занятия

· Основное содержание занятия

· Рефлексия прошедшего занятия

· Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия / прощания – являются важным моментом работы с группой, позволяют создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуалы могут предлагаться психологом или придумываться самой группой. Задача психолога - следить, чтобы ритуал присутствовал на каждом занятии, и чтобы в него были вовлечены все участники.

Разминка – является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между упражнениями - в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

Основное содержание занятий – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционного комплекса. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизических состояний ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться от сложного к простому (с у учетом утомления детей). За занятие желательно провести 2 – 4 игры.

Рефлексия занятия – ретроспективная оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось / не понравилось и почему?), и смысловом (зачем мы это делали?). Рефлексия прошлого занятия помогает вспомнить, чем занимались в предыдущий раз. Психолог предлагает вспомнить, с кем дети обсуждали упражнение после занятия, может применяли в повседневной жизни отдельные элементы упражнений.

Подготовка к занятиям:

· Добровольное участие в группе (7 – 10 чел.)

· Интенсивная форма ведения занятий (2 – 3 раза в неделю). Большим эф­фектом будет обладать цикл из 10-12 встреч, проведенных в течение 4-5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15-20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять ор­ганизовывать собственно групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы.

· Цикл работы с группой – не более 15 – 20 занятий.

Длительность занятия зависит от возраста: для младших школьников – 30-45 мин, для подростков и старшеклассников - 60 – 120 мин.

 

9.6. Раскройте сущность метода недирективной игровой коррекции.

 

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1. Способствует развитию самовыражения ребенка.

2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дис­комфорт.

3. Формирует саморегулирующие процессы.

В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком. Психолог эмоционально сопережи­вает с ребенком. Недирективная игро­терапия дает возможность ребенку «...отреагировать скопившееся напряжение, незащищенность, агрессию, страх».

Выделяют следующие принципы недирективной игротерапии:

· установить непринужденные дружеские отношения с ребенком;

· принимать ребенка таким, какой он есть;

· добиваться того, чтобы ребенок как можно более открыто говорил о своих чувствах;

· понять чувства ре­бенка, пытаясь обратить его внимание на самого себя;

· позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса;

· вво­дить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью;

· выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя.

В направленной (директивной) игровой психокоррекции пси­холог является центральным звеном в игре, его функции заключа­ются в организации игры, в анализе ее символического значения. Для коррекции эмоциональных нарушений применяют два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.

 

9.7. Раскройте сущность метода сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на формирование у него позитивных отношений со свер­стниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необхо­димо разработать сюжет игры. Пе­ред началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребенком возникали различные конфликтные си­туации, близкие ему по значению. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. Способность ребенка входить в роль, уподоб­ление разыгрываемому образу — это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Сюжетно-ролевые игры рекомендуется проводить совместно с родителями ребенка. Психолог предварительно вместе с родителями обсуждает конфликтную ситуацию, характерную для данной семьи. В игровой ситуации рекомендуется меняться роля­ми. Например, мать выступает в роли ребенка, а ребенок в роли ма­тери. В процессе коррекции рекомен­дуется предложить детям игровое воспроизведение не только прошлого или настоящего опыта, но и моделировать новый опыт в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социально­го опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувств, взаимоотношений.

 

9.8. Дайте характеристику музыкотерапии как метода коррекции эмоциональных нарушений.

 

Применение музыкального сопровождения занятий на коррекцию эмоциональных нарушений существенно повышает их эффективность. Слияние формул внушения и музыкальных фраз в единое целое является обязательным условием. В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением «мобилизации») музыка должна звучать очень тихо, не приглушая звучания текста.

Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Не рекомендуется использовать модные шлягеры. Достаточно длительное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др.

Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски могут ассоциироваться спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Нежелательно использование в процессе сеансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби.

Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию. Комплекс состоит из 3-х мелодий. Для того, чтобы вывести человека из негативного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодию, соответствующую этому настроению - которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Затем надо постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

Наибольший эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его итоговое воздействие невозможно предугадать. В связи с этим не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных огрывков или произведений малых форм.

Достаточно провести 8—10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния.

Для моделирования настрюения рекомендуют следующие музыкальные произведения:

· при переутомлении и нервном истощении — «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского.

· при угнетенном меланхалическом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта.

· при выраженной раздражимости, гневности — «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

· при снижении сосредоточенности, внимания — «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси.

· Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркаролла» Ш.И.Чайковского, «Пастораль» Ж.Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М.Леклера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

· Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Ф.Монтти, «Шербургкие зонтики» М.Леграна.

Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мело­дичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Акти­вирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, осо­бенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмич­ная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.