Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Периоды пренатального развития






План:

1. Периоды пренатального развития. Тенденции развития.

2. Факторы, влияющие на пренатальное развитие.

3. Функции матери в формировании основ эмоционального благополучия ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде.

Рекомендуемая литература: [14], [20], [21], [39], [40], [74], [78], [108], [110], [121].

Область психологии, изучающая психическое развитие ребенка до рождения и в первые периоды после рождения, получила название пренатальная (дородовая) и / или перинатальная (объединяющая предродовой, родовой и ранний послеродовой периоды) психология. Изучение психики ребенка до рождения является одним из актуальных, но наименее разработанных разделов психологии.

Пренатальное развитие уникального человеческого существа начинается с оплодотворения.

Выделяется три периода в пренатальном развитии.

Герминальный период пренатального развития (1 – 2 нед.)– это период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около 2 недель. В это время происходит дробление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и образование бластоцисты. Начинают формироваться структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма - амнион, желточный мешок, плацента и пупочный канатик.

Эмбриональный период пренатального развития (3 – 8 нед.) – период, который продолжается с конца 2-ой недели до конца 2 месяца. Все главные структуры и органы индивидуума формируются в течение этого периода. В 3 – 4 нед. появляются зачатки головного и спинного мозга. Начинает развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, ребра и пищеварительный тракт. В 5 – 8 нед. формируются внешние соматические структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на руках и ногах) и внутренние органы. Развивается кожная чувствительность и эмбрион реагирует движениями на соответствующие раздражители.

Фетальный период (с 9 – 12 нед. до родов) – заключительный период пренатального развития, который продолжается с начала 3-го месяца до родов. В течение этого периода происходит созревание плода и начинается функционирование всех его органов. В 9 – 12 нед. идет быстрое увеличение размеров плода, начинает функционировать нервная система, органы, мышцы. Наружные половые органы сформированы. Появляются новые модели поведения – брыкания, открывания рта, предварительные дыхательные движения, сосание большого пальца.

13-14 нед. Мать может почувствовать движения плода. Кожа плода покрывается первичным волосяным покровом (лануго) - и защитным слоем выделений кожных желез. Формируются все нейроны головного мозга. Глаза становятся чувствительными свету и плод уже реагирует на звук.

25 – 38 нед. Ребенок, родившийся в этот период, является жизнеспособным. Созревают легкие, расширяется диапазон ощущений ребенка и форм его поведения. Образуется подкожный жировой слой. Незадолго до родов плод переворачивается вниз головой. От организма матери плоду передаются антитела, защищающие его от болезней.

Основная тенденция развития внутриутробного ребенка – развитие от общего к специфическому – заключается в переходе от генерализованных, охватывающих всё тело реакций к более локальным и специфическим.

Cозревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде – матке – и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже и в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей среде и, появившись на свет, представляет собой не «чистый лист». Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка также определяется культурными, историческими и семейными условиями.

Функции матери в формировании основ эмоционального благополучия ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде:

1. До начала ощущения от шевеления ребенка роль матери состоит в подчинении своим эмоциональным состояниям, регулируемым физиологией беременности (быстрая смена эмоций, преимущественно положительный эмоциональный фон, характерный в норме для второго триместра беременности). В первом триместре ребенок еще не подвержен изменению эмоционального состояния матери, так как у него еще не сформирована структура нейрогуморальной регуляции. В этот период эмоциональное состояние матери действует на ее собственную соматику и при сильных стрессах или продолжительной тревоге создает условия для нарушения состояния внутренних органов, в том числе матки, что ведет к выкидышу или нарушению физиологического развития плода. Стрессы и депрессии матери во втором и третьем триместре оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и состояние его нервной системы.

2. Во второй половине беременности, после возникновения ощущения шевеления ребенка, функции матери состоят в обеспечении ребенку общего эмоционально-положительного фона, быстрого возвращения к положительному эмоциональному состоянию после кратковременных его нарушений, чему способствует общее положительное отношение к беременности, эмоциональная лабильность, ориентация интересов и эмоций матери на свое состояние и ребенка, а не на внешний мир. Это обеспечивает положительно-эмоциональное переживание шевеления ребенка.

3. Рождение и первые дни жизни являются критическими в развитии ребенка (изменение среды, функций органов и систем). Функции матери в родах и послеродовом периоде значительно усложняются. Они состоят в предоставлении ребенку стимуляции, обеспечивающей возвращение сенсорного мира матери (покачивание, голос матери, звуки ее сердцебиения при телесном контакте и др.), в обеспечении условий для запечатления лица взрослого, в предоставлении груди для удовлетворения сосательного рефлекса. Критическим периодом для образования тесной взаимосвязи матери с ребенком считаются первые 36 часов после рождения. Этот процесс зависит не только от времени контакта матери с ребенком, но и от качества патронажа, содержания последующего взаимодействия и общего отношения матери к беременности и родам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.