Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Теоретическое введение. 1. Понятие возрастного кризиса.






План:

1. Понятие возрастного кризиса.

2. Возникновение новообразования как содержание развития в критическом периоде.

3. Динамика психического развития по Л.С. Выготскому.

4. Внешние проявления возрастного кризиса.

5. Подходы к изучению возрастного кризиса в зарубежной психологии.

6. Проблема исследованности возрастных кризисов.

Рекомендуемая литература: [25], [31], [41], [49], [82], [90], [125].

Термин кризис многозначен. В разных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека.

Важно правильно разводить такие понятия как стресс, кризис, возрастной кризис. Стресс (от англ. stress — напряжение) — неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, а «полная свобода от стресса, — как пишет Г. Селье, — означает смерть». Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая бывает критической.

Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Кризисы различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, травматические и кризисы развития.

Кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).

Л.С Выготский ввел представление о двух типах периодов в психическом развитии - критическом и литическом (стабильном). В относительно устойчивые, или стабильные возрасты ребенок развивается главным образом в результате микроскопических изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование.

Возрастные новообразования, по определению Л.С. Выготского, – новый тип строения личности, ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход его развития в данный период. Возникновение новообразования и составляет содержание психического развития в критическом периоде.

Возрастные кризисы теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов.

А. Н. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому. «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов может вовсе не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием»

В период кризиса развитие принимает стремительный, иногда катастрофический характер, который Выготский сравнивал с революционными изменениями.

Можно выделить следующую динамику развития:

1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития – исходный момент для динамических изменений в развитии, происходящих в данный период.

2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его социальное бытие, что ведет к возникновению новообразований. Поэтому, созревание новообразований относится к концу, а не к началу данного возраста.

3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, личности ребенка в целом. Э то есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться от социального бытия ребенка более раннего возраста. Тем самым изменяется отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе.

4. Следовательно, необходимо должна измениться социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

На основании эмпирических данных Выготский выделил следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, 13 лет (подростковый), 17 лет (юношеский). В настоящее время подростковый кризис относят к 11-12 годам, юношеский к 15 (по периодизации Д.Б. Эльконина).

Выготский, говоря об особенностях возрастных кризисных периодов в развитии, обращал внимание на то, что в критические периоды ребенок становиться не столько трудновоспитуемым, сколько становиться иным по отношению к самому себе прежнему. Это означает, что особенности поведения не могут служить признаками кризиса. Сравним поведение двух детей. Особенности поведения первого проявляются в непослушании, нарушений требований взрослых и т. д. Другой, напротив, послушен и легко следует указаниям взрослых. Который из них находиться в критическом периоде развития? Неизвестно. Ведь мы не знаем, как вели себя эти дети раньше. Только при обнаружении изменений в поведении (как правило, в сторону его ухудшения) можно ставить, да и то лишь как гипотезу, диагноз - кризис.

К внешним поведенческим особенностям кризисов относятся следующие:

а) границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его начало трудно диагностировать;

б) в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других;

в) дети выпадают из системы педагогического воздействия, обнаруживается падение школьной успеваемости, интереса к занятиям. Возможны острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни – болезненные и мучительные конфликты и переживания.

Критический возраст, кризис, можно понимать двояко - как неблагополучный переход, сопровождающийся изменением внешних поведенческих реакций, или как собственно кризис, который по Выготскому, обязательно соединяет в себе две составляющие - конструктивную и деструктивную.

Если признать что, что кризис есть единство процессов созидания и деструкции то можно вести разговор о кризисе как о норме развития, а не о патологии. Тогда вопрос о трудновоспитуемости как симптоме кризиса уходит на второй план.

Содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода. Возникновение новообразования проходит в два этапа: формирование (в стабильный период) и субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта.

Подходы к изучению возрастного кризиса в зарубежной психологии. Э. Эриксон выделяет 8 последовательных стадий развития, называя их кризисами развития. Каждый период определяется через «нуклеарный конфликт, разрешение которого составляет одну из задач Эго». По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в трактовке Эриксона выступает синонимом понятия «сензитивный период».

Левинсон Д. рассматривает развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется последовательным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на этом этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом поиска.

По мнению Ж. Пиаже, ребенок действует в соответствии с некоторой интеллектуальной структурой. Пока нет противоречия между его представлениями и опытом, в фокусе его внимания остаются сами объекты действия и происходящие с ними изменения. Как только противоречие обнаружено, для его преодоления необходимо обратиться к самим действиям. Выявление собственной логической структуры является необходимым условием ее реорганизации. Т.о., необходимо выявление этапа, на котором сам тип рассуждения должен стать предметом рефлексии.

Необходимо отметить, что в возрастной психологии наиболее исследованы кризисы детства и периода взросления. Значительно менее изучены кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.