Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Химическая стойкость пигментов и наполнителей).






П. и нап-тели существенно влияют на способность л/красочных покрытий разрушатьсяпод действием к-т, щелочей, солей. Так П. и нап-ли повышают защитную способность л/красочных покрытий в результате замедления диффузии агрессивных сред, создания барьеровна их пути. Значительный барьерный эффект проявляют чешуйчатые П.: алюминиевая пудра, железная слюдка и др. Барьерный эффект характерен и для мелкодисперсных П., что, по-видимому связано с плотностью упаковки частиц. Ряд П. увеличивают адгезиную прочность покрытиий за счет пассивации поверхности металла. что также повышает химическую стойкость покрытий.

Минеральные и орг. П. по-разному ведут себя в агрессивных средах. Так, минеральные П. и нап-ли, в большинстве случаев, устойчивы к орг. р-рителям, но способны р-ряться в к-тах и щелочах

___________________________________________________________

к-ты щел. к-ты щел.

Крон свинц.-молибдат. н н Фосфат хрома н н

Крон свинцовый н н Оксид хрома (111) у у

Сурик железный у у Хромат бария н н

Красный железооксидный у у Хромат стронция н н

Желтый железооксидный н у Крон цинковый, хро-

маты цинка и калия н н

П. желтый термост-й у у Силикохромат свинца у н

Ультрамарин н у Сурик свинцовый н н

Лазурь железная у н Фосфат цинка н н

Доломит н у Кальцит, мел н у

Микробарит у у Каолин у н

Тальк у у Слюда у у

___________________________________________________

Для таблицы определялось снижение массы П. после обработки 1%-м р-ром едкого натра и 5%-м р-ром соляной к-ты; н - неустойчив, у - устойчив.

Орг. П. р-ряются в различных агрессивных средах - к-тах, щелочах, орг.р-ителях, воде.

Cтойкость орг. П. к воздействию хим. реагентов:.

Пигмент NaCl HCl NaOH спирт ацетон толуол бензин

5% 5% 5%.

Желтый 5 4-5 4 3 2 2 4

Желтый кроющий 5 5 4-5 5 4-5 5 5

Желтый прозрачный 5 5 4 4-5 4 3 3-4

Желтый прочный 5 5 5 5 3-4 4-5 5

Желтый светопр-й 5 4-5 4-5 3-4 2 2 4-5

Оранжевый 4-5 4-5 4-5 4-5 3 4 4-5

Оранжевый прочный 5 5 3-4 4 2 2 5

Ярко-оранжевый

антрахиноновый 4-5 4-5 4-5 5 5 4-5 5

Алый 5 5 3-4 3 2-3 2 4

Красный 5 5 2-3 2-3 2-3 1-2 2

Ярко-красный 5 4 4 3 2 1 1

Розовый 5 4-5 4-5 4 2-3 4 5

Бордо 5 5 3-4 2 2 1 2-3

Голубой фтало-

цианиновый 4-5 5 4-5 5 5 5 5

Зеленый 5 4 3-4 3-4 3 4 5

Зеленый фтало-

цианиновый 5 5 5 5 5 5 5

Глубоко-черный 4-5 2 4-5 2 3-4 5 5

1 - очень нест-й, 2 - плохая ст-ть, 3 - удовл. ст-ть, 4 - хор. ст-ть

1 - очень нест-й, 2 - плохая ст-ть, 3 - удовл. ст-ть, 4 - хорошая ст-ть, 5 - отл. ст-ть.

Изменения цветов при электрическом освещении:

Белый Белый с желтоватым оттенком

Серый Серый с розоватым оттенком

Желтый Приближается к белому

Оранжевый -" - с красноватым оттенком

Красный -" -, но более насыщеный

Фиолетовый -" - с красноватым оттенком

Зеленый -" - с синеватым или желтоватым оттенком

Голубой -" - с зеленоватым оттенком

Темно-синий Неотличимый от черного

 

 

Живописные лаки:

Живописные лаки представляют собой 30%-ные р-=ры смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола р-рена в льняном масле.

Применяются: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый, копаловый, бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

Лак мастичный - 30%-ный р-р смолы мастикс в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Его применяют и как покрывной для масляной и темперной живописи.

Лак даммарный - 30%-ный р-р смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.

Лак копаловый - представляет " сплав" копаловой смолы с рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м.ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нр-рима орг. растворителями.

 

Акварельные краски:

Относятся к группе клевых красок. Название " акварель" происходит отлатинского слова " аква" - вода, т.к. вода явл-ся р-рителем для этого вида красок.Связующим явл-ся растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко р-римые водой. А.К. содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. В А.К. вводится и ПАВ - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге (препятствует скатыванию красок в капли). Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью. Это достигается высокой дисперсностью П., получаемой специальным перетиранием порошков.

Гуашевые краски:

Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость.

Гуашь состоит из тонко перетертого П. и связующего - гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицериина, служащего пластификатором, ПАВ, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика - фенола.

Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее кол-во связующего и значительное кол-во П., кроме того, для большей укрывистостимногие гуашеве краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску немного белесоватой.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовойнасыщенностью, что достигается заменой белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим е более плотной и насыщенной.

Для декоративных работ существуют флуоресцирующие гуашевые краски. Они представлдяют собой суспензию флуоресцентных П., где связующимявляются клеи с добавкой пластификатора и антисептика (пигменты - р-ры красителей и люминофоров в орг. конденсационных смолах). Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием УФ и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. Разбавляются водой. Имеют низкую кроющую способность.

Темпера:

На протяжении веков была основным материалом стонковой живописи. Слово " темпера" происходит от латинского " темпераре", что означает " смешивать". В зависимости от в-в, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, яичную, поливинилацетатную, лаково-масляную и др. Темперу иногда комбинируют с др. красками (масло, гуашь, пастель и т.п.)

Масляно-казеиновая темпера представляет собой водор-римую краску, состоящую из тонкоперетертых П., смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном р-ре казеина, явл-ся связующим П., ализаринового масла, служащего эмульгатором, и антисептика - фенола, предохраняющего краску от плесени иразрушенияспорами разл. грибков.

Особенностью темперныхкрасок явл-ся изменение их тона по мере высыхания.

Яичная темпера получила особое распространение в средние века и эпоху Возрождения (Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.).Широко распространена была на Руси в ХV-ХV1 веках.

Яичная темпера может быть из цельного яйца - белковая, но более широко использовалась темпера из желтка. Яичный желток явл-ся эмулсией, куда входят: альбумин (склеивает) и ветелин, яичное масло (связующее), лицетин (эмульгатор), инеральные в-ва и др. Он способен эмульгировать с маслами. лаками и водой.

Пастель:

Представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пигмент, каолин, бланфикс, часов-ярская глина, белая сажа.

Характерной особенностью пастели явл-ся бархатистость и матовость цвета, получить которые в живописи нвозможно никакими др. материалами.

Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается. Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге (напр., фильтровальной).

Для закрепления рисунков применяют фиксаторы-закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику.

Кроме обычной существует кремниевая пастель, изготовляемая на основе гидрата окиси кремния, углекислого магния и окиси магния, явл-ся связующими пастели. Характерной особенностью пастели явл-ся ее прочность. Рисунки, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фиксативом, не теряют бархатистости и матовости, в то же время при сотрясениях пастель не осыпается, причем рисунки, выполненные крмниевой пастелью можно даже скатывать в рулон.

Сангина:

Представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета.

Изготовляется из тонкоперетертой сиены и часов-ярской глины. Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричнвый цвет.

Сангина хороша при технике " гризайль" (вполнение работы в разл. оттенках одного цвета). Сангину можно растирать ваткой по бумагедля получения более тонких и прозрачных слоев.

Соус:

Выпускается трех цветов: черный. серый и коричневый; он обладает интенсивной красящей способностью. Приготовляется соус из пигмента, часов-ярской глины, мела и препарата ОП-7.

Соус дает бархатистый тон, он легко разноситсяпо поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и мокрым и сухим способом. Обычно непосредственно стержнем соуса не пользуются, т.к. он пачкает руки (хотя и обернут алюминиевой фольгой), поэтому пользуются бумажной растушевкой сострым концом.

Соусом пользуются и как акврелью, работая кистью. При этом он похож начерную или цветную тушь.

Материалы для письма пером и кистью.

Тушь:

Изготовляют из газовой сажи, спиртового р-ра, шеллака, глицерина, сахара, ПАВ - желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь может быть в виде палочек, и тогда она содержит еще каолин.

Главная особенность - глубокий черный цвет. Разбавляется водой. Тон туши может колебаться от буроватого до серебристо-серого. После высыхания не р-ряется водой, т.к. в ее состав входит спиртовой р-р шеллака, р-римый лишь в спирте.

Чернила орешковые:

Самые древние и самые устойчивые чернила изготовлялись на основе древесного угля и сажи и разводились на клею или растительно-фруктовой смоле - камеди.

В течение многих веков для письма и рисования служили орешковые чернила темно-коричневого цвета, отличавшиеся высокой светостойкостью. Под действием света они не только не теряли своего цвета, а, наоборот приобретали более интенсивный темно-коричневый оттенок.

В настоящее время орешковые чернила не выпускаются.

Чернила готовят из " орешков" - галлов, светлозеленых или красноватых наростов на листьях некоторых видов дуба. Они образуются от укола орехотворки, в галлах она выращивает свое потомство. Для приготовления сернил галлы-" орешки" с листьями отрывают осенью, когда становятся большими. Собранные и промытые " орешки" измельчают и из них выжимают сок. Для выжимания сока пользуются марлей сложенной вдвое. Вначале чернила имеют легкий коричневый оттенок. Для придания им более интенсивного цвета в них добавляют раствор железного купороса., от которого черниластановятся темными и приобретают холодный оттенок. Затем чернила выдерживают на свету 10-12 дней, и они приобретают еще более темный цвет.

Состав орешковых чернил:

Чернильные " орешки" - 75 г

Железный купорос - 50 г

Гуммиарабик - 50 г

Фенол - 0, 5 г

Вода - 1, 5 л

Для прнигртовления р-ра железного купороса его р-ряют в горячей воде и оставляют на 2-3 часа. Образовавшуюся пену снимают, а р-р купороса сливают, стараясь не потревожить осадок. Гуммиарабик служит связующим и загустителем чернил. Взамен гумиарабика можно взять декстрин. Орешковые чернила использовались лишь при рисовании гусиным или тростниковым пером.

Бистр:

Минерал для рисования кистью или пером. Имел широкое применение до конца ХV111 века и был вытеснен тушью и сепией.

Цвет - коричнево-рыжеватый. Бистр делают из сажи, получаемой при сжигании буковой древесины. Сажу собирают, растирают на каменной плите или шероховатом стекле и несколько раз промывают в горячей воде, удаляя из нее смолистые в-ва. Полученный порошок сажи " отмучивают" в воде, воду сливают и тонко " отмученный" осадок смешивают с клеевым р-ром вишневой или сливовой камеди или декстринового клея. После этого выпаривают воду дополучения массы, напоминающей мягкий воск. Полученное в-во формуют в таблетки, типа акварели. Таблеткивысушивают. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра.

Сепия:

Применяется как материал для рисунка. Техника аналогична акварелной. Цвет натуральной сепии - коричневый с сероватым оттенком, отличается прзрачностью. Натуральная сепия приготовлялась из чернилного мешка каракатиц. В настоящее время сепия приготовляется на основе орг. красителя и входит в акварельные краски. Искуственная сепия от натуральной отличается многообразием цветовых оттенков.

Масляные краски:

Пленкообразователь - растительные масла.

линоксин - окисленное масло.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.