Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фиолетовые.






Фиолетовый кобальт. Искусственный. Открыт в 1858 году Сальветом. Под этим названием известны два П.: темно-фиол-й, представляющий собой безводный фосфат кобальта Co3(PO4)2, и светлый, являющийся одноводной солью фосфата кобальт-аммония CoNH4PO4.H2O. Темный П. термо-, свето- и атм.-стоек., р-рим в к-тах и разлагается щелочами. Полулессирующий П. Применяется искл. для худ. красок.

Светлый уже при 100 град. изеняет свой цвет. В к-тах р-рим, щелочами разлагается. Лессирующий П. Применяют для масляных и акварельных красок.

К кобальтовым фиолетовым относится и мышьяковокислая закись кобальта, открытая в 1880 году.

Марганцовая фиолетовая. (Нюрнбергская, Минеральная, Перманентная). Искуст-я. Фосфорнокислый марганец. Была получена в 1868 году Лейкауфом. Под этим же названием существует и двойная соль фосфатов марганца и аммония. Красно-фиолетового цвета. Светостойкий лессирующий П. Применяется для худ. красок и для подцветки двуокиси титана.

Фиолетовые лаки. Различные орг. красящие в-ва из алканы, черники, брусники и т.п. Применялись со средневековья и вплоть до Х1Х века. Применялись в живописи западноевропейскими худ-ми (итальянцы, фламандцы, германцы) в ХV1-XV11 вв.

Органические: Сольферино - темнофиолетовая с синим оттенком; Маджента - светлофиолетовая; Пурпур - мало интенсивная краска. Все они принадлежат к очень непрочным краскам. Выпускавшиеся по начало ХХ века краски под таким названием фирмой Лефрана бесследно выцветали за несколько месяцев.

Лекция 7.

(Зеленые)

Оксид хрома. (Хромовая зелень, Зеленый хром, Матовая, Натуральная зелень, Зеленый крон). Искустенный П. Окись хрома (111) Cr2O3. Впервые открыт в 1793 Вокеленом, который открыл хром, получен в 1809 году, массовый выпуск начался с 1860 года. Сейчас получают из хромпика с последующим прокаливанием хромового ангидрида CrO3 при 900 град. Оливково-зеленый цвет. Плотность 4800-5000 кг/м куб., Маслоемкость - 20-22, Укрывистость 12-14 г/м кв. Трудно р-рим во всех к-тах и щелочах. Может постепенно окисляться воздухом в присутствии щелочей. Химически-, свето-, термо- (600 град) и атмосферостоек. Хорошая красящая способность. Широко применяется в худ. работах и в произв-ве пластмасс. Оттенок можно варьировать введением добавок при синтезе: для получения желтоватого оттенка добавляют щелочь или соду, синеватого - борную к-ту +NaOH. В Германии до середины ХХ века под названием Зеленый хром выпускались составные краски, состоящие из смеси лазурей с хромовыми желтыми.

Зеленая земля (Веронская, Кипрская, Богемская). Является продуктом естественного распада горных пород, базальтов и мелафиров. Состоит из кремнезема, глинозема, закиси железа, магнезии, калия и натрия. Эти элементы находятся в краске не в виде механической смеси, а в виде химического соединения. Содержание их различно, что отражается на оттенках красок.

Известна с глубокой древности. Добывается в различных местах Европы. Наиболее красивого оливкового цвета добывалась в Монте-Бальдо (близ Вероны) и продавалась под названием веронской земли.

Стойкая краска, применима во всех родах живописи, во фресковой же является особенно ценной, т.к., помимо приятнеого тона она способствует лучшему закреплению некоторых красок. На масле сохнет нормально и берет его до 100%. Богемская лучше кроет на масле, чем веронская (которая относится к лессировочным краскам). При продолжительном хранении с доступом воздуха принимает буроватый оттенок, т.к. закись железа частично переходит в окись. При обжиге зеленая земля переходит в коричневую краску, носящую название жженой зеленой земли.

В начале ХХ века приобрела большое значение при приготовлении прочных каменноугольных зеленых красок-лаков, устойчивых по отношению к извести и до некоторой степени к свету.

Изумрудная зелень. (Гюньетова, Митлерова, Смарагдовая зелень, Огненная окись, Зелень Гинье). Искуственный П. Гидрат окиси хрома Cr2O3 (1, 5-2, 5)H2O. Была открыта в 1797 году Вокеленом. Промышленно выпускаться и использоваться как худ. краска начала с 1837 года под названием зелень Гинье.

Изурудно-зеленого цвета. В масле, в током слое почти прозрачен, в толстом - темный. Размер частиц 1-10 мкм, плотность 3300, Термостойкость до 200 (выше отщепляет воду и переходит в хромовую зелень), Маслоемкость 65-90, Укрывистость 50. Не р-ряется в к-тах и щелочах. Свето- и атмосферостойка. Дорога, но из-за красивого цвета широко используется в живописи на масле. Ранее для удешевления хромовых зеленых красок в них вводили различные подмеси, шпат и т.п. Краски с подмесью шпата носят название постоянной зеленой или перманента. Они лишены блеска подлинных хромовых красок, но не уступают им в прочности. Краска, называемая зелень Виктории, состоит из перманента с примесью цинковой желтой. Иногда используется для изготовления пастели.

Кобальтовая зелень. (Ринманова, Бирюзовая, Цинковая зелень). Искуственный П. Общая формула CoO+xZnO, в зависимости от " х" (10-60) цвет изменяется от светло-зеленого (х - меньше) до темно-зеленого (темные тона лессируют). Открыта в 1780 году, но в продаже появилась лишь в середине Х1Х века и стала самым распространенным зеленым П. для худ. красок. Для придания определенных оттенков в П. вводят небольшие добавки оксидов алюминия, магния и некоторых др. Р-ряется в конц. HCl и серной к-те. Плотность 5400-5800, Маслоем-ть 12-20, Укрывистость 60-110. На масле сохнет хорошо.

Подобно Ринмановской, за рубежом употреляется титаношпинель (CoO+NiO+ZnO+TiO2) и иногда включает оксиды хрома. Имеет ярко-зеленый цвет разл. оттенков. Не р-ряется в к-тах и щелочах.

Получается прокаливанием соотв. солей при 1100-1200 град. Свето-, термо- и атмосферостойки. Применяются в худ., камуфляжных и керамических красках и эмалях.

Прокаливанием хромовой окиси, глинозема и закиси кобальта получается краска, носящая название Зелено-синей окиси, которая, подобно зеленому кобальту, обладает большой прочностью.

Зеленые природные П. Включают в себя Волконскоит, Глаукониты, Малахит (в кач-ве П. уже не используется), а также как сырье для получениия зеленых П.: гарниерит, хризоколла и зеленые сланцы.

Волконскоит (Волконскоитовая зелень) - уникальный мин. П., Месторождения только на территории бывш. СССР. Был открыт в 1830 году, но стал использоваться лишь после 1930 г., после приготовления проф. Туркиным красок из него.

Состоит: SiO2 27-42%, Al2O3 3-6, 5%, Cr2O3 18-34%, Fe2O3 2-18%, FeO 3, 5-4, 6%, MgO 0, 1-4, 0%, СаО 1, 4-5, 0%, вода 11-31%. Красящеей основой является оксид хрома.

Ценится живописцами за высокую лессирующую способность и неповторимость оттенков (от ярко- до темно-зеленого). Свето- и атм.-стоек. Устойчив к щелочам, к-тами разлагается. Плотность 2200, Термос-ть 100, Маслоемкость 25 г/100г.

Применяется только произ-ве худ. красок.

Глаукониты. (Зеленая земля, Кипрская, Ахалцихская земля, Зел-й мел, Феодотьевская земля, Зеленая глина, З-я охра, Празинь, Празелень, Прасиняя краска, Теодотион, Теодоте). Образуют группу П. от оливкового до сине-зеленого цвета. Используются с древности; римские художники приеняли их уже в 1 веке н.э. В Х1V-ХV11вв. зеленые земли были самыми распространенными красками в Западной Европе и Италии. В России применялись еще в Х11 веке. Греческие иконы XV-XV11 вв. выполнялись зелеными землями. Грузинские худ-ки X111-XV11 вв. также применяли ее. Известно, что знаменитые " веронские" и " богемские" зеленые земли - гл. образом глауконитовые глины. По составу похожи на волконскоит, но содержат окиси натрия и калия и не содержат окиси хрома, а их цвет определяется сод-ем окисей железа (111). От серо-зеленого (9%) до темно-зеленого (до 48%).

Устойчивы к свету, щелочам и сл а бым к-там. Плотность 2300-2900, Маслоемкость 17.

Применяются в худ. и малярных красках. Используются до сих пор во всех техниках.

Горная зелень (Берггрюн, Малахитовая зелень, Хризоколла, Златоклей, Зел-я лазурь, Минеральная з-я, Берг-грин). Существует как прир-я, так и искусс-я. По составу - основная углекислая медь. Известна с древности под именем хризоколла. Получали ее из минерала малахита. В Западной Европе добывалась еще в 1 веке н.э. Рисские худ-ки употребляли ее в V1-V111 вв. Итальянцы в X1V-XV1 вв. пользовались ею под названием " зеленая лазурь". Русские иконописцы в ХV-XV11вв. называли ее " зеленью".

Хотя искусс-я приготовлялась уже в 1 в.н.э., натуральная приенялась вплоть до XV111 века, когда ее заменили искус-м азуритом (малахитом).

Нестойка к температуре и к-там.

В настоящее время применяется редко, а ранее использовалась во всех родах живописи.

Швейнфуртская зелень (Венская, Базельская, Новая, Бриксонская, Эйслебенская, Вюрцбургская, Попугайная, Оригинальная, Английская, Парижская, Покровная, Нейгрин). Искус-й П. По составу: двойная соль уксусно- и мышьяковисто-кислой меди. Cu(CH3COO)2.3Cu(AsO2)2. Открыт в 1800 году Миттисом, с 1814 года - промышленное призв-во в Швейнфурте. Очень яркий зеленый цвет. Ядовит. Нестоек к к-там и щелочам. Атмосферостоек, низкая укрывистость. С некоторыми мет. П. изменяет цвет. Применялась искл. как худ. краска. (масл. и акварельные краски).

Смешаннные зеленые П. Имеют сейчас наибольшее значение:

Цинковая з-нь - смесь цинкового крона с железной лазрью. Ярко-зеленая. Светост-ка. Укрывистость невысокая. По хим. св-вам сходна с цинковым кроном.

Свинцовая з-нь - смесь желтого свинц. крона с лазурью. Яркий, насыщенный цвет. Укрывиста и атм.-стойка. Несветост-ка. В эмалевой пленке может расслаиваться. Чувствительна к воздействию сернистых соединений. Применяют обычно с большим кол-вом наполнителя для всех видов масляных эмалевых и полиграфических красок.

Зелень Шееле (Шведская зелень) Искус-я. Открыта шведским химиком Шееле в 1778 году. По составу основная мышьяковистокислая соль меди Cu(AsO2)2.nCu(OH)2.mH2O. Цвет, в зависимости от основности, от свело- до темно-зеленого. Токсична. В разведенных к-тах легко р-ряется. Хорошо и полностью р-ряется в аммиаке с образованием р-ра глубокого синего цвета. Прменялась ограниченно. Нельзя смешивать со свинцовыми белилами, суриком, ультрамарином, киноварью и др. красками, содержащими свинец и серу.

Марганцовая з-я - основной манганат бария BaMnO4.nBа(OH)2. n=1-2, 5. Насыщенного темно-зеленого цвета. Устойчив к щелочам, но разрушается даже слабыми к-тами. Применяется для произ-ва худ. красок.

Брауншвейгская. (Берг-грин, Минеральная, Нейвидергринн). Искусственная. Открыта в 1764 году в Брауншвейге. Под этим названием выпускалисьл краски различного состава. Один сорт красок состоял только из виннокаменномедной соли, другие сорта - из водной окиси меди в смеси с гипсом, с основной углекислой медью, виннокислой и мышьяковистокислой медью, а также в смеси со швейнфуртской краской.

Близка по составу к ней Бременская зелень - краска светлого сине-зеленого цвета.

Ярь медянка. (Родийская, Природная, Червовидная, Аппианская зелень, Ярь-сколека, Зеленая медная соль, Испанская зелень, Венецианская ярь, Немецкая ярь, Вердигри). Искусственная основная уксуснокислая медь. Цвет яркий от зеленого до зеленовато-синего(в зависимости от состава). Была известна древним римлянам и грекам (найдена в живописи терм Тита и в помпейской живописи), широко применялась в средние века. Западноевропейцы Х111-ХV111 вв. применяли ее, в основном под названием Французская зелень. Чернота многих испанских и венеианских картин ХVI-ХVII вв. обьясняется изменением этой краски. Во времена Леонардо да Винчи во избежание вредного действия ее на другие краски употреблялась в чистом виде и заключалась между слоями лака; этой мере, повидимому, обязаны сохранившие зеленый цвет драпировки на картинах Ван Эйка и др. В России и Грузии ярь-медянка в Х-ХV11 вв. была самой распространенной зеленой краской. Кроме простой яри, имеется очищенная (Vert-de-gris distilee), которая состоит из средняя водная углекислая медь (обе краски по качеству и виду равноценны). Чистый П. растворяется в разбавленных азотной и соляной к-тах без остатка, с образованием сине-зеленого и желто-зеленого растворов. Токсична.

Зеленая Поля Веронеза. (Зеленая минеральная) Яркая светло-зеленая краска. По составу мышьяковокислая медь. В смеси с кадмиевыми красками очень быстро превращается в черную краску. Не светостойка. По остальным св-вам похожа на зелень Шееле, Ярь медянку или малахит.

 

Лекция 8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.