Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карбонатные) Свинцвые белила.






Различные свинцовые б-ла имеют также названия: Шифервейс, Серебристые, Английские, Кремские (кремницкие), Венецианские, Генуэзские, Гамбургские, Голландские, Клагенфуртские б-ла, Перльвейс, Чистые свинцовые б-ла, Свинцовая белая, Серебрянная пена, Церусса, Пенмитион и др.

Неорганический синтетический пигмент белого цвета, выпускаемый в виде водной 70% пасты. Является оснвным карбонатом свинца PbCO3: Pb(OH)2 и имеет переменный состав от 3: 2 до 5: 2; наилучшие пигментные св-ва соответствуют соотношению 2: 1.

С древних времен и до наших дней в маслянной и станко-темперной живописи древнерусские, греческие, римские, западноевропейские и др. художники пользовались исклюительно Св. белилами, что подтверждается анализами, проведенными на иконах Х1 - ХХ веков.

В России художники в разные века Св.б-ла называли по разному, чаще по месту их выработки или по применению, напр. кашинскими или иконными. Все они содержали примеси природного шпата или баритовых белил, а также могли быть фальсифицированы гипсом, серно-свинцовой солью, кремнезёмом, глинозёмом, минералом витеритом или углебариевой солью и некот. др. белыми в-вами. Кол-во примесей могло колебаться от 50 и выше %.

Так кремницкие б-ла обычно состоят из 65% цинковых и 35% Св. белил; настоящие венецианские сост. из 50% Св. и 50% баритовых; гамбургские - из 35% Св. и 65% баритовых; голландские - из 20% Св. и 80% баритовых.

Под названием перльвейс продавались б-ла, подкрашенные в синеватый цвет берлинской лазурью или индиго.

У Св.белил есть существенный недостаток - они принимают грязно-желтый оттенок, когда их упоребляют на масле. Чтобы избежать этого ранее краску в период высыхания выставляли на свет.

Способ получения свинцовых белил был открыт около 3 тыс. лет назад и с тех они применяются в кач-ве пигмента. Еще Плиний упоминал способы получения Св.белил (греки называли их псимитион, а римляне церусса), но судя по всему в живописи они не употрелялись. Лучшим источником для кустарного изготовления свинцовых белил являлась свинцовая примочка - 20% р-р основного ацетата свинца (до сих пор изредка применяется в медицине). Но в промышленности подобный способ изготовления не применяся. Первое промышленное производство по мокрому способу организовал Тенар в 1801 году. Из-за своей токсичности и чувствительности к сероводороду с середины Х1Х в. Св.бел-ла стали вытесняться др. белыми пигментами и сейчас применяются только для окраски судов и в худож. красках. С древнейших времён Св.бел-ла получали окислением мет-го свинца в присутствии уксусной к-ты и карбонизацией получаемого ацетата свинца. В настоящее время преимущественное значение имеет так называемый осадочный метод, по которому Св.б-ла получают карбонизацией водных р-ров или взвесей гидроокиси или окиси свинца, или основного ацетата свинца углекислым газом. Св.б-ла мало р-римы в воде, но р-ряются в к-тах и щелочах, начинают разлагаться при 150 град С и полностью разл-ся при 415 град; при нагревании до 80 град белила желтеют, сохраняя при охлаждении желтизну; от действия сероводорода пигмент чернеет из-за образования сульфида свинца; устойчивы к воздействию света и влаги, но невысокой укрывистостью. С маслянымии плёнкообразователями Св.б-ла образуют на поверхностти частий нерастворимые мыла, которые не смачиваются водой (гидрофобны), поэтому покрытия обладают высоким глянцем и водооттаалкивающими св-вами. Св.б-ла являются одним из самых эффективных антикоррозионых пигментов и сохраняют свои защитные и декоративные св-ва в течение 10-15 лет даже в условиях морского тропического климата.

Ниже приведены физ.-техн. св-ва Св.белил:

Показатель преломления 1, 94-2, 09

Плотность, кг/м куб. 6400-6800

Размер частиц, мкм 0, 5-1, 25

рН водной суспензии не ниже 6, 5

Насыпной объём, л/кг 2, 5

Маслоёмкость, г/100 пигмента 9-14

Укрывистость, г/м кв. 160-200

Белизна, усл.ед. 95

Некарбонатные свинцовые белила:

Cульфатные Св.б-ла (суперайт). Наз-ся также Мюльгаузскими, молочными прочными или металлическими белилами. Неорг. синтетич. пигмент состава 2PbSO4.Pb(OH)2.

Плотность, кг/м куб. 6400-6700

Маслоёмкость, г/100 г 8-10

Укрывистость, г/м кв. 90

Белизна, усл.ед. 95

Сульфатные белила по пигментным св-вам могут конкурировать с карбонатными Св.б-лами. От карбонатных отличается тем, что не р-ряется в разб.азотной к-те. Входят как составная часть в светлые свинцовые кроны. Широко используются в производстве аккумуляторов.

Сернистосвинцовая соль PbSO3. Предложена ыла Ричардсоном в начале Х1Х века. Белый порошок нер-римый в воде, сс хорошей укрывистостью и хорошо смешивается с маслом. Получали пропусканем SO2 через р-р уксуснокислого сввинца. Встречается только в красках кустарного изготовления.

Силикатные Св. белила - неорг. синтетич. пигмент состава 2PbSiO2.Pb(OH)2.

Плотность, кг/м куб. 6400

Маслоёмкость, г/100 г 13-16

Хлоридные Св. белила (белила Паттисона)- неорг. синтетич. пигмент состава PbCl2.Pb(OH)2. Предложены были Паттисоном в начале Х1Х века взамен карбонатных Св. белил и применялись наравне с ними т.к. обладают хорошей укрывистостью и блеском.

Существовали также: Сурьмянистосвинцовая и Сурьмяносвинцовая соли - хорошо кроют, буреют от сероводорода, промышленно не производились; Вольфрамовосвинцовая соль - как и две предыдущие запатентована в середине Х1Х века в Лондоне. Нер-рима в слабых к-тах. Хорошо кроет. Очень дорога. Промышленно не производилась.

Все вышеперечисленные некарбонатные Св.б-ла не ииеют практического значения, т.к. существенно уступают карбонатным по атмосферостойкости.

Висмутовые белила - Bi(OH)2NO3. Отличаются хорошей светост-тью, низкой термост-тью; нерастворимы в воде.

Получают при взаимодействии висмута с конц. азотной к-той с последющим осаждением пигмента водой.

Используются в лакокрасочной и парфюмерной пром-ти.

Сурьмяные белила - Раньше под этим названием можно было всретить два соединения: Sb2O3 и SbOCl (или Альгаротов порошок - хлорокись сурьмы). Хлорокись не нашла широкого применения из-за токсичности и приобретения в сернистых парах желто-оранжевого оттенка.

Окись сурьмы: Как краска впервые была предложена в 1843 г., но в литературе есть описания и гораздо более раннего применения. Выпуск-ся в виде тонкого порошка. Ядовиты, обадают хорошей укрывистостью и недостаточной светост-тью.

Показатель преломления 2, 00-2, 09

Плотность, кг/м куб. 5300-5700

Размер частиц, мкм 1

Маслоёмкость, г/100 г 11-14

Получают обжигом сульфида сурьмы (111), окислением расплавленной мет. сурьмы или осаждением водой сульфата сурьмы.

Применяют в производстве красок, огнезащитных материалов, пластмасс, керамики, спичек, запалов и др.

Циркониевые белила - ZrO2 - оксид циркония - неорг. синт. выпускается в виде порошка.

Диоксид циркония получают из ортоксилата циркония (циркон) ZrSiO4, который переводят в раствор, осаждают хлоридом бария и прокаливают при 500-600 град. Цирк-вые белила исключительно свето- и атмосферостойки.

Показатель преломления 2, 1-2, 2

Плотность, кг/м куб. 5680-6100

Циркониевые белила применяют в произ-ве красок, чернил, резины, косметики и в полиграфии.

Алюминат цинка - ZnO.Al2O3, ZnAL2O4 неорг. синт. пигмент.

Отличается малой селективностью в видимой части спектра, хорошей укрывистостью, высокой стойкостью к к-там и щелочам и атмосферост-ю.

Показатель преломления 1, 806

Коэффициент отражения 0, 97

рН водной вытяжки 6, 5-8, 5

Получают: 1) Р-ры сульфатов алюминия и цинка осаждают р-ром аммиака, полученный гель прокаливают дважды: при 800 и при 1220 град С. 2) Прокаливание сухой смеси оксида цинка и гидроксида алюминия.

Применяется для изготовления светотехнических эмалей, а также как светоотражающий материал.

Баритовые белила (или бланфикс)

Имеют другие названия такие, как: тяжелый шпат, тирольские свинцовые, минеральные постоянные и др.

Чисто белый тяжелый порошок. Бывает как природный - минерал тяжелый шпат, так и искуственный - сульфат бария.

В технике живописи встречается со второй половины Х1Х века.

Нерастворим в воде, разб. к-ах и щеллочах, не взаимодействуют ссернистыми газами. Можно применять совместно с любыми др. П., нетоксичен. С растворимым стеклом баритовые белила вступают в очень прочное соединение, почему являютсявесьма ценным материалом в силикатной живописи. Масла берут мало и сохнут сним хорошо.

Кроющая сила баритовых белил очень мала, поэтому они применимы только для гуаши и пастели. Иногда их применяют для грунтовки под серебро. В основном баритовые б-ла прим-ся в кач-ве наполнителя для неорганических красок. Барит-е б-ла применяют в произв-ве бумаг - вводят в бумажную массу в кач-ве наполнителя; для получения глянцевой, атласной бумаги.

Очень близкий по внешнему виду к сернокислому барию - углекислый барий (BaCO3) - минерал винерит.

В Австрии, в свое время, были известны чистые баритовые б-ла, под названием тирольских свинцовых белил.

Оловянныее белила - метаоловянная к-та H2SnO3. Тяжелый ннекристаллический порошок. Как савостоятельная краска не употреблялась, но вводилась в состав некоторых лаков (баканов).

Костяные белила - это пепел различных рогов и копыт. В химическом отношении является смесью углекислого и фосфорнокислого кальция.

Известно, что употребляли их как краску на клею и на масле.

Сульфопон - синтетический белый пигмент. Является эквимолекулярной смесью сернокислых солей кальция и цинка. Промышленно вып-ся с 1894 года.

Соотносительно к белым пигментам можно рассмотреть и некот. мет. краски, но более подробно о них речь пойдет в соотв. разделе.

Белые бронзовые краски. Различные приведенные в порошок метал-е сплавы, состоящие из меди, олова, серебра, висмутта, ртути, цинка ии никеля сществют под разл. названиями: Аргентан, Нейзильбер, Английское серебро, Сереброкомпозиция.

Белая латунь - сплав меди с цинком;

Белая бронза - сплав меди с оловом и цинком, а иногда и др. мет-ми;

Сплав аргентан - состоит из меди, никеля и цинка, светло серый порошок, ингда бывает только из сплава олова и цинка;

Муссивное или сусальное серебро - превращенный в мелкий порошок сплав (амальгама), состоящий из 3-х частей олова, 3-х частей виисмута и 1, 5-3-х частей ртути. От серебра муссивное золото отличатся тем, что оно более серое, тускнеет на воздухе, вследствие поверхностного окисления.

В тонкой живописи муссивное серебро употреблялось, но очень редко, для подражания серому цвету железа, стали, чугуна. В основном муссивное серебро шло для декорационной живописи, для вывесок и на серебрение дерева, бумаги и проч.

В размолотом виде эти сплавы и являлись пигментами, употр-ми в красках для различных целей: масл. живопись, обойное дело, для окраски гипсовых изделий, а также как акварельные краски.

Связующим для муссивного серебра и для всех мет. красок слжил раствор камеди (гумми)(Смеси в-ств углеводного характера, способные в воде набухать и образовывать вязкие растворы или дисперсии. Напр. полисахариды, модифицированная клетчатка, крахмал, эндосперма семян и водорослей и др.). Все эти краски хорошо полировались и принимали блеск.

Белые наполнители - отличаются от пигментов относиттельно низким показателем преломления света 1, 45-1, 75, поэтому в орг-их пленкооб-х, имеющих такой же показатель преломления, они неукрывисты (прозрачны). Влияют на реологические св-ва красок, увеличивают твердость и атмосферостойкость покрытий. Наполнители вводятся в краски и грунтовки в кол-ве 25-100% от массы пигментов. Часто называются функциональными пигментами.

К наполнителям относятся: Диоксид кремния - кварц, песок, кремнезём, белая сажа (кристаллогидрат двуокиси кремния), аэросил; карбонаты кальция - мел, мрамор, кальцит; карбонат магния - магнезит; карбонат кальция и магния - доломит; карбонат бария - витерит; силикаты магния; силикаты алюминия - каолин, бентонит; силикат алюминия и калия - слюда (мсковит); силикат кальция - волластонит и некотрые другие.

В грутвках и шпатлевках могут применяться и окрашенные наполнители, но основное значение имеют белые нап-ли, не обладающие способностью селективно поглощать светт.

Мел - (Венские б-ла). Служил белилами первобытному живописцу Апеллесу. Углекислый кальций. Природный и синт-кий. Природный часто имеет серовато-желтый оттенок. Примеси - глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. В хороших сортах мела эти примеси не превышают 4%. Для художественных работ натуральный продукт перемалывают просеивают и отмучивают. Полученный таким образом мел называют " плавленный". Расворяется в к-тах с выделением двуокиси углерода, но не растворим в щелочах. Используется с древности. Светостоек. Смешиваем со всеми красками. На масле не обладает укрывистостью и теряет свой белый цвет, сохнет медленно и задерживает высыхание смешанных с ним красок. В водяной живописи кроет хорошо. Применяется в клеевой живописи и окраске, во фреске, казеино-известковой и силикатной живописи. В пастели он играет роль белил и до известной степени связующего вещества пастельных карандашей. С давних пор применяется при выполнении клеевых грунтов на холсте и дереве. Плотность 2650 кг/м куб. Маслоёмкость 9-16 г/100г.

Гипс - (Алебастр, Брилльянтовые б-ла, Легкий шпат). Сернокислый кальций. Природный. Исп-ся с древности. Гипс лишен кроющей способности и потому не может служить пигментом в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается лишь приготовлением грунтов. Подобно мелу, гипс служит служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски.Даже подмесь 20% гипса к краске мало изменяет ее тон. Таковые подмеси практикуются с ультрамарином, английской красной, хромом и др. Фальсифицированные таким образом краски не пригодны во фресковой и силикатной живописи.

Глина - (Фарфоровая глина, Белый болюс, Китайские белила, Калин). Кремнеалюминиевая соль. Природный. Исп-ся с древности.

Тальк - (Жировик, Французский мел, Бриансонский мел, Агалит, Асбестин). Укрывистость 518 г/м кв. Маслоёмкость 20-50 г/100г.

Белые наполнители обладают плохой укрывистостью, но напр., нап-ли с пластинчатой формой частиц: каоли, тальк, слюда, вермикулит и др. повышают газо-, свето- и водост-ть покрытий. Нап-ли, имеющие игольчатую или волокнистую форму частиц, такие как асбест или волластонит, армируют покрытия и придают им эластичность, вибро- и звукопоглощающие св-ва.

В прошлом нап-ли использзовались только для удешевления лакокр. материалов или придания покрытиям необх. толщины.

Лекция 4.

Желтые пигменты: (Ж.П.) Э ту группу составляют: 1) Железооксидные П. (природные и синтет.), 2) Кроны - свинцовые, свинцово-молибдатные, цинковые и др., 3) Кадмиевые П.

Золото. Для подражания золоту в живописи нередо употребляли смесь в различных пропорциях свинцовых белил, неапоитанской желти и охры или реальгара.

 

Желтые железооксидные пигменты подразделяются на два вида: синт-кие и природные. Синт. Ж.П. железооксидный представляет собой кристаллический гидроксид железа (111) - гетит. Цвет чистый охряно-желтый, оттенки могут быть различные - от зеленоватых до оранжевых. Химическая формла Fe2O3.H2O(FeOOH), содержание воды колеблется от 10 до 14%. Широко распространеы природные залежи Ж.жел.-ок.П., известных под названием жёлтая охра и сиена. Пром-й способ получения Ж.ж-ок.П. распространился лишь в после 1920-го года.

Плотность, кг/м куб. 3800-3900

Уд. пов-ть, м кв./г 11-17

Насыпной объём, л/кг 4, 3-4, 6

Маслоёмкость, г/100г 35-60

Укрывистость, г/м кв. 12-18

Водная вытяжка имеет слабокислую реакцию - 4, 5-7, из-за сод-я в пигменте до 2% SO3.

Ж.ж-ок.П. легко диспергируются в р-рах пленкообр-й. Укрывистость выше, чем у всех др. Ж.П. Красящая способность также очень высокая. Свето- и атмосф-стойки, устойчивы в разб. р-рах щелочей, в укс. к-те, но в минеральных к-тах растворяются. Разлагаются горячими р-рами конц. щелочей с обр-ем ферратов.

Цвет Ж.ж-ок.П. зависит от размера частиц: чем крупне частицы, тем темнее цвет. Цвет изменяется от блеклого зеленовато-желтого до темно-желтого с оранжевым оттенком при изменении среднего размера частиц от 0, 2 до 0, 8 мкм.

Ж.ж-ок.П. может быть получен с очень малым размером частиц (0, 01-0, 10 мкм), такой П. обладает прозрачностью в масляном связующем.

Ж.ж-ок.П. обладают невысокой термост-ю, при нагревании выше 180 град. гетит теряет воду и преходит в красно-коричневый оксид железа.

Ж.ж-ок.П. сиильно поглощают свет в синей и УФ части спектра, поэтому они предотвращают разршение поимеров и продлевают срокк службы композиций на их основе. Эти П. применяют для окрашивания пленок и литьевых изделий из поливинилхлорида и полиолефинов. Их применяют также для полчения смесовых П. - зеленых и коричневых, иогда красных и оранжевых. Птем термообработки иэ Ж.ж-ок.П. получают красные ж-ок.П. высокого качества.

Из многих способов получния Ж.ж-ок.П. в настоящее время промышленное применение имют два:

1) Окисление мет. железа в растворе сульфата (реже хлорида) железа (11) кислородом воздуха в присутствии специально приготовленной " зародышевой" суспензии;

FeSO4 + 2OH = Fe(OH)2 + SO4;

4Fe(OH)2 + O2 = 4FeOOH + 2H2O.

2) Аммиачный способ, при котором в р-р соли железа (11), окисляемой кислородом воздуха, подается аммиак в газообразном или жидком виде (аммиачная вода) для регулировки рН в прцеессе окисления.

2FeSO4 + H2O + O = 2Fe(OH)SO4;

Fe(OH)SO4 + 2NH3 + 2H2O = FeOOH + (NH4)2SO4 + H2O.

В обоих способах перед началом синтеза в реакционную массу вводится так называемая " зародышевая" суспензия, представляющая собой свежеприготовленный гидроксид железа (111).

Прозраный гидроксид железа (111) со структурой гетита - марс жёлтый - можно получать несколькими методами. По одном из них гидроксид железа (11) осаждают аммиаком из р-ра сульфата железа (11), содержащего гексаметафосфат натрия (2%) при температуре 60 град С и рН=5, 5. Кол-во зародыша 23-30%. крыввистость получченного пигмента ок. 100 г/м кв.

Природные ж-ок.П. встречаются в составе бурого железняка или лимонита. Гидрокксид Fe (111) Fe2O3.nH2O, в зависимости от содержания воды может иметь различные структуры (гетит, лимонит, тургит и др.). Кроме гидроксидов железа и значительного кол-ва каолинита в состав Ж.П. могут входить оксид Fe(11), смешанные оксиды Fe, оксид марганца, органические в-ва. Цвет П. колеблется от чисто желтого до блекло-оранжевого и коричнево-желтого. Основные представители Ж.природных П. - охра и сиена, обладающие чистым цветом и мягкой текстурой. Ценным св-вом охр и сиен является их стойкость к щелочам и извести, благодаря чему эти П. предпочитают для покрытий по цементу, а также как составная часть казеиновых и силикатных красок.

Охры. Все охры, в том числе желтая и оранжевая - это глиноподобные в-ва, содержащие элементы каолина, т.е. кремнезем (Si2H2O5), глинозем (Аl(OH)3) и воду. Образуют большую группу природных П. разделенных по цветамна светлые, средние. темные, золотистые и оранжевые. Цвет их определяется содержанием гидроксида Fe(111): последнего в светлых 12-25%, в золотистых до 75%. Наиболшее содержание железа в оранжевых охрах. В наиболее темных сод-ся также оксиды марганца. Часто охры содержа также содержали углеккислый кальций, мелкий песок некоторые др. в-ва. Блеском не обладают. Кроме названия по цветам они носят также названия по месту происхождения. Так речная охра добывается вблизи железных рудников, итальянская охра добывается в Италии. С пленкообразоваелем образуют мыла, поэтому на ощупь немного жирные. В большом кол-ве водоразбаляемого пленкообразоваеля выпадаю в осадок и поэтому обычнно используются в виде густых паст. Наиболлее распространены в природе желтые охры. При нагревании желттые и оранжевые охры отдают воду и превращаясь в безводную окись железа прииобреетеют красный цвет. При умеренном прокаливании можно получить практически всю гамму оттенков от желтого и оранжевого до краснобурого. Ранее их подразделяли на: палевые, желтые, шафранножелые, золотистыеи оранжевые. Хорошая оранжевая охра, приготовляемая прокаливанием желтых охр, обычно называлась испанской. Под нназванием доминико или моникон встречалась оранжевая, с коричневым оттенком смесь из жженой римской охры с желтым пигментом (тердесьён). Одна из природных оранжевых охр известна под названием итальянской земли (охра де-рю (проточная)) и выделялась из ручьев железных рудников. Она состтоит гл.обр. из гидроокиси железа и кремнезема.

Способ приготовления охр бы известен ещё древним грекам и римлянам (афинская охра). В развалинах Помпеи был найден сосуд с остатками желтой охры, ккоторая была вполнне пригодна к употреблению.

Охры имеют небольшой землистый оттенок.

____________________________________________________

с о д е р ж а н и е %

Пиг-т: Fe2O3 Al2O3 SiO2 CaO MgO MnO2 SO3

О.светлая 15-22 17-19 49-58 0, 5 0, 3-1 - 0, 5

О.средняя 20-30 16 48 1, 5 0, 9 - 0, 05

О.золотист. 53 5 34 - - - -

О.темная > 60 - 11, 6 2, 3 2, 7 - 5, 8

Сиена

натральная46-70 3-7 5-25 1, 5 1, 0 0, 5 -

Сиена

итальянская45-55 3-8 5-20 - - 0-1, 5 -

_____________________________________________________

Плотность, кг/м кб. 2700-3400

Маслоемкость, г/100г 25-32

Укрывистость охр, наиболее богатых железом 25-30 г/м кв. обычных средних охр 65-90 г/м кв. Охры обладают исклюительной свето- и атмосферост-ю, устойчивы к действию щелочей и слабых к-т, термост-сть до 150 град. Размер частиц от 0, 2 до 30 мкм.

Охры часто употреблялись в живописи. Сырые хелтые охры натурального происхождения подвергаются для производства коричневых и красных оттенков пркаливанию. Таким образом получают ряд красок с различными названиями: венецианская, помпейская, пуццуоли и т.п. Из темных охр таким же образом получаются коричневые охры.

Производство желтой охры широко распространено в Южной Африке и Франции, имеются залежи также на Кипре, в Испании, США и России (Воронжская, Тульская обл., Казахстан, Башкирия, Карелия).

Желтый и оранжевый марс. (Желттая окись, Искуссвенная охра). Искусственые. По составу - водные окислы железа. Обычно смешана с глиноземом, гипсом (или известью для малярной краски). Для их изготовления использоваллся железный купорос. От охр отличается поллной р-риимостью в азотной к-те.

Вольфрамовая желть. (Бронза). Представляет собой более или менее чистую вольфрамовую к-ту H2WO4. Имеет различные оттенк желтого цвета.

Муссивное золото. (бронза). Двусернистое олово SnS2. Искусственное. Испоьзовалось за 1, 5 тыс. лет до н.э. Нер-римо в воде, спиртах, эфирах и маслах. Не р-рима в к-тах кроме царской водки (азотная + соляная). Употреблялась на масе дя подражания цвету бронзы и для золочения или бронзирования дерева.

Сиенна натуральная. (Тердесиенна, Сиенская земля натуральная, жженая) Своё название получила от города Сиенна (Италия), близ которого добывали этот П. Отличается от охры повышенным содержанием железа и кристаллизационной воды, в ней меньше каолинита, но больше силиката железа, иногда есть оксид марганца. Благодаря этому цвет сиен приобретает коричневато-желтые тона. Сиены имеют более низкую укрывистость, чем охры. Глинистые части охр в сиенах почти полностью заменены кремнеземом.

Благодаря своему химическому составу сиенская земля обладает исключительной прозрачностью и потому состоит в числе лессировочных красок. При растирании на масле требует большого количества масла (от 159 до 241%) и потому в масляной живописи легко темнеет и сохне5т очень медленно.

Тердесиенна, подобно желтым охрам, подвергается прокалке, в результате чего получается жженая сиенская земля - красивая красно-коричневая краска, приобретающая после прокалки большую кроющую способность. Жженая сиенна играет важную роль во всех видах живописи.

Плотность, кг/м куб. 3000-3400

Размер частиц, мкм 2-4

Насыпной объём, л/кг 2

Маслоемкость, г/100г 50-60

Укрывистость, г/м кв. 26

Является одним из самых дорогих природных П., производится в основном в Итали, но добывается и в Московской обл., Карелии, Н.Новгороде, Рязани.

Желтые кадмиевые П. (Желтый кадмий) Начало применения 1817 год, произв-во 1829, широкое распр. в живвопииси с середины Х1Х века.

Представляют большую группу желтых П. от лимонного до темно-желтого. Основой их явл-ся сульфид кадмия CdS, твердые р-ры го с сульфидом цинка образуют П. с широкой гаммой оттенков: с величением колл-ва сульфида цинка цвеет становится светллее и зеленее. В темных сорахх преобладают тв. р-ры сульфида и селенида кадмия.

Известны также кадмопоны, содержащие эквимолекулярные кол-ва сульфида кадмия и сульфата бария.

1)Кадмий лимонный CdS.0, 45ZnS

2)Кадмий жел.светлый CdS.0, 2ZnS

3)Кадмий жел.средний CdS.0, 05ZnS

4)Кадмий жел.золотистый CdS

5)Кадмий жел.темный CdS.0, 05CdSe

6)Кадмопон лимонный CdS.0, 45ZnS.BaSO4

7)Кадмопон желтый CdS.BaSO4

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)

Плотность 4200 4300 4500 4600 4700 4500 4500

Маслоемкость 36 29 31 27 49 40 40

Укрывистость 51 50 40 38 29 65 60

В природе CdS встречается в очень малых кол-вах в виде минерала гриконита темно-желтого или оранжевого цвета, который еще 2000 лет назад применялся вв кач-ве П.

Кадмиевые П. не р-ряются в щелочах, уксусной к-те и разб. серной к-те при комн. темп. Р-ряются в соляной и азотной к-тах, в кислых р-рах хлоридов и иодидов. Термостойки на воздхе до 300 град. (без доступа кислорода до 700 град.). Неплохо окисляются на свету и во влажной атмосфере. Размер частиц 0, 05-3 мкм. Плохая свето- и атмосферостойкость.

Способы синтеза кад.П. основаны на взаимодействии соединений кадмия с серусодержащими соед-ми. Основные стадии технологич. процесса: осаждение, промывка, сушка полуфабриката, прокаливание (при 500-600 град), промывка, сушка и измельчение пигмента.

Cd(к-тный ост.) + сульфид(Na, Ba и др.) = СdS +...

Кадмиевые П. применяют в произв-ве пластмасс и синт. волокон, для окрашивания губчатой резины. Благодаря высокой термостойкости применяются в производстве керамических красок, обоев, свечей, восковых карандашей, мыла.

Хромовые пигменты. Имеют различные названия по входящим в их состав металлам: Свинцовые крона (с 1766г после открытия минерала кроколита - хромат свинца, впервые синтетически был получен в Европе в 1809 г.); Цинковый крон, Цинковая желтая, Бархатная желтая, Лимонно-желтая - соединение основного хромата цинка с хроматом щелочного металла. Начало применения в кач-ве П. относится к 1797г.; Стронционовая желтая - хромовокислый стронций. Открыта в конце Х1Х века; Баритовая желтая, Желтый ультрамарин, Постоянная желтая - хромат бария. Открыт, как и многие хроматы Вокеленом в 1809 г., тогда же начато произ-во.

Существует также некоторое кол-во смешанных хроматов.

1) Наиболее широко применяются Свинцовые крона. Они предсавляют собой изоморфную смесь хромата и сульфата свинца. Цвет П. определяется их соотношением: PbCrO4 в темно-жел. - 100%, в желтом среднем - 85%, в лимонном - 60-70%, в светло-лимонном - 45-55% (в его состав вводят 5-10% гидроксида или фосфата алюминия и др.). Часто в П. подмешивают хромовокальциевую или хромовобариевую соли, цинковую желтую. тяжелый шпат, гипс, мел. крахмалсерносвинцовую соль и пр. В более поздних красках при производстве в них подмешивали сернокислый свинец - вещество белого цвета, - который химически входит в состав краски.

Хромат свинца - минерал крокоит, сульфат свинца - минерал англезит.

Крона обладают насыщенным цветом, невысокой светост-ю (темнеют и приобретают зеленоватый оттенок), нетермостойки (блекнут), чувствительны к действию к-т, щелочей и сероводорода (темнеют). Для улучшения св-в при синтезе вводят добавки - соед-я Al, Sb, Si, Sn и некоторые др. Размер частиц 0, 4-0, 5 мкм.

Применяются в лакокрас. пром-ти, произ-ве пластмасс, типографских красок, бумаги и др. Их ииспользуют также для получения зеленых смесовых П. в различных комбинациях с железной лазурью.

______________________________________________________

показатель желтый лимонный.......

% CrO3 25-28 20

Плотность 5700-6100 5700-6100

Насыпной объём л/кг 1, 46 1, 8

Термостойкость 300 300

Масло-ть г/100г 10-25 10-25

Укрывистость г/м кв

не более 45 60..........

Крона получают совместным осаждением сульфата и хромата свинца из его растворимых солей, осадителм служит р-р хромовой смеси.

В ХV11-Х1Х вв. применялся чистый средний хромат свинца (Хромгельб, Хромовая желть, Желтый хром, Парижская, Кёльнская желтая, Нейгельб и др.). Встречается в природе в виде мминерала красной свинцовой руды, но для живописи и красильного дела почти всегда приготолялся искуссвенно. Укрыввист, хорошо смешивается с др.П., но как и др. хроаты может зеленеть, а как свинцовая соль чернеть. Употреблялась на гумми, на клею или на воске. Р-ряется в азотной и соляной к-тах.

2) Хромат цинка и калия K2CrO4.3ZnCrO4.Zn(OH)2.2H2O. (Желтая цинковая, Цинкгельб).

Цинковые крона в кач-в П. стали применняться в ХV111 веке. Обычно в своем составе содержит различные количества окиси цинка.

Обладает: отличными антикоррозионными, но невысокими пигментными св-вами, плотность - 3500; насыпной объём - 1, 6; термостойкость - 120; укрывистость - 120; маслоемкость - 20-30 г/100г. Зеленеет на свету. Искуственный П., пром-но вып-ся с 1847г. Применяется гл.обр. в противокоррозионных грнтовках. В России исключительно для худ. красок и нитроэмалей. Выпускаются в Германии, Англии, США, Франции, Италии. Цинковые крона токсичны. На масле сохнут хорошо. Ранее часто применялись для составления т.н. цинковой зеленой краски, состоящей из смеси парижской лазури и цинковой желтой.

Иногда под названем цинковая желть или лимонная желтая использовалась смесь хромата и гидроокиси цинка. Яркого цвета от соломеного до оранжевожелтого. Хорошо смешивается с др.П. В Х1Х веке часто использовался для изготовления зеленой краски в смеси с берлинской лазурью. Укрывист. Свето-, термо- и атмосферостоек. Р-рим в к-тах. При кипячении в воде присоедииняет избыточную воду и приобрретает яркий оранжевый цвет. Употреблялся на масле и на водных р-рах клея. Готовился из цинкового купороса и хроматов калия или натрия.

Существют также тетраокси- и триоксихроматы цинка (хромат + 3(4) гидроокиси цинка), обладающий термост-ю 140, маслоемкосью - 45-65 и невысокой крывистостью. Вводятся для улучшения адгезии и антикор. эффекта в некоторые грунтовки. Сейчас иеют наибольшее значение из всх хроматов цинка.

Цинковые крона нельзя применять для получения водоразбавляемых лакокрас. матералов ввиду их заметной р-римости в воде и высокой реакционной способности. При введении в водоразбавляемые материалы цинковые крона вызывают их желатинизацию. Цинковую желтую нельзя смешивать со свинцовыми и цинковыми белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками.

Чистая цинковая желтая легко р-ряется в соляной и азотной к-тах, образуя красновато-желтый р-р.

3) Строциевый крон - хромат стронция. Цвет чистый лимонно-желтый. Обладает низкой химической стойкостью, полностью разлагается к-тами и щелочами, плохо р-ряется в воде (0, 8г/л).

Плотность, кг/м кб 3670-3820

Насыпной объём, л/кг 1, 8

Термостойкость 1000

Маслоемкость, г/100г 20-25

Укрывистость, г/м кв 100-150

Довольно крупнодисперсный П. с низкой красящей способностью. Стронциевый крон входит в состав худ. красок, применыется для получения термост-х покрытий. Основная область применения - грунтовочные и покровные покрытия (проявляет пассивирующую активность в промышленной атмосфере, что объясняется образованием малор-римого сульфата стронция).

Получают взаимодействием нитрата или хлорида стронция с хроматом щелочного металла.

4) Хромат кальция (хромистокальциевая соль). Получали приливанием весьма дешевого хлористого кальция к хромату калия или натрия. Светложелтого цвета. Слабо р-рим в воде. Хорошо р-рим в к-тах. Плохо кроет. В присутствии воды легко вступает в реакцию со многими металлическими красками. На свету разрушается и может разрушать многие органич. в-ва. Применялась исключительно как добавка к другим хромовым краскам на клею.

5) Хромат бария (Баритовая желть, желтый ультрамарин, лимонно-желтая, постоянная желтая). Принадлежит к группе интенсивных желто-лимонных П. Приготовляется из хлорида бария и р-ра хромата калия или натрия. Наиболее прочен из всей группы хромовых П. В чистой воде с клеевым связующим он выстаивает без изменения до 3 лет. Баритовая желтая не может быть смешиваема с белыми красками, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтовыми красками. Подобно всем хроматам зеленеет от сероводорода и под действием света в присутствии органич. соединений (за счет образования зеленой окиси хрома). Довольно укрывиста, но плохо кроет на масле, хотя требует его мало и сохнет с ним хорошо. Иногда использовалась как самостоятельный П. и как добавка к др. Сейчас употребляется в акварели, темпере, масляной живописи и в живописи по фарфору. В соляной кислоте растворяется без остатка; раствор этот с серной к-той дает осадок сернокислого бария.

Желтые титановые пигменты.

Титано-никелевые П. светло-жел. или лимонно-жел. цвета представляют собой твердые р-ры оксидов никеля и сурьмы в двуокись титана, иногда с добавками оксидов др. мет.

Существет термост-й жел.П.: TiO2 + 0, 01Cr2O3 + 0, 09NiO + 0, 08Sb2O3.

Плотность 4600

Размер частиц 0, 5-1, 2

Насыпной объём 1, 0

Термостойкость 800

Масломкость 18-20

Укрывистость 38-40

П. обладает высокой свето- и атмосф-стью. По химической стойкости превосходит все др. жел. П.: не р-ряется в соляной, серной и азотной к-тах и в щелочах. При высокой укрывистости обладает довольно низкой красящей способностью (в 5 раз ниже, чем у жел. свинцового крона). Цвет П. зависит от соотношения компонентов. Наиболее чистый и яркий лимонно-жел. цвет имеют содинения, содержащие оксиды никеля и сурьмы в кол-ве 2, 6-6, 1%. Путем замещения никеля сурьмы на хром, кобальт, железо, цинк и их комбинации, можно получить целую серию оттенков от желтого до зеленого, синего, коричневого и даже серого цвета. Распространение получили после 1950г., до этого применялись искючительно в произв-ве керамики.

Получают прокаливаним (при 1000 град) шихты, состоящей из метатитановой к-ты, карбоната никеля и оксида сурьмы (111). Используют в произ-ве пластмасс и лако-крас. пром-ти.

Другие титанаты. Известны титанат свинца и сурьмы желтого цвета, титанат хрома и сурьмы желтовато-оранжевого цвета. Эти П. также отличаются высокой хиимической, свето- и термост-тью. Однако П. содержащиие свинец, темнеют в пристствиии сероводорода.

Желтый железо-цинковый П. представляет собой тв.р-р окисей Zn, Ti u Fe. Оттенок П. меняется с изменением соотн. комп-в. П. имеет хорошую крас. способность и укрывистость, высокую свето-, атмосферо- и термост-ть. Его можно применять для замены токсичных свинцовых кронов в термостойких эмалях, а также для окрашивания пластмасс.

Неаполитанская желтая (Неаполитанский крон, Сурьмяная желтая, Джаллолино, Фландрская джаллорино). Сурьмянокислый свинец. Природная и искус. Известна более 2, 5 тысяч лет. Название Неаполитанской желтая возникло после 1700 года. Итальянские хдожники использовали с Х1V в. В России и Франции с ХV11 в. Краска эта находилась поблизости от Везувия и была, следовательно вулканического происхождения. Сейчас не употребляется из-за токсичности.

Похожее название имела неаполитанская желть. По составу - различного соотношения сурьмяно-свинцовые соли с переменным кол-вом окиси свинца. Открыта около середины ХV111 века в Неаполе и употреблялась в основном в Италии иногда под названием джаллолино. Часто содержала примеси (окиси алюминия - глинозем и калия). Иногда под названием сурьмяная желть упореблялась краска с добавленнием окиси висмута, либо его сурьянокислой соли.

Оттенки от светло-желтого до оранжевого, переходящего в розоватость. Яркостью не обладает. Неаполитанская желтая ветостойка. Незаменима в живописи тела. С маслом кроет и сохнет хорошо, берет его от 15 до 20%. Применима почти во всех родах живописи, включая живопись на фарфоре, фаянсе и стекле. В акварели она особенно легко чернеет от сернистых соединений. Металлическое железо, олово и цинк разлагают краску.

Мессикот (Массикот, Свинцовый глет, Желтый сурик, Королевская желть, Свинцовая желтая, Лимонно-жел., Светло-жел., Сандарак искусств., Сандикс золотистый, Жженые свинцовые белила, Красновато-жел. цуган). Искусственная окись свинца. П. старых мастеров применялся от древних греков до ХV111 в. Получался слабым прокаливанием свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот - аморфен. Как краска был известен в древнем Египте. Применялся в России, итальянцами, фламандцами, голландцами, испанцами в ХV-ХV11 вв. (до начала Х1Х в.). Цвет неяркий желто-оранжевый. Главное назначение глета заключалось в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов. Сейчас художникам неизвестен.

Аурипигмент. (Опермент, Реальгар, Арсеник, Раушгельб, Желтый мышьяк, Королевская желть). Представляет собой сернистый мышьяк Аs2S3. Золотисто-желтая краска. Известна более 3 тыс. лет. Но в древних фресках не встречается. Природный (Иран, Сербия, Венгрия, Турция, Испания) и искусственный. Природный обычно смешан с реальгаром (Аs2S4). Обладает ярким лимонно-желтым цветом. Нер-рим в воде, спиртах и эфирах, но при нагревании р-рим в масле. Разлагается под действием азотной к-ты и царской водки.

Получали его действием сероводорода на р-р окиси мышьяка в соляной к-те, а также прокаливанием серы с окисью мышьяка. Но то, что ранее выпускалось под этим названием являлось смесью сульфида с окисью мышьяка, причем последнего бывало до 40% (в немецком) и до 95% (во францзском).

При нагревании в воздушной атмосфере приобретает белый цвет.

П. очень ядовит. Выцветает на свету и чернеет в смеси со свинцовыми, медными и др металлическими красками из-за образования сульфидов металлов.

Применяется преимущественно в масляной живописи. Часто его использовали с берлинской лазурью - на клею получалась краска красивого зеленого цвета. Аурипигментом нередко подкрашивали кадмиевые краски. Применялся в средние века и в эпоху Возрождния.

Ауреолин (желтый кобальт, Индйская жел., Ореолин). Синтетич. П. был открыт Фишером в 1848 г. Комплексная соль азотистокислых кобальта и калия. В кач-ве худ. краски стал применяться после 1860 г.

Существуют также различные природные П., напр.:

Фарблак (индийская жел.) - органич. краски животного происхождения - магниевая соль эвксантиновой к-ты. Широко была распространена у западноевропейских художников в ХV1-ХV111 вв.

Гумми-гут - красильное начало сок растений на водном глиноземе. Представляет собой смесь смолистого окрашенного в-ва и камеди (растительного клея). В акварели непрочен, т.к. здесь он легко обесцвечивается, а пары аммиака делают его коричневым. С маслом гумми-гут дает богатую. прозрачную золотистую краску, которая тоже непрочна. Со смолами и воском цвет гумми-гута сохраняется достаточно долго (художник Рейнольдс в 1772 году проводил опыты над различными связующими с гумми-гутом - в образцах со смолами и воском цвет не изменился по прошествии 200 лет). Прочность гумми-гута увеличивается в смесях с баритовой желтой и кадмиями. Использовалась также смесь гумми-гута и водного глинозема. В большом употреблении был в живописи (в основном маслянной) в средние века.

Кадмиевая желть. Сернистый кадмий (CdS). В 1817 году был получен кадмий в чистом виде. Сернистые соединения кадмия получены искусственным путем Меландри в 1829 году, после чего и началось применение желтых и оранжевых кадмиевых красок в живописи. Сернистые соединения кадмия находятся в природе в виде минерала гренокита. Гренокит по химическому составу тождественен с кадмиевыми красками, имеет различные оттенки - от желтого до оранжевого, но так редок, что никакого практического применения иметь не может. В масле имеет цвет красновато-желтый. При нагревании обратимо приобретает красный цвет. Не р-рим в щелочах и разб. к-ах. Очень атмосферо- и термостоек (пр. до 800 град). Лессирует. Получается пропусканием сероводорода через р-р кадмиевой соли (сульфат, нитрат). Часто упореблялась для написания фресок, а также для приготовления зеленых красок. Малотоксична. Так как сернистый кадмий в его чистом виде не дает прочной лимонно-желтой краски, то химический состав его с течением времени был значительно видоизменен. Лимонно-желтые сорта кадмиевых красок содержат в себе щавелевокислый и углекислый кадмии - в-ва белого цвета. Желтые кадмиевые краски (удельныйвес 3, 9-4, 5) обладают средней кроющей способностью на масле, требуют его от 30 до 40% и сохнут с ним медленно. Не рекомендуется при использовании с другими металлическими красками, особенно с медными зелеными красками, такими как, швейнфуртская и поль-веронез, которые быстро изменяют свой первоначальный блестящий тон на совершенно черный.

В литературе имеются указания на непрочные смешения кадмиевых красок с охрасми и слоновой костьюкостью, с ультрамарином, виноградной черной и фиолетовым кобальтом. Все кадиевые П. отличаются интенсивностью цвета, прочны, за исключением лимонно-желтых оттенков, и пригодны почти во всех родах живописи. Наилучшее применение - на масле, для которого они и предназначались изобретателем.

Иодистый свинец. (PbJ2).Лимонножелого цвета. Мало р-рим в воде. Обладает хорошей укрывистостью. Не светостоек в масляных пленкообразователях. Под действием сероводорпода чернеет (PbO). Токсичен.

Кассельская желтая (Минеральная желть, Каслерова желть, Веронская жел., Желтая Монпелье) Искусств. П. впервые предложенный Тёрнером в 1809г.

Природная в виде минерала мендепита, берзелита и керазина. Но встречается довольно редко и чаще приготовляеся искусственно. По составу основной хлористый свинец (PbCl2.2-7PbO). Обладает хорошей укрывистостью. Оттенки от светложелтого до коричневожелтого. Цвет светлее при меньшем содержании окиси свинца. Токсична. Обладает невысокой прочностью, особенно непрочна в смеси с медными красками. Употреблялась в основном на масле (берет его 15% и сохнет хорошо) преимущественно до середины Х1Х века, позже ее предпочитали заменять хромовой желтью или палевой минеральной, т.е. смесью сульфата и окиси свинца (токсична, употр. на масле, укрывиста, дешева, различных оттенков). Иногда употреблялась в темпере и акварели.

Минеральный турбит. (Минеральная желтая). Безводный с ульфат ртути+окись ртути (HgSO4.2HgO). Имеет лимонно-желтый цвет. Нер-рим в спиртах, воде, серной к-те и маслах. Обладает хорошей укрывистостью. На свету чернеет. В смеси с берлинской лазурью дает красивые зеленые краски. Разлагается в смеси с органическими красками. В ХХ веке практически не употребялся.

Оловянная желть. Хромат олова (11). Буроватожелтый П. При прокаливании приобретает фиолетовый цвет. Редко, но использовалась для краски на воде. На масле плохо кроет.

Кобальтовая желть. Основной азонокислый кобальт. Открыт в ХV1-XV11 вв., но как П. использовался примерно с середины Х1Х века. Не р-рима в спиртах, эфирах и маслах, слабо в воде. термостойка до 180-200 град. Изредка прменялась на воде и на масле.

Ксантиновая желть. Представляет собой медистую соль ксантиновой к-ты вероятного состава C3H5CuOS2. Поллучали ее из медного купороса с сероуглеродом в этиловом спирте и щелочи. Обладает зеленоватым оттенком, хорошо кроет. Не р-ряется в разб. серной и соляной к-тах, но разрушается в азотной. Применялась редко и никогда в смеси со свинцовыми (быстро чернеет). Сейчас не применяется.

Стиль де грен. (Шютгельб). Название относится искл. к желтым баканам. Принадлежит к числу т.н. баканов или красильных лаков. Известны с древнейших времен (найдены на саркофагах и украшениях египетских мумий - отлично сохранили свои цвета; во фресках Ватикана - сильно поблекли). Все баканы - это не р-римые в воде красящие в-ва животного или растительного происхождения с примесями метал. солей и оснований, глинозема, гидрооиси олова, белой глины, мела, клея и т.д. В сущности баканы можно назвать солями слабых к-т переменного состава. Часто использовались смеси баканов.

Большим искусством изобретения и изготовления баканов славились голландцы в ХV-XV111вв.

Получают баканы выдерживая содержащий краситель материал в горячей или кипящей воде с добавками квасцов, поташа, щелочи, солей алюминия или олова и др. Выделившееся в-во фильтруют и сушат (иногда прокаливают для получения буроватого оттенка - жженые баканы ).

Баканы разлагаются как к-тами, так и сильными основаниями. НЕ термо-, свето- и атмосферостойки. Довольно быстро выцветают, особенно в присутствии хромовых, свинцовых и медных красок и металлческих сухих сиккативов.

Обладают очень невысокой укрывистостью и являюся одними из самых прозрачных (лиссирующих). Поэтому в живописи ими часто пользуются для лиссировки. Для меньшей прозрачности к баканам добавляют глину, мел, гипс и др. Для большей вязкости прибавляют различные клейкие в-ва (крахмал, камедь). В воде (при кипячении П. постепенно переходит в объём воды) и маслах не р-ряютя. Благодаря большому разнообразю цветов и оттенков, а также своей прозрачности часто употреблялись в живописи, малярном деле и в крашении тканей (большинство красителей для тканей до ХХ века - это баканы).

1) Авиньонская - красильная ягода разл. кустарников. Желтоватозеленого цвета.

2) Фусток или желтая древесина - древесина шелковицы или тута. Твердый П. светложелтого цвета с красными прожилками.

3) Желтозеленая древесиа (похожа на фусток).

4) Вау или красильная церва - сушеные стебли, листья и семена травы желтухи (Россия). Желтый, немного буроватый цвет.

5) Серпуха или пильная трава - желтого цвета.

6) Солома гречихи и водяной перец. Отвар с глиноземом дает хороший желтый цвет. Употреблялся для хлопковых таней и бумаги.

7) Кверцитрон - истертая внутренняя кора Северо-Американского красильного дуба. Очень светло- или лимонножелтый.

8) Барбарисный корень. Со многими метал. солям дает малор-римые в воде желтые соед-я.

9) Орлеан - плоды кустарника из Южной Америки. В сухом виде желтый с фиолетовыми прожилками. Отвар от темножелтого до оранжевокрасного.

10) Куркума - сушеный корень растения Curcuma Iongа из тропиков Азии и Китая (возделывалась спецально). Цвета от желтого до оранжевого.

11) Шафран - сушеные рыльца луковичного растения Crocus Sаtivus (Азия, Египет, Греция, Россия, Италия и др.). Цвета дает от желтого до оранжевокрасного.

12) Китайские желтые стручья - семянные коробочки тропической гардении. Цвета шафрановые.

Сюда же можно отнести: Вербишник белый, Сывороточная трава, Стебли и листья картофеля, Золотникова трава, Полевой плим, Конский щавель, Дикий или свиной каштан, Желудь, Вороний глаз, Репейник, Кипарисный малочай, Боярышник и др.

 

Гумми-гут - представляет собой высушенный на солнце сок из надрезов некоторых тропических деревьев (Guttoeferа, Саmbogiа Guttа и др.) расстущих на Цейоне и в Камбодже. В сухом виде желтоватый снаружи и ккраснооранжевый внутри. Использовался часто в медицине как сильное слабительнное. Являестя по сути смолокамедью, т.е. смесь смолы (64-76%) с камедью (18-24%) воды бывает до 16%. Смола хорошо извлекается эфиром или скипидаром, после испарения - красная масса. Гуммигутовая смола - слабая к-та, ее соли от желтого до красного цветов. В воде нер-рима. Р-рима в спиртах, в щелочах дает густой красный раствор.

Употреблялся гл.обр. в акварельной живописи, для гуаши и в миниатюре. Для употребления в маслянной живописи, необходимо удалить камедь. Таким образом получали устойчивый порошок яркожелтого цвета.

Из гуммигута приготовляли и бакан, действуя на него р-рами квасцов и поташем. Бакан прочнее самого гуммигута и употреблялся во всех видах живописи.

Индийская желть - род мочевого камня, смешанного с магниевой солью орг. к-ты. От оранжевожелтого до зеленоватобурого. Нер-рима в воде и эфирах. Устойчива к свету и др. воздествиям. Успешно применялась для лиссировки по охрам, неаполитанской желти, зеленым и многим др. краскам.

Желчный камень. Под этим названием известна малоупотреблявшаяся зеленоватожелтая с буроватым оттенком акварельная краска. Выделялась из животной желчи. Не прочная. Р-ряется к к-тах. Укрывистость небольшая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.