Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Площадь






    Площадь геометрической фигуры — это свойство фигуры зани­мать измеряемое место на плоскости. Площадь фигуры измеряют с помощью единиц площади (м2, дм2, см2, мм2).

    В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, путем наложения предметов, путем сопос­тавления предметов по занимаемому месту на столе, земле.

    В 1—3 классах уточняются представления о площади фигур как о свойстве плоских геометрических фигур (вырезать квадрат и раз­делить на 2 треугольника, вырезать 2 треугольника и составить один). При выполнении аналогичных заданий дети знакомятся с некоторыми свойствами площади:

    1) площадь фигуры не изменяется при изменении ее положе­
    ния на плоскости;

    2) часть предмета всегда меньше целого;

     

     

    3) из одних и тех же заданных фигур можно составить различные
    геометрические фигуры.

    Само понятие «площадь фигуры» в новом издании учебника вводится в 3 классе. Дети выполняют задания следующих видов: 1) сравнение площадей фигур методом наложения:

    Сравни площади круга и треугольника:

    (Площадь треугольника меньше площади круга, а пло­щадь круга больше площади треугольника.)

    2) сравнение площади фигур по количеству равных квадратов (или любых других мерок):

    Сравни площади фигур:

     

                       
                       

    Площади всех фигур равны, т. к. фигуры состоят из 4равных квадратов.)

    3) вычерчивание фигур, состоящих из заданного количества квадратов.

    Эти задания формируют у детей понятие о площади как о числе квадратных единиц, содержащихся в геометрической фигуре.

     


    Квадратный сантиметр — метрическая мера площади. Один квадратный сантиметр — это площадь квадрата, сторона которого равна 1 см. Запись: 1 см2.

    Выполняются задания следующих видов:

    1) определение площади геометрической фигуры путем подсче­
    та квадратных сантиметров содержащихся в данной фигуре;

    2) сопоставление длины отрезка и площади фигуры:

    Начерти квадрат, сторона которого 4 см. Найди его площадь и периметр.

    3) измерение и определение площади фигуры с использовани­
    ем формулы

    S-a-b

    Сама формула в 3 классе не рассматривается, дается лишь сло­весная формулировка:

    Чтобы вычислить площадь прямоугольника, изме­ряют его длину и ширину (в одинаковых единицах) и находят произведение полученных чисел.

    Используя правило, решают задачи вида:

    Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которо­го 9 см и 2 см.

    Квадратный дециметр — метрическая мера площади. Один квадратный дециметр — это площадь квадрата, сторона которого равна 1 дм. Запись: 1 дм2.

    Метрическое соотношение: 1 дм2 = 100 см2.

    Выполняются задания следующих видов:

    1) вычерчивание в тетради квадрата со стороной 1 дм, деление
    его на квадратные сантиметры (дети убеждаются в правильности
    соотношения: 1 дм2 = 100 см2);

    2) определение площади фигур в дм2:

    Высота зеркала прямоугольной формы 12 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?

    Квадратный метр — метрическая мера площади. Один квадратный метр — это площадь квадрата, сторона которого равна 1 м. Запись: 1 м2. Метрическое соотношение: 1 м2 - 100 дм2 1 м2 = 10 000 см2. 1) Школьники решают задачи на определение площади фигур в м2.

    Длина комнаты 5 м, а ширина 4 м. Узнай площадь комнаты в м2.

    В новом издании учебника дети сразу знакомятся со всеми ос­тальными единицами площади: квадратный миллиметр, квадрат­ный километр, ар и гектар.


    Квадратный миллиметр — метрическая мера площади. Один квадратный миллиметр — это площадь квадрата, сторона которого равна 1 мм. Для наглядного знакомства с квадратным миллимет­ром удобно использовать миллиметровую бумагу.

    Школьники решают задачи на определение площади фигур в мм2.

    Для окантовки рисунков вырезали из бумаги полоски пря­моугольной формы. Ширина полоски 8 мм, длина 360 мм. Уз­най площадь полоски в мм2.

    Квадратный километр — метрическая мера площади. Один квадратный километр — это квадрат, сторона которого равна 1 км. Запись: 1 км2.

    Для формирования представления об этой мере площади при­водят численные примеры, поскольку дать ее наглядное изобра­жение невозможно: Россия занимает площадь более 17 000 000 км2, а площадь Франции — 551 000 км2.

    Ар — это квадрат со стороной Юм.

    Запись: 1 а.

    Метрическое соотношение: 1 а = 100 м2

    В просторечии 1 ар часто называют соткой.

    Гектар — это квадрат со стороной 100 м.

    Запись: 1 га.

    Метрическое соотношение: 1 га = 100 а 1 га = 10 000 м2

    Дети выполняют задания вида:

    Площадь участка прямоугольной формы б соток. Сколько это квадратных метров?

    Узнай длину этого участка, если его ширина 20 м. Какая пло­щадь этого участка свободна, если на нем построен дом пло­щадью 56 м2?

    Для дачных участков выделили участок земли площадью 56 га 40 а. Сколько получится участков, если площадь каждого бу­дет 10 соток?

    Итогом изучения данной темы является составление таблицы

    1 см2- 100 мм2 1 дм2 = 100 см2 м2= 100 дм2 1а=100м 1 1га - 100 а*

    1 дм2 = 10 000 мм2 м2 = 10 000 см2

    1 км2 = 1 000 000 м2 1 км2 = 100 га 1 км2 = 10 000 а


     

    После составления данной таблицы детям предлагают выпол­нить задания следующих видов: 1) на преобразование единиц одного наименования в единицы других наименований: Заполни пропуски:, 2 см2 =... мм2 18 см2 =... мм2 Рассуждение: 1 см2 равен 100 мм2, значит 18 см2 в 18 раз больше, значит 18 • 100 - 1800 мм2 Заполни пропуски: 800дм2 =... м2 5000 дм2 =... м2 Рассуждение: 100 дм2 это 1 м2, а 800 больше 100 в 8 раз, значит 800 дм2 - 8 м2. 2) решение простых задач на определение площади (известны длина и ширина и ладо найти площадь фигуры, либо известна пло­ щадь и одна из сторон и требуется найти вторую сторону). 3) решение составных задач. Зал и коридор имеют одинаковую длину. Площадь зала 300 м2, а площадь коридора 120 м2. Ширина зала 10 м. Чему равна ширина коридора? Работа над задачей: Полезно сделать рисунок к задаче:

    может «промелькнуть как миг», а минуты могут тянуться бесконечно. В связи с этим практически сразу дети начинают знакомиться с при­борами, измеряющими время объективно, т. е. независимо от ощу­щений человека.

    При знакомстве с понятием время, на первых порах намного по­лезнее использовать песочные часы, чем часы со стрелками или элект­ронные, поскольку ребенок видит, как сыплется песок и может за­фиксировать какой-то образ процесса (пусть и косвенный). Песочные часы удобно также использовать в качестве промежуточной меры при измерении времени (собственно, именно для этого они и придуманы).

    Работа с величиной время осложнена для ребенка большим ко­личеством понятий, которые он должен просто выучить наизусть и научиться применять, что достигается путем многократных повто­рений до полного запоминания. Кроме того, время — это процесс, ко­торый не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно: в от­личие от массы или длины его нельзя потрогать или увидеть. Этот процесс воспринимается человеком опосредованно, по сравнению с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой. При этом привычные стереотипы сравнений: ход солнца по небу, движение стрелок в часах и т. п. как правило чересчур дли­тельны, чтобы ребенок этого возраста действительно мог их оценивать.

    Поэтому «Время» — одна из самых трудных тем в начальной школе.

    Первые временные представления формируются в дошкольном возрасте: смена времен года, смена дня и ночи.

    ?

    В 1 классе у детей формируются временные представления в результате практической деятельности, связанной с учетом дли­тельности процессов: выполнение режимных моментов дня, веде­ние календаря погоды, знакомство с днями недели, их последова­тельностью, дети знакомятся с часами и ориентированием по ним в связи с посещением школы.

    Во 2 классе дети знакомятся с такими единицами времени как час, минута, учатся определять время по циферблату часов.

      Анализ рисунка показывает, что можно найти длину зала: 300: 10 - 30 (м) Длина коридора — такая же, значит его ширина: 120: 30 = 4 (м). 5. Время Время — это длительность протекания процессов. Время имеет как физический, так и философский смысл. Природа времени является темой дискуссии великих умов человечества на протяжении веков и тысячелетий. Но, все-таки время — это объективная реальность, дан­ная нам в ощущениях. Проблема в том, что ощущение времени субъ­ективно, поэтому полагаться на чувства в его оценках и сравнении, как это можно сделать в какой-то мере с другими величинами, невоз­можно. Каждый знает, что в одних обстоятельствах час1 или даже день

    На этом уроке речь идет не столько о времени как таковом, сколько об устройстве часов, о функциях стрелок. Маленькая стрелка часов — часовая. Она проходит от одной большой черточки до другой за 1 час. Большая стрелка — минутная. Она проходит от одной маленькой черточки до другой за 1 минуту.

    В 1 часе — 60 минут.

    Дети выполняют задания следующих видов:

    1. Сколько времени показывают часы?

    2. Как будут расположены стрелки, когда пройдет 1 час?


     

    3. От школы до булочной Оля шла 5 минут, а от булочной до
    дома на 2 минуты больше. Сколько минут шла Оля от школы
    до дома?

    4. Экскурсия в городской парк продолжалась 50 минут, из
    них 15 минут пошло на дорогу до парка и обратно. Сколько
    времени дети провели в парке?

    5. Домашнее задание по математике заняло у Коли 15 ми­
    нут, по русскому языку — 10 минут, по чтению — 20 минут.
    Сколько времени потратил Коля на выполнение всех домаш­
    них заданий?

    Тип данных задач и способ их решения детям уже известны, новыми являются только наименования величин, с которыми при­ходится работать. Более подробно и полно эта тема изучается в 3 классе.

    Во 2 классе предлагается для решения задача, в которой идет речь о неизученной единице времени — неделе. Предполагается, что дети знакомы с этой единицей практически.

    На каникулах Ваня был в лагере 7 недель, а остальное вре­мя—у бабушки в деревне. В деревне он был на 2 недели мень­ше, чем в лагере. Сколько недель длились каникулы?

    Предлагаемая задача знакомого типа, новыми являются только наименования величин.

    В 3 классе дети знакомятся с такими единицами времени как год, месяц, неделя, сутки, уточняют представление о часе и минуте.

    При знакомстве с понятиями год, месяц, неделя дети ведут ак­тивную работу с календарем. Они определяют, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год, называют все месяцы по порядку, определяют количество дней в каждом месяце.

    При знакомстве с понятием сутки дети сталкиваются с целой последовательностью «дополнительных» понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Они продолжают работу с календарем: опре­деляют, сколько суток в одной неделе, повторяют дни недели, их последовательность; знакомятся с соотношением: 1 сутки = 24 часа.

    Выполняются задания следующих видов:

    1. Сколько часов в двух сутках?

    2. Сколько суток в двух неделях?

    3. Одно рыбацкое судно было в море четверо суток, а дру­
    гое — трое суток.

    На сколько часов больше было в море первое судно, чем второе?

    Сравни

    1 нед. * 8 сут. 25 ч * 1 сут.

    14 сут. * 2 нед. 1 мес. * 35 сут.

    Представление о часе и минуте формируются через восприятие привычных длительностей: один час — это перемена и урок, одна минута — что можно успеть сделать за одну минуту.

    Дети знакомятся с соотношением: 1 ч = 60 мин (без точки); про­должают работу с циферблатом: учатся показывать определенное вре­мя (сначала целое — 5 часов утра, 6 часов вечера, затем — 6 ч 45 мин).

    Предлагаются задачи на определение продолжительности вре­мени события:

    .1. Первый урок продолжается 45 мин, а перемена — 10 мин. Сколько минут проходит от начала первого урока и до начала второго?

    2. В году 3 месяца летние: июнь, в котором 30 дней, июль и август, в которых по 31 дню. Сколько летних дней в году? Используя календарь, составь и реши похожие задачи про осень, зиму и весну.

    Изученные единицы времени включаются в условие задач, тип которых уже известен детям:

    Спектакль продолжался 80 мин, а кинофильм 1 ч 10 мин. На сколько минут спектакль шел дольше, чем кинофильм?

    Для решения данной задачи необходимо вначале преобразовать единицы (1 ч 10 мин = 70 мин), а затем выполнять арифметиче­ские действия.

    На старом станке токарь изготовил за 6 ч 96 деталей, а на новом станке он ту же норму сделал за 4 ч. На сколько деталей больше стал изготавливать токарь за 1 час?

    Для решения данной задачи необходимо выяснить производи­тельность труда (количество деталей, сделанных за 1 ч) на старом станке, затем на новом, полученные числа сравнить.

    Предлагаются задания на нахождение доли от числа, в которых роль числа играют единицы времени:

    Который час наступил, если от начала суток прошла третья часть суток?

    Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, сколько часов в одних сутках, как найти одну третью часть от целого (от 24 ч), а затем прибавить полученное количество часов к началу суток.

    Сколько минут составляет третья часть часа? Четвертая? Де­сятая?


     

    От школы до булочной Оля шла 5 минут, а от булочной до

     

    В традиционных заданиях на сравнение используются едини­цы времени:

    Сравни:

    2ч* 120 мин 3 ч * 200 мин

    Для выполнения задания надо вспомнить, сколько минут в од­ном часе: 1 ч = 60 мин, 2 ч = 120 мин (в два раза больше).

    Изученные единицы времени включаются и в задачи на смекалку:

    Два мальчика играли в шахматы 1 ч 20 мин. Сколько време­ни играл в шахматы каждый?

    Рассуждение: Поскольку действие происходило одновременно, то время не делится на двоих, значит, каждый из них играл 1 ч 20 мин.

    В 4 классе дети знакомятся с новой единицей времени — секун­дой. Запись: 1 с (без точки).

    Для того чтобы дать представление о длительности этого про­цесса, предлагается задание: что можно успеть сделать за 1 с?

    Рассматривается соотношение: 1 мин = 60 с

    Используя это соотношение, дети выполняют задания на пре­образование и сравнение единиц времени:

    Заполни пропуски:

    2 мин =... с

    1 мин 30 с =... с

    3 ч 40 мин =... мин
    Сравни:

    2 ч 30 мин * 50 мин
    2 сут * 50 ч

    5сут 17 ч *бсут

    Еще одна единица времени — век. 1 век = 100 лет.

    Дети знакомятся с понятием «лента времени», учатся показы­вать определенные события. «Лента времени» — это вертикальная полоса с нанесенными на нее отметками, которым соответствуют временные промежутки. В новом издании учебника лента време­ни соотносится с числовым лучом, на котором века изображены единичными отрезками.

    Итогом изучения темы становится составление таблицы еди­ниц времени, которую дети заучивают наизусть:

    1 в. = 100 г. В году 365 или 366 суток.

    1 г. = 12 мес. В месяце 30 или 31 сутки.

    1 сут = 24 ч В феврале 28 или 29 суток.

    1 ч = 60 мин

    1 мин = 60 с


    Виды выполняемых заданий:

    1) задачи на определение конца событий.

    1. Школьники пошли на экскурсию в Музей космонавтики
    в 11 ч. Дорога до музея и обратно заняла 1 ч. Осмотр музея
    продолжался 1 ч 10 мин. Пользуясь циферблатом, определи,
    когда школьники возвратились с экскурсии.

    2. Когда закончилось занятие кружка «Механическая игруш­
    ка», если оно началось в 17 ч и длилось 1 ч 45 мин?

    2) задачи на определение начала событий.

    1. 27 сентября этого года Оле исполнилось 6 месяцев. На­
    зови дату Олиного рождения.

    2. Дорога в школу занимает у Веры 12 мин. Когда она должна
    выходить из дома в школу, если в школе нужно быть в 8 ч 15 мин?

    3) задачи на определение продолжительности событий.

    1. Первая четверть учебного года начинается 1 сентября и
    заканчивается 4 ноября. Сколько дней длится первая четверть
    учебного года?

    2. Сколько времени продолжалось занятие в кружке «Юный кон­
    структор», если оно началось в 17 ч и закончилось в 18 ч 45 мин?

    4) задания на сравнение единиц времени.

    Сравни: 3600 с * 6 мин 49 ч * 2 сут

    5) задания на преобразование единиц одного наименования
    в другие.

    Заполни пропуски: 6 мин 5 с =... с 3 ч 15 мин =... мин 75 мин =... ч... мин

    Рассуждения: Надо вспомнить, сколько минут составляют 1 час (60 мин = 1 ч), в 75 мин укладываются 60 мин один раз, значит в 75 мин — 1 ч и 15 мин.

    6) выполнение арифметических действий с именованными

    числами.

    Поскольку система исчисления единиц времени не десяте­ричная, то при выполнении арифметических действий с единицами времени не используется способ перевода всех единиц в наимень­шие. Действия производят с каждым наименованием, с последую­щими переводами в нужные единицы времени.

    14-1J» 209


    Например:

    2 мин 30 с - 1 мин •= 1 мин 30 с (минуты отнимаются от минут) 42 мин 40 с - 17 мин 30 с = 25 мин 10 с.

    Способ выполнения: от минут отнимаются минуты, а от секунд — секунды. Запись имеет следующий вид:

    42 мин 40 с 17 мин 30 с 25 мин 10 с

    6. Скорость

    Скорость — это путь, пройденный телом за единицу времени.

    Скорость величина физическая, ее наименования содержат две величины — единицы длины и единицы времени: 3 км/ч; 45 м/мин; 20 см/с; 8 м/с и т. п.

    Учащимся начальной школы очень трудно объяснить саму за­пись наименований, поскольку с записью дробных чисел в новом варианте учебника они не знакомятся. Трудно дать наглядное пред­ставление о скорости, поскольку это лишь условное отношение пу­ти ко времени, и ни изобразить его, ни увидеть невозможно.

    При знакомстве со скоростью обычно обращаются к сравнению времени передвижения объектов или расстояний, пройденных ими за единицу времени.

    Например:

    Пешеход проходит 4 км в час, а велосипедист за это время проезжает в 3 раза больше. На сколько километров в час боль­ше проезжает велосипедист, чем проходит пешеход?

    Средняя скорость — это среднее арифметическое нескольких значений скорости. Например:

    Мотоциклист ехал 3 ч со средней скоростью 60 км/ч и 2 ч со средней скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он проехал за это время? Узнай среднюю скорость его движения. Работа над задачей:

    Для решения задачи используется зависимость: расстояниеэто скорость, умноженная на время.

    Следовательно: 60 • 3 + 70 ■ 2 = 320 (км) — пройденное расстояние. Чтобы найти среднюю скорость, найдем время движения: Зч + 2ч = 5ч.

    Средняя скорость: 320: 5 = 64 (км/ч).

    При решении задач на движение используются понятия: ско­рость сближения и скорость удаления.


    Скорость сближения — это сумма скоростей двух объектов при одновременном движении навстречу друг другу.

    Скорость удаления — это сумма скоростей двух объектов при одновременном движении в противоположные стороны.

    Например:

    Расстояние между городом и зимовкой 150 км. Из города к зимовке выехали аэросани со средней скоростью 60 км/ч. В это же время навстречу им из зимовки по той же дороге вы­шел лыжник со средней скоростью 15 км/ч. На каком расстоя­нии от зимовки он встретил аэросани?

    Работа над задачей:

    К задаче полезно сделать рисунок:

    15 км/ч г. 60 км/ч

    Р

    ■ 150кМ Анализ задачи удобно провести «от данных» (см. глава 8):

    — Что можно узнать, зная, что лыжник и аэросани двигались
    навстречу друг другу со скоростью 15 км/ч и 60 км/ч? (Скорость
    сближения.)

    15 + 60 = 75 (км/ч)—расстояние, на которое они сближались за 1 час.

    — Как найти время, через которое они встретятся? (Расстояние
    разделить на скорость.)

    150: 75 = 2 (ч) — через 2 часа они встретятся.

    — Какое расстояние пройдет за это время лыжник?

    15 • 2 = 30 (км) — на таком расстоянии от зимовки они встретятся.

    Приведем пример задачи, в которой фигурирует «скорость уда­ления»:

    От одной пристани одновременно отошли две моторные лодки в противоположных направлениях. Одна шла со средней скоростью 250 м/мин, а другая — 200 м/мин. На каком рас­стоянии друг от друга будут лодки через 40 мин?

    Работа над задачей:

    К задаче можно сделать рисунок. Хотя роли в способе ее реше­ния рисунок не играет, но создает в воображении ребенка «кар­тинку» сюжета задачи.

    200 м/мин Р^ 250 м/мин

    14*

     

     



    212


    Скорость сближения находим как разность скоростей в задачах «на движение вдогонку». Задач такого вида в рассматриваемом учебнике нет. Приведем пример такой задачи из учебника И.И. Ар-гинской:

    Собака погналась за лисицей, которая была от нее на рас­стоянии 30 м. Скачок собаки 2 м, скачок лисицы 1 м. В то вре­мя как лисица делает 3 скачка, собака делает только 2 скачка. Догонит ли собака лисицу? Сколько скачков она должна сделать для этого? Какое расстояние пробежит собака?

    Работа над задачей:

    3 ск. = 3 м

    Рисунок в этой задаче только создает «картинку» ситуации:

    2 ск. = 4 м

    ----------- > ■

    -30 м

    Рассуждения:

    Скорость собаки — 2 скачка = 4 м, скорость лисицы — 3 скачка = = 3 м. Скорость собаки больше скорости лисицы, поэтому собака будет догонять лисицу.

    Скорость сближения: 4м-3м=1мна каждые два скачка соба­ки, т. е. на каждые 4 м пути собаки. Тогда 30 м собака сократит за 30 раз по 2 скачка, т. е. за 60 скачков. Расстояние, которое пробе­жит при этом собака: 2 • 60 = 120 (м).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.