Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Понятие величины






    Глава 4

    Изучение величин в начальной школе

    Лекция 15,

    Основные величины, изучаемые

    в начальной школе

    1. Понятие величины

    2. Длина.

    3. Масса и емкость.

    4. Площадь.

    5. Время.

    6. Скорость.

    7. Действия с именованными числами.

    Понятие величины

    В математике под величиной понимают такие свойства предме­тов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения пред­полагает сравнение данной величины с некоторой мерой, приня­той за единицу при измерении величин этого рода.

    К величинам относят длину, массу, время, емкость (объем), пло­щадь и др.

    Все эти величины и единицы их измерения изучаются в началь­ной школе. Результатом процесса измерения величины является определенное численное значение, показывающее — сколько раз вы­бранная мера «уложилась» в измеряемую величину.

    В начальной школе рассматриваются только такие величины, результат измерения которых выражается целым положительным числом (натуральным числом). В связи с этим, процесс знакомст­ва ребенка с величинами и их мерами рассматривается в методике как способ расширения представлений ребенка о роли и возмож­ностях натуральных чисел. В процессе измерения различных ве­личин ребенок упражняется не только в действиях измерения, но и получает новое представление о неизвестной ему ранее роли на­турального числа. Числоэто мера величины, и сама идея числа


     


     



     

    была в большой мере порождена необходимостью количественной
    оценки процесса измерения величин.,

    При знакомстве с величинами можно выделить некоторые об­щие этапы, характеризующиеся общностью предметных действий ребенка, направленных на освоение понятия «величина».

    На 1-ом этапе выделяются и распознаются свойства и качества предметов, поддающихся сравнению.

    Сравнивать без измерения можно длины (на глаз, приложени­ем и наложением), массы (прикидкой на руке), емкости (на глаз), площади (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъек­тивное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток — по движению солнца и т. п.).

    На этом этапе важно подвести ребенка к пониманию того, что есть качества предметов субъективные (кислое — сладкое) или объ­ективные, но не позволяющие провести точную оценку (оттенки цвета), а есть качества, которые позволяют провести точную оцен­ку разницы (на сколько больше — меньше).

    На 2-ом этапе для сравнения величин используется промежу­точная мерка. Данный этап очень важен для формирования пред­ставления о самой идее измерения посредством промежуточных мер. Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружаю­щей действительности для емкости — стакан, для длины — кусочек шнурка, для площади — тетрадь и т. п. (Удава можно измерять и в Мартышках, и в Попугаях.)

    До изобретения общепринятой системы мер человечество ак­тивно пользовалось естественными мерами — шаг, ладонь, локоть и т. п. От естественных мер измерения произошли дюйм, фут, ар­шин, сажень, пуд и т. д. Полезно побуждать ребенка пройти этот этап истории развития измерений, используя естественные меры своего тела как промежуточные.

    Только после этого можно переходить к знакомству с общепри­нятыми стандартными мерами и измерительными приборами (ли­нейка, весы, палетка и т. д.). Это будет уже 3-й этап работы над знакомством с величинами.

    Знакомство со стандартными мерами величин в школе связыва­ют с этапами изучения нумерации, поскольку большинство стан­дартных мер ориентировано на десятичную систему счисления: 1 м = 100 см, 1 кг = 1000 г и т. п. Таким образом, деятельность измерения в школе очень быстро сменяется деятельностью преоб­разования численных значений результатов измерения. Школьник практически не занимается непосредственно измерениями и рабо­той с величинами, он выполняет арифметические действия с за­данными ему условиями задания или задачи численными значе-


    ниями величин (складывает, вычитает, умножает, делит), а также занимается так называемым переводом значений величины, выра­женной в одних наименованиях, в другие (переводит метры в сан­тиметры, тонны в центнеры и т. п.). Такая деятельность фактически формализует процесс работы с величинами на уровне численных преобразований. Для успешности этой деятельности нужно хоро­шо знать наизусть все таблицы соотношений величин и хорошо владеть приемами вычислений. Для многих школьников эта тема является трудной только по причине необходимости знать наизусть большие объемы численных соотношений мер величин.

    Наиболее сложна в этом плане работа с величиной «время». Дан­ная величина сопровождается наибольшим количеством чисто услов­ных стандартных мер, которые не только надо запомнить (час, минута, день, сутки, неделя, месяц и т. п.), но и выучить их соот­ношения, которые заданы не в привычной десятичной системе счис­ления (сутки — 24 часа, час — 60 минут, неделя — 7 дней и т. п.).

    В результате изучения величин учащиеся должны овладеть сле­дующими знаниями, умениями и навыками:

    1) познакомиться с единицами каждой величины, получить на­
    глядное представление о каждой единице, а также усвоить соотно­
    шения между всеми изученными единицами каждой из величин,
    т. е. знать таблицы единиц и уметь их применять при решении прак­
    тических и учебных задач;

    2) знать, с помощью каких инструментов и приборов измеряют
    каждую величину, иметь четкое представление о процессе измере­
    ния длины, массы, времени, научиться измерять и строить отрез­
    ки с помощью линейки.

    Длина

    Длина — это характеристика линейных размеров предмета (про­тяженности).

    С длиной и с единицами ее измерения дети знакомятся на про­тяжении всех лет обучения в начальной школе.

    Первые представления о длине дети получают в дошкольном возрасте, они выделяют линейную протяженность предмета: дли­ну, ширину, расстояние между предметами. К началу обучения в школе дети должны правильно устанавливать отношения «шире — уже», «дальше — ближе», «длиннее — короче».

    В 1 классе с первых уроков математики дети выполняют зада­ния по уточнению пространственных представлений: что тоньше, книга или тетрадь; какой карандаш длиннее; кто выше, кто ниже. В 1 классе дети знакомятся с первой единицей длины — это санти­метр.


    Сантиметр — метрическая мера длины. Сантиметр равен од­ной сотой доле метра, десятой доле дециметра. Записывается так: 1 см (без точки).

    В 1 классе дети получают наглядное представление о сантимет­ре. Они выполняют следующие задания:

    1) измеряют длину полосок с помощью модели сантиметра;

    2) измеряют длину полосок с помощью линейки.

    Чтобы измерить длину полоски, надо приложить к ней линей­ку так, чтобы начало полоски соответствовало цифре 0 на линей­ке. Число соответствующее концу полоски и есть ее длина.

    Дети выполняют следующие виды заданий:

    .1) сравнение длин полосок с помощью мерок произвольной длины:

    Сравни длины отрезков:

           
       
     
     

             

    При выполнении задания ребенок ссылается на счет мерок: боль­ше мерок уложилось по длине отрезка, значит отрезок длиннее.

    2) нахождение равных и неравных отрезков; определение, на
    сколько один отрезок больше или меньше другого;

    3) измерение отрезков и их сравнение с помощью линейки (из­
    мерить длину отрезка; сравнить длины отрезков, начертить отре­
    зок заданной длины).

    Во 2 классе дети знакомятся с такими единицами измерения длины как дециметр и метр.

    Дециметр — метрическая мера длины. Дециметр равен одной десятой доле метра. Записывается так: 1 дм (без точки).

    Дети получают наглядное представление о дециметре как об от­резке равном 10 см и выполняют задания следующего характера:

    1) измерение предметов с помощью модели дециметра (альбом,
    книга, парта);

    2) вычерчивание в тетради отрезка длиной 1 дм;

    3) сравнение изученных величин:

    Сравни1:

    1 дм * 1 см 14 см* 4 дм

    4) преобразование величин:

    Заполни пропуски:

    2 дм =...см

    50 см =...дм

    Здесь и далее вместо значка (*) надо проставить знак сравнения (>, <, =).


    В основе выполнения заданий на сравнение и преобразование величин лежит знание соотношения: 1 дм = 10 см

    Метр — основная мера длины. Метр введен в употребление в конце XVIII в. во Франции.

    Во 2 классе дети получают наглядное представление о метре и знакомятся с основными метрическими соотношениями:

    10 дм - 1м; 100см=1м

    Дети учатся обозначать новую единицу длины: м (без точки), измерять предметы с помощью новой единицы длины (шнур, доска, класс). В качестве инструмента используется метровая линейка или портновская лента.

    Учащиеся выполняют следующие задания:

    1) сравнение:

    Поставь знак сравнения 1 м * 99 см 1 м * 9 дм

    2) преобразование величин:

    Вырази единицы величин одного наименования через другие:

    5 м =... дм

    3 м 2 дм =... дм

    Выполняя преобразования, дети используют таблицы соотно­шений единиц длины: 1 м = 10 дм, 3 м — это в 3 раза больше, значит, 3 м = 30 дм, да еще 2 дм — всего получается 32 дм.

    Заполни пропуски: 56 дм =... м... дм

    Рассуждение: 56 дм — столько метров, сколько в числе 56 десятков.

    В прежних учебниках системы 1—4 с километром дети знако­мились в 3 классе, в новом издании этого учебника (2001) кило­метр изучают в 4 классе.

    Километр — это метрическая мера длины. Километр равен 1000 м. Записывается так 1 км (без точки). Детей можно познакомить с тем, что «кило» в переводе на русский обозначает «тысяча», «ки­ло-метр» — тысяча метров. Довольно трудно дать наглядное пред­ставление о километре, поскольку это достаточно большая мера длины. Учителя часто предлагают такой образ: размотаем катуш­ку ниток, а потом представим себе, что размотано 10 катушек ниток и вытянуто в длину — это и есть километр (стандартная катушка содержит 100 м). Полезно проделать такой опыт хотя бы с одной катушкой, поскольку ребенку трудно представить себе даже дли­ну катушки ниток, не говоря уже о километре:

    1 км =1000 м

     

     


    Сравни: Заполни пропуски:

    1 км * 1000 м 1 000 см =... м

    2 м 50 см * 2 м 5 см 5 000 м =... км

    В 4 классе в задания для преобразования и сравнения величин вводится новая единица:

    Миллиметр — метрическая мера длины. Миллиметр равен од­ной тысячной доле метра, т. е. десятой доле сантиметра. Записыва­ется так: 1 мм (без точки).

    1 см - 10 мм

    Школьники выполняют задания вида:

    1) измерение предметов (гвоздь, шуруп), выражение результа­
    тов в миллиметрах;

    2) вычерчивание отрезков разной длины: (9 мм, 6 мм, 2 см 3 мм);

    3) преобразование величин:

    Заполни пропуски: 620 мм =... см

    Рассуждение: в 620 мм столько сантиметров, сколько в числе 620 десятков.

    Заполни пропуски: 72 км 276 м =... м

    Рассуждение: вначале переводим километры в метры: 1 км = 1000 м, 72 км = 72 000 м да еще 276 м - 72 276 м

    4) сравнение:

    Сравни: 1 км * 100 м 7200 мм * 72 км

    В 4 классе составляется сводная таблица:
    1 км = 1000 м 1 м = 100 см 1 см = 10 мм

    1 м = 10 дм 1 дм = 10 см

    После составления данной таблицы детям предлагают задания на подбор подходящих единиц измерения:

    Заполни пропуски: 1... = 10... 1... = 100... 1... = 1000...






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.