Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Nи-jazz




Оркестр - это интересная затея, и к тому же с богатой традицией.Очевидно, что оркестр - это коллектив индивидуумов, и общий звук - эторезультат сложения их усилий. Но одновременно мы слышим оркестр как единоецелое, есть даже такой штамп " дыхание оркестра", имеется в виду, что оркестр- это единый организм. В этом парадоксе и заключен, мне кажется, секретпритягательности оркестровой музыки. Ну и, конечно, дело еще и в объемности, насыщенности, даже избыточности звука оркестра. Оркестр делает большой звук, много звука. Именно оркестровая музыка вызывает ассоциации с пространством, с архитектурой.Звук оркестра является своего рода моделью мироздания. Гармонияоркестра отражает гармонию сфер. Ну, не напрямую, конечно, отражает, и не втом смысле, что скрипачи и тромбонисты видят третьим глазом гармонию сфер итут же переводят ее в звук своих инструментов. Это было бы прекрасно, ноэто, к сожалению, не так.Я думаю, я не очень сильно погрешу против истины, когда заявлю, чтокаждая культура формирует всего один тип оркестра, один тип оркестровогосаунда. И этот саунд дает слушателю возможность своими ушами убедиться, какпрекрасна картина мира его цивилизации, как прекрасна гармония мироздания.Каждый раз слушатель полагает, что воспринимает именно гармониюмироздания в целом, так сказать, окунается в стихию вселенского счастья. Нона самом деле такого рода переживания возможны только в рамках той или инойкультурной традиции, то есть всемирная гармония нью-йоркского джазовогобиг-бэнда это совсем не то же самое, что космическая гармониязападно-европейского симфонического оркестра, и уж совсем не то же самое, что буддистская гармония индонезийского гамелана. У разных цивилизацийразные представления об устройстве космоса.Тут можно сделать маленькое замечание, что не только парадный саундбольших оркестров можно рассматривать как модель мироздания. Даже саундгнусной и вторичной попсы тоже обладает претензией на избыточность исамодостаточность. И, разумеется, на соответствие гармонии сфер и миручувств. И анализируя этот саунд, тоже можно было бы сделать далеко идущиевыводы о мировосприятии тех, кто его производит и потребляет.Ню-джаз, и вообще пресловутый британский клубный саунд - басовитый, лохматый и попрыгучий, - зашел уже очень далеко в деле имитации звука живыхинструментов и неуловимой джазово окрашенной атмосферы.На первый взгляд, все звуки - исключительно акустические. Бас никакогоотношения к синтетике не имеет. Тарелки - оголотело металлические иглуховато записанные, как и полагается на записях больших джазовыхоркестров. Клавишные - явно электрического происхождения, как и полагается вфанк-джазе.Слушая эту музыку, я все чаще с ужасом понимаю, что мои любимыеобижалки - типа " хаус-трек, собранный из звуков акустических инструментов" -действительности, вообще говоря, уже не соответствуют.В принципе, не очень понятно, за что эту музыку можно не любить? Ведьона - именно то, к чему так стремилась клубная культура много лет. В нейесть безусловный грув, на большой громкости она заводит слушателей. Тупой имонотонной она не воспринимается. Никакого выдуманного врагами человечестваминимализма в ней нет. Она звучит вполне натурально. Чтобы взлететь надполом, вам нужно легкое безумие? Пожалуйста, органные соло-партиивзвизгивают вполне иррационально. Маниакальности тоже хватает.Завтрашний день наконец наступил, забудь все, радуйся и двигай ребрами.Патологоанатом же, у которого позвоночник не гнется и лицо неулыбается, скажет вот что. Мы имеем дело с очень странным явлением.Исполнение желаний - опасная штука. Эта музыка кажется сыгранной вживую. Ноэто муляж. Живой барабанщик, который колотит по тарелке, через пять минутустает, он вообще часто промахивается, а момент экстаза, когда оркестр идетвразнос, не может быть долгим, а тут - пять-семь минут, и хоть бы хны. Моглибы в таком духе и дольше.Каждый трек ню-джаза - это момент оркестрового экстаза, высшая точкацелого длинного концерта. Этот момент длится, и длится, и длится... и всеникак не кончается. Я не раз злоупотреблял такого рода сравнением: современная семплерная музыка - это увеличенный под микроскопом мелкийфрагмент старой живой музыки. Я опять хочу злоупотребить этой метафорой.Раньше это самое " увеличение" предполагало просто копирование старой музыкии вклеивание выдранных из нее фрагментов на задний план банального хауса илибрейкбита. Теперь мы имеем дело с убедительным новоделом - собран целыйоркестр, атмосфера восстановлена крайне правдоподобно, но это по-прежнемузависание на одном-единственном убойном моменте. Музыка извивается какбезумная басовитая каракатица, но она по-прежнему статична, она застыла вточке энергетического максимума.Реальный биг-бенд звучит не так: не так напористо, не так плотно, нетак самоуверенно.Впрочем, мне кажется, что мастера соул-биг-бэн-дов, как скажем, КвинсиДжонс, имели в виду именно нечто подобное. Так что вполне возможно, такогосорта музыка - это реализация не только мечты британской клубной культуры, но и вообще всей соул- и фанк-традиции.И последний вопрос: почему это фиктивный оркестр? Дело не только в том, что ню-джаз, как правило, продукция одного человека. В реальном оркестремного воздуха, инструментам в нем просторно. Наверно, это соответствует томуобстоятельству, что небесные сферы, они же универсальные метафизическиесущности, гармонию которых отражает оркестр, находятся на некоторыхрасстояниях друг от друга. Биг-бэнд, с которым мы имеем дело, - этоакустический супермаркет, все полки которого плотно забиты яркими коробкамис вкусными и питательными товарами. В середине 90-х на этих полках стояликонсервы, теперь - настоящие помидоры, выращенные в теплице.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.