Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностическое направление. Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк






Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основная задача этого направления - это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Поэтому дефектологическое обследование обучающихся классов КРО должно содержать: изучение уровня умственного, речевого и моторного развития ребенка, особенностей гнозиса и праксиса, межанализаторного взаимодействия, характера произвольной деятельности ребенка; анализ письменных работ (качественную характеристику ошибок), наблюдение за учащимися в учебной фронтальной и индивидуальной деятельности, по необходимости, дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.

Важной особенностью диагностической работы учителя-дефектолога является ее направленность не столько на конечный результат деятельности ребенка, сколько на сам процесс ее выполнения. Известно, что при сходной симптоматике нарушения у разных детей его причины и механизмы могут быть неодинаковыми. Следовательно, и методы коррекционного воздействия, используемые в работе с учащимися, будут различными. Поэтому дефектологическое обследование опирается на качественный анализ разных аспектов нарушения, чтобы квалифицировать структуру дефекта.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

1) Первичная диагностика учащихся классов КРО. Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. (Протокол см. в Приложении дефектолога.)

2) Динамическое изучение учащихся. Про водится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося (протокол см. в Приложении дефектолога).

В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушения развития, выявления детей, подлежащих выводу в специализированные (коррекционные) учреждения 1-6, 8 вида. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь и май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося (см. Приложение). Этап динамического изучения включает в себя сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)

3) Этапная диагностика. Необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на психическое развитие детей, посещающих занятия дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.

4) Текущая диагностика. Направлена на обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.