Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое сопровождение






 

В настоящее время наблюдается тенденция усиления внимания работников разных образовательных учреждений к особенностям психического, физического, психосоматического развития детей разного возраста. Обусловлено это прежде всего тем, что постоянно возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями психического развития, несформированностью отдельных высших психических процессов, общей незрелостью и недоразвитием или повреждением становления эмоционально-волевой сферы. Такие дети в рамках образовательного процесса должны становиться и становятся адресатами специальной педагогической, дефектологической, логопедической и психологической помощи. Перед исследователями и практическими работниками образования, особенно педагогами-психологами, стоит проблема определения специфики психологического сопровождения таких детей, которая получает свое освещение в литературе (Н. В. Бабкина, Т. А. Добровольская, С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, С. Г. Шевченко и др.).

Психологическая работа с детьми с трудностями обучения и развития базируется на основных методологических, методических положениях системы психологического сопровождения детей обычных классов общеобразовательной школы (И. В. Дубровина, М. Р. Битянова и др.). Однако содержание и методы психологической диагностики данной группы детей, специфика коррекционного воздействия, тип индивидуализированных коррекционных программ обладают рядом отличий, первостепенно связанных с адресатом психолого-педагогической работы.

Контингент учащихся классов КРО неоднороден по своему составу. Это большая группа детей, имеющих в силу различных причин биологического, генетического, социального и психологического происхождения трудности обучения и адаптации к школе, в частности к социуму в целом. Как правило, ребенок класса КРО имеет целый арсенал трудностей, связанных со всей личностью учащегося. Поэтому для повышения его адаптивных возможностей, преодоления трудностей в обучении, отставания в развитии требуется всесторонний анализ актуального развития ребенка, учитывающий и ту социально-педагогическую среду, в которой растет ребенок, и те факторы (субъективные и объективные), которые влияют на формирование личности в целом.

Работа психолога с детьми классов КРО организуется во взаимодействии с другими специалистами и носит многослойный, многоуровневый характер. Содержание работы строится с позиции определения специфики и степени выраженности трудностей у ребенка, а не с позиции разделения обучающихся классов КРО по уровню психического развития. Обучающиеся подразделяются на группы, в которые входят дети со сходными специфическими задачами развития и психологического сопровождения. Учет вариативности развития учеников позволяет обеспечить их специальной адресной психологической помощью.

Необходимо также учитывать, что основной контингент обучающихся в классах КРО - дети с задержкой психического развития (разного типа и генеза). Соответственно, именно особенности развития их центральной нервной системы, сохранных и нарушенных сторон психики, личности таких детей ложатся в основу определения направления и типа коррекционной психологической работы.

Характеристика задержанного психического развития (ЗПР) основывается на понимании механизма нарушения - замедлении темпа развития, которое чаще всего обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Клинико-психологическая структура ЗПР отражает специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы (В. В. Лебединский, В. В. Ковалев и др.). Структура нарушения обладает рядом особенностей в зависимости от происхождения расстройства. Психолог, работающий с классами КРО, обслуживает в своей деятельности детей с ЗПР различного генеза (конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического), дифференцируя их по ведущим особенностям личностного и познавательного развития, влияющим на школьную и социальную адаптацию.

Таким образом, адресатами психологической помощи становятся не только дети с ЗПР, но также дети, страдающие от микросоциальной запущенности, от нарушений межличностных отношений в семье, дети, чье развитие было искажено многочисленными психическими травмами. Вследствие таких причин они не способны обучаться в стандартной образовательной среде и направляются в адаптивную и развивающую среду классов КРО.

Все эти аспекты отражаются в специфике психологического сопровождения детей классов коррекционно-развивающего обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.