Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая карта-характеристика школьника






Общие сведения о семье и условия жизни ребенка.

Тип семьи (полная, неполная).

Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образование и профессия).



Мать ____________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________

Количество детей в семье (другие члены семьи).

Материальные условия жизни семьи.

Жилищные условия.

Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних).

Состояние здоровья:

1. болезненность (сколько раз школьник болел в истекшем году, сколько дней в целом, характер заболеваний, их возможная связь с условиями жизни);

2. наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть):

- тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: грызение ногтей и др.;

- жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другие жалобы.

Школьник в системе воспитательных отношений в школе:

а) в системе «ученик – учитель» (соответствующее подчеркнуть):

§ отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии;

§ отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носит ситуативный характер;

§ отношения с учителями пока не складываются;

§ отношения с отдельными (большинством) педагогами носит конфликтный характер;

§ основные причины отчужденности, конфликтов _______________

_________________________________________________________

б) в системе отношений с одноклассниками (соответствующее подчеркнуть):

§ пользуются авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;

§ общаются лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты;

§ одноклассники относятся пренебрежительно;

§ авторитетом, доверием не пользуется.

Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений в семье:

1. Ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребенка авторитетом.

2. Положение ребенка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребенок привязан только к кому-то из родителей (родных), враждебен к остальным. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Его индивидуальные особенности и проблемы не учитываются в общении. Чувства защищенности в семье у ребенка нет.

3. Ребенок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребенка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.

Причины отчужденности и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений в системе отношений «школа – семья»:

1. Между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребенком.

2. Должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер.

3. Семья не стремиться к сотрудничеству со школой, не поддерживает ее воспитательных условий.

4. Другие особенности.

Уровень средовой адаптации школьника (соответствующее подчеркнуть)

§ достаточно высокий (положение школьника во всех или большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как благополучное);

§ недостаточно высокий (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как вполне благополучное);

§ недостаточный (положение школьника во всех сферах воспитательных отношений как вполне благополучное, а в отдельных как конфликтное);

§ на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).

Личностные качества, мешающие успешной адаптации школьника в микросреде (соответствующее подчеркнуть):

§ безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другие качества;

§ вредные привычки, другие наклонности.

Общественная позиция школьника:

а) общественное поручение школьника в классе (школе); отношение его к выполнению (соответствующее подчеркнуть):

§ ответственное и безответственное;

§ недостаточно ответственное;

§ безответственное; возможные причины безответственного поведения _______________________________________________

_________________________________________________________

б) круг домашних обязанностей школьника; отношение к их выполнению:

§ ответственное и добросовестное;

§ недостаточно ответственное;

§ безответственное.

Особенности учебной деятельности:

а) отношение ребенка к учебной деятельности в целом и к отдельным видам (соответствующее подчеркнуть):

§ охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремиться хорошо учиться;

§ интереса к учению пока нет, любимых предметов нет, учение воспринимает как долг; с интересом относится лишь к отдельным предметам (указать каким);

§ учиться неохотно, из-под «палки»;

б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:

- познавательной деятельности:

§ достаточно высокий на всех уроках;

§ достаточно высокий лишь на отдельных уроках;

§ в основном средний;

§ низкий;

- самостоятельности:

§ учебные задания в основном выполняются самостоятельно;

§ учебные задания выполняются при оказании 1-го вида помощи – стимулирующей;

§ учебные задания выполняются при оказании 2-го вида помощи – направляющей;

§ при выполнении учебных заданий чаще всего требуется 3-й вид помощи – обучающей;

- темпа:

§ темп деятельности выше среднего показателя класса;

§ темп деятельности близок к среднему показателю класса;

§ темп деятельности ниже среднего показателя класса;

§ темп деятельности заметно отстает от среднего показателя класса;

в) характер трудностей ребенка в учении:

§ общих, проявляющихся во всем предметам ___________________

________________________________________________________;

§ общих, проявляющихся в обучении конкретному предмету _____

________________________________________________________;

г) причины трудностей _________________________________________

___________________________________________________________.

 

Общая оценка итогов года:

§ успевает во всем предметам на «хорошо» и «отлично»;

§ успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»;

§ успевает в основном на «удовлетворительно»;

§ успевает «неудовлетворительно» по предметам (указать).

Педагогические выводы:

1. оценка динамики здоровья/нездоровья школьника (со средними показателями, соответствующее подчеркнуть):

§ улучшилось (сократилась заболеваемость, уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни, сократилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);

§ не изменилось (показатели практически без изменений);

§ ухудшилось (возросла заболеваемость, увеличилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);

2. оценка динамики средовой адаптации (по изменению ее уровня в сравнении с исходным):

§ уровень средовой адаптации стал выше;

§ существенно не изменился;

§ ухудшился;

3. оценка продвижения в формировании учебной деятельности; уровень учебной деятельности в ее основных характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в сравнении с исходным (соответствующее подчеркнуть):

§ стал выше;

§ существенно не изменился;

§ несколько снизился;

4. оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:

§ улучшилась;

§ практически без изменений.

 

Бланк интервью «Деятельность социального педагога в средней школе»

Нужен ли школе социальный педагог:

а) да, нужен;

б) нет, не нужен;

в) трудно сказать.

Если такой педагог школе не нужен, то почему?

Чем должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы?

 

Основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы Каким образом осуществляются рамках данного учебного коллектива (школы, класса)
   

 

Решением специфических проблем различных категорий учащихся:

а) работа с «трудными» учащимися: неуспевающими, пропускающими занятия, с детьми с девиантным поведением;

б) работа с замкнутыми, неконтактными, «изгоями», «отверженными» в своих учебных коллективах;

в) работа с часто болеющими детьми, детьми с отклонениями в физическом развитии, физическими дефектами (внешность, речь);

г) работа с детьми-чернобыльцами, переселенцами;

д) работа с одаренными детьми;

е) работа с детьми из малообеспеченных семей;

ж) работа с детьми из неблагополучных семей;

з) работа с другими категориями учащихся, какими?

Работа с семьями учащихся:

а) семьями с нарушением воспитательной функции;

б) семьями с нарушением коммуникативной функции, нарушением общения родители-дети;

в) семьями с родителями-девиантами;

г) другими семьями, какими?

Решением проблем общения и досуга:

а) решение проблем общения учащихся внутри учебного коллектива (школы, класса);

б) изучение неформальной структуры учебного коллектива (класса);

в) помощь в адаптации учащихся с нарушением общения;

г) помощь в разрешении скрытых и явных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;

д) помощь в разрешении возможных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;

е) изучение структур и направленности групп неформального общения («компания друзей»), в которые включены учащиеся;

ж) выявление интересов учащихся в сфер досуга;

з) организация системы досуговой деятельности и внеклассной работы.

и) других проблем, каких?

Решением проблем профориентации и занятости (временного и постоянного трудоустройства) учащихся.

 

Считает, что это необходимо Целенаправленно осуществляет в своей педагогической деятельности
   

Социальным воспитанием учащихся:

а) гражданских качеств;

   

б) общечеловеческих качеств.

   

Как Вы считаете, должны ли действовать в рамках средней школы детские и юношеские организации:

а) да;

б) нет;

в) трудно сказать?

Если да, то какие цели они должны преследовать?

Если нет, то почему?

В какой методической и организационной помощи Вы нуждаетесь?

В бланке интервью должно быть зафиксировано время (число), место (номер школы). Фиксация этих данных должна происходить не в ходе интервью, а после самого опроса. Протокол интервью должен содержать также фамилию интервьюера и его личные наблюдения (если таковые имеются) на отдельном листе.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАН БЕСЕДЫ «СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ»

 

Побеседуйте с социальным педагогом по следующим вопросам:

1. Какие категории детей и подростков выделяет в своей работе социальный педагог?

2. Выделяет ли социальный педагог такую категорию детей, как одаренные дети?

Как он налаживает с ними взаимодействие?

3. Как выстраивает работу с одаренными детьми?

4. В чем заключается содержание работы социального педагога с трудными детьми и детьми «группы риска»? Какие формы взаимодействия с ними чаще всего использует социальный педагог?

5. Сколько детей в учреждении, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних? Сколько детей-сирот, детей-инвалидов? Владеет ли такой информацией социальный педагог? Как он ее получает?

6. Какую социально-педагогическую помощь оказывает социальный педагог детям разных категорий?

7. Как он выстраивает свою работу с детьми (если такие есть), испытывающими негативное воздействие по месту жительства, учебы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, унижение, приобщение к наркотикам, алкоголю, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, ставшие причиной социальной дезадаптации)?

8. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог в работе с детьми и подростками различных категорий?

9. Налажено ли сотрудничество социального педагога с кружковыми руководителями, администрацией учебно-воспитательного учреждения, родителями, общественностью по организации работы с детьми различных категорий? Какую поддержку и помощь они ему оказывают?

10. Какая работа проводится социальным педагогом по профилактике негативных явлений среди детей и подростков?

Как Вам нравится работа социального педагога в учебно-воспитательном учреждении с детьми и подростками различных категорий (трудные дети, дети-инвалиды, дети «группы риска», одаренные дети и т.д.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.