Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методические рекомендации по проведению первой социально-педагогической практики






Курс

(3 недели)

Учебная практика осуществляется на базе общеобразовательной школы и является важным этапом практической подготовки будущего социального педагога.

Практика предусматривает закрепление профессиональных знаний и реализацию их в практической деятельности, обеспечивает овладение студентами основными умениями, необходимыми для работы социального педагога в условиях учреждений образования.

Цель практики – формирование профессиональных умений и навыков будущих педагогов социальных, необходимых для социально-педагогической работы в условиях общеобразовательной школы.



Задачи практики:

1. Ознакомление со спецификой социально-педагогической работы в условиях школы, ее организацией.

2. Изучение форм и методов работы социального педагога в общеобразовательной школе.

3. Формирование умений самостоятельной работы с детским коллективом, классным руководителем и другими специалистами.

4. Формирование мотивации к социально-педагогической деятельности, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

Требования к профессиональным знаниям, и умениям студента

После прохождения практики студент второго курса должен знать:

- специфику работы социального педагога в общеобразовательной школе;

- особенности планирования и ведения отчетной документации;

- характеристики основных групп детей, нуждающихся в помощи социального педагога: детей-сирот, детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей группы риска;

- основные проблемы детей данных категорий и специфику оказания им социально-педагогической помощи;

- этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и ребенка;

уметь:

- планировать собственную деятельность;

- применять базовые научно-теоретические знания для решения практических задач социально-педагогической работы в школе;

- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем, обладать способностью к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

- организовывать и осуществлять социально-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования.

Организационно-методические рекомендации по проведению первой социально-педагогической практики

Учебная практика студентов 2 курса проходит на базе общеобразовательной школы.

Во время практики студент работает помощником социального педагога (наблюдение, учебно-исследовательская работа, составление социально-педагогической характеристики школы, микрорайона, учащегося, организация диалога с родителями, посещение семьи и составление акта обследования жилищно-бытовых условий семьи).

С первого дня практики необходимо вести дневник практики, в которой фиксируются сведения, информация, документация, материалы, полученные в ходе практики, а также учебные задания, определяемые содержанием учебной практики.

За время практики нужно пополнить копилку методических материа­лов (диагностических, коррекционных, консультативных, профилактических, досуговых и других видов деятельности).

В последний день практики на базе учреждения образования проводится круглый стол по итогам практики с участием студентов-практикантов, социальных педагогов, групповых методистов практики.

На итоговую конференцию по социально-педагогической практике подготовить творческий отчет, материалы стенной печати, выставку методических материалов. Форма контроля – дифференцированный зачет.

Отчетная документация

1. Дневник ученой практики с индивидуальным планом работы на период практики и с ежедневными записями о проделанной работе, ее анализом и выполненными заданиями (Приложение №1).

2. План работы социального педагога на третью четверть.

3. Карта-схема взаимодействия социальных институтов микрорайона, в котором находится учреждение образования.

4. Материалы изучения семьи.

5. Копилка методических материалов.

6. План-конспект воспитательного мероприятия.

7. Отчет о практике с обязательным самоанализом социально-педагогической деятельности.

8. Характеристика с оценкой с места прохождения практики.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Задания Виды деятельности
Подготовительный этап
1. Знакомство с программой практики. Участие в работе установочной конференции.
Общеобразовательная школа в системе социализации ребенка
1. Составление индивидуального плана работы. Совместно с методистом практики разработать индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения.
2. Знакомство с общеобразовательной школой, ее условиями, материальной базой. В ходе осмотра школы обратите внимание на планировку здания, художественно-информационное оформление интерьера вестибюля, фойе. Отметьте оборудование и оснащение актового зала, физкультурного зала, классов. В ходе беседы с представителями администрации выясните следующие вопросы: • кадровое обеспечение школы; • характеристика контингента учащихся; • достижения и проблемы школы в образовательно-воспитательном процессе; • система профильных классов; • деятельность детских и молодежных организаций и объединений.
3. Знакомство с деятельностью СППС школы. В ходе беседы с социальным педагогом выяснить следующие вопросы: • структура СППС учреждения образования; • цели и задачи службы; • основные направления деятельности; • содержание и формы взаимодействия социального педагога, педагога-психолога; • перечень основных документов педагога социального.
4. Изучение функций педагога социального. В ходе интервью с социальным педагогом выяснить следующие вопросы: • нужен ли школе социальный педагог; • чем, на Ваш взгляд, должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы; • основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы; • каким образом осуществляется социальная работа в рамках данной школы; • какие трудности испытывает педагог социальный при организации социально-педагогической деятельности в школе. Ответы зафиксировать, проанализировать и сделать вывод о том, каковы важнейшие функции педагога социального данной школы.
5. Знакомство с организацией труда педагога социального. Изучите организацию рабочего места педагога социального, график работы, оборудование, оснащение и функционирование социально-педагогического кабинета.
6. Распределение студентов по классам. Распределитесь по классам согласно предложениям социального педагога школы, познакомьтесь с классным, изучить расписание уроков и классных часов своего класса. При ознакомлении с социально-педагогической документацией, материалами школы, углубленно изучить информацию о своем классе.
Рабочая документация педагога социального школы
1. Изучение материалов по планированию работы. Изучите и проанализируйте материалы по планированию: • аналитический отчет по социально-педагогической работе за прошедший учебный год, цели и задачи, поставленные на новый учебный год: • годовое планирование; • еженедельное планирование; • план работы на месяц (четверть)
2. Составление плана работы педагога социального на четверть На основе годового плана социального педагога школы составьте план работы на четверть и оформите для отчетной документации.
3. Изучение социально-педагогического паспорта школы, класса. Изучите и проанализируйте социально-педагогический паспорт школы, класса, сделайте выводы о том, каковы должны быть приоритетные направления работы социального педагога данного учреждения. Изучите, проанализируйте социальный паспорт своего класса, выявите категории детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.
4. Изучение социально-педагогический паспорт школы, класса Познакомьтесь с материалами банков данных, проанализируйте их: • учащиеся “группы риска” (состоящие на ВШК); • учащиеся, состоящие на учете в ИДН; • многодетные семьи; • неблагополучные семьи; • дети-инвалиды; • учащиеся, находящиеся на опеке и др. Дополнительные формы ведения банков данных фиксируют в рабочую тетрадь. Углублено изучите информацию банков данных по своим классам.
5. Знакомство методикой и формой ведения журналов. Познакомьтесь с методикой и формой ведения журналов: • журнала учета консультаций; • журнала посещений на дому; • картой социально-психологического сопровождения и др. Формы ведения журналов зафиксируйте в рабочие тетради.
6. Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы Изучите целевые комплексные воспитательные программы школы. Определите направленность, содержание, формы и методы реализации программ.
7. Проведение диагностики микрорайона школы и составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы Проведите диагностику микрорайона школы и составьте социально-педагогический паспорт микрорайона школы. Для этого в ходе беседы с социальным педагогом выяснить следующие вопросы: • целесообразность изучения и анализа возможностей микрорайона; • социально-педагогический потенциал микрорайона; • материальная база микрорайона; • формы и методы использования положительных тенденций микрорайона; • негативные особенности микрорайона; • направления деятельности и формы сотрудничества социального педагога в микрорайоне школы. Вариант 1. Изучите, проанализируйте (при наличии) социально­ педагогический паспорт микрорайона школы. Вариант 2.Составьте социально-педагогический паспорт микрорайона школы.
Методика работы педагога социального школы
1. Изучение методики социально-педагогических взаимодействий социального педагога. Проанализируйте (по возможности) проведение разнообразных форм работы социального педагога: • индивидуальные формы (индивидуальные беседы, консультирование, совместная работа с педагогом-психологом, инспектором ИДН и др.; • групповые формы (проведение тренингового занятия, беседы, консультирование и др.); • коллективные формы (конференции, работа Совета профилактики, работа комиссии по делам несовершеннолетних и др.). Проанализируйте деятельность социального педагога, определите, как он реализует свои права, выполняет должностные обязанности.
2. Изучение системы работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении. Изучите нормативно-правовые документы по данному заданию. Изучите и зафиксируйте в дневниках систему работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, формы и методы работы с данной категорией детей. Изучите и проанализируйте материалы, документацию по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении.
3. Знакомство с системой работы социального педагога с категориями детей, нуждающихся в социальной помощи. С этой целью в беседе с социальным педагогом выяснить следующее: • формы ведения документации по работе с социальными объектами (дети с девиантным поведением, находящиеся на опеке, дети- инвалиды, многодетные, малообеспеченные и др.); • содержание, формы и методы социально-педагогической работы с данными категориями детей; • трудности и достижения в работе социального педагога по решению проблем данной категории детей.
4. Разработка рекомендации по проведению социально-педагогической работы с детьми. Выберите из своего класса определенную категорию детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи (учащиеся “группы риска", дети-инвалиды, учащиеся, нуждающиеся в опеке и др.), разработайте и обоснуйте рекомендации по проведению социально-педагогической работы с данной категорией детей.
5. Изучение основных направлений деятельности, содержания, форм и методов работы социального педагога с семьей. В ходе беседы с социальным педагогом определите основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей. Изучите, проанализируйте материалы, документацию по работе с семьей.
6. Изучение семьи школьника. Выберите из своего класса конкретного ребенка и составьте программу изучения его семьи, информацию получите у социального педагога, классного руководителя, через анализ документации, беседу с ребенком. Совместно с социальным педагогом, инспектором ИДН примите участие в рейде (посещение семьи). Проанализируйте методы работы с родителями. Составьте акт обследования семьи.
Самостоятельная работа в классах
1. Осуществление самостоятельной работы в классах. Проводите самостоятельную работу в своих классах, выполните следующие задания: • составьте план работы на 2 недели; • ведите наблюдение за классным коллективом; • проведите социально-психологическое изучение личности школьника, составьте социально-педагогическую карту-характеристику школьника; • примите участие в социально-значимых делах класса (школы); • подготовьте и проведите мероприятия в классе по правовому воспитанию, по формированию ЗОЖ (тематика по социальному запросу); • изучите семьи школьника; • проведите работу с родителями (совместно с социальным педагогом); • посетите семьи (совместно с социальным педагогом), составь­ те акта обследования семьи; • проведите исследования по теме курсовой работы. Результаты самостоятельной работы студенты отражают в рабочих тетрадях.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.