Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Издержки формирования и поддержания запасов






 

Задачи управления и причины создания запасов в системе дистрибьюции ГП фирмы-производителя имеют как сходство, так и принципиальные различия по отношению к снабжению и произ­водству, связанные в основном с учетом и прогнозированием ди­намики спроса.

Основными причинами и, соответственно, задача­ми создания запасов в дистрибутивных каналах являются:

1. сокраще­ние транспортных расходов,

2. поддержка непрерывности производ­ства,

3. учет сезонных колебаний спроса,

4. улучшение потребительс­кого сервиса,

5. лучшее использование трудовых ресурсов фирмы.

Задача сокращения расходов на транспортировку ГП потреби­телям за счет создания запасов в системе дистрибьюции аналогич­на рассмотренной выше задаче для каналов снабжения. Отправка ГП крупнотоннажными партиями, как правило, позволяет фирме получить значительную экономию на транспортных издержках. До тех пор, пока затраты на создание и поддержание запасов (связанные с крупнотоннажными отправками) меньше транспортных рас­ходов прямой доставки ГП потребителям (ритейлерам), фирме вы­годно поддерживать складские запасы. Рациональность создания запасов в этом случае должна соотноситься с ухудшением потреби­тельского сервиса (из-за замедления доставки ГП), издержками транзита и возможной потерей объема продаж.

Одной из важных причин создания запасов ГП в физическом распределении является поддержание стабильности и непрерывно­сти производственно-логистического цикла.

Также как для снабженческих каналов в системе дистрибьюции могут создаваться запасы, необходимые для реагирования на се­зонные колебания спроса. Если производственных мощностей фир­мы может не хватить для удовлетворения резкого возрастания спроса в отдельные периоды времени, производитель должен постоянно пополнять сезонные запасы, хранимые на складах, максимально приближенных к местам прогнозируемого повышения спроса. Ана­логично другим задачам решения логистического менеджмента должны оптимизировать уровни складских запасов по критерию мини­мума общих издержек.

В современных условиях одной из главных причин создания за­пасов ГП в дистрибутивных каналах является наилучшее удовлет­ворение требований потребителей к качеству товаров и сопутству­ющего сервиса.

Наконец, создание запасов в дистрибьюции позволит повысить устойчивость трудового потенциала и стабильность использования трудовых ресурсов фирмы. Если производство только отслеживает спрос, могут возникать ситуации, когда при резком уменьшении спроса отпадет необходимость полной загрузки производственных мощностей, что влечет за собой сокращение производственного и частично управленческого персонала. В этом случае могут быть по­теряны квалифицированные кадры, нарушена устойчивость трудо­вого коллектива, которые в перспективе могут нанести фирме го­раздо больший ущерб, чем производство в запас.

С рассмотренными типами запасов связаны определенные виды издержек. Общие затраты на создание и поддержание запасов (inventory carrying costs) складыва­ются из следующих основных групп:

1. капитальные затраты (capital costs, interest or opportunity costs);

2. затраты на хранение (storage costs, storage space costs);

3. затраты по текущему обслуживанию запасов (inventory service costs);

4. стоимость рисков, связанных с запасами (inventory risk costs).

Рассмотрим выделенные группы затрат более подробно. (таблица 8.1.)

Капитальные затраты характеризуют, какой капитал фирмы отнесен на создание запасов с позиций других (альтернативных) пу­тей его использования (например, для целей маркетинга, повыше­ния производительности труда и т.п.). Эти затраты составляют по­давляющую часть затрат на создание и поддержание запасов (табл. 8.1). На практике определение этих затрат представляет значитель­ную сложность. Один из способов вычисления капитальных затрат заключается в определении средней или минимальной нормы про­цента возврата на вложенный капитал (новые инвестиции), т.е. оценки, аналогичной решениям менеджмента фирмы по вложе­нию средств в рекламу, новое строительство или технологическое оборудование. Часто эту норму, называемую на Западе «hurdle» rate («барьерная» норма), устанавливают на уровне минимальной нор­мы прибыли или рентабельности. Например, если капитал, вложенный в запасы, составляет 500 000 $, а норма возврата — 15% то капитальные затраты будут равны 75 000 $ в год.

Затраты на хранение запасов включают расходы на операции грузопереработки продукции на складе, арендную плату (за арендуе­мые складские помещения и оборудование), эксплутационные зат­раты (плата за электроэнергию, тепло- и водоснабжение, текущий ремонт и т.п.), заработную плату складского персонала, амортиза­ционные отчисления. Затраты на хранение зависят от уровней запа­сов, причем структура их различна в зависимости оттого собствен­ные склады или склады общего пользования использует фирма.

Затраты, связанные с текущим обслуживанием запасов, в ос­новном состоят из налогов и страховки. Страховые платежи в зна­чительной степени зависят от вида и стоимости МР или ГП, а также их степени защищенности от повреждений, пожара и т. п.. В большинстве случаев налоги на запасы начисляются по состоянию на день оценки запасов или на средний уровень в течение опреде­ленного периода времени.

В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят потери, связанные с физическим и моральным устареванием (из­носом) продукции при хранении, которые сказываются в конеч­ном итоге на ее цене. Особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Потеря качества продукции, свя­занная с ее хранением, может быть оценена как прямая потеря некоторого объема МР или ГП, потеря от брака или как стоимость вторичных ресурсов.

Потери из-за отсутствия, запаса возникают в том случае, если размещенный ранее заказ не может быть удовлетворен из складс­кого запаса, где он обычно реализовывался.

Различают два вида таких потерь:

1. прямые потери объема продаж

2. потери от дефицита.

Прямые потери продаж связаны с ситуацией, когда покупатель не видит нужного ему товара на полке магазина (у оптовика, по­ставщика). В этом случае потери — это недополученная прибыль из--за отсутствия акта продажи.

Потери из-за дефицита возникают из-за невыполнения постав­щиком конкретного заказа потребителя, который мог бы быть удов­летворен из складского запаса. В этом случае срыв поставки или недопоставка может быть компенсирована через определенное вре­мя, однако уже с дополнительными издержками: штрафами, неус­тойками за невыполнение условий поставки.

В обоих вариантах отсутствие запаса может привести к ухудше­нию имиджа производителя товара (поставщика), потери части клиентуры, потенциальных покупателей и другим негативным по­следствиям, которые трудно оценить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.