Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По выполнению программы практики






Педагогическая практика в учреждениях СПО способствует профессиональному формированию студента, развитию его психических и личностных свойств и качеств. Поэтому практиканту следует ориентироваться на достижение определенных уровней развития педагогических умений как одну из личностно значимых целей. Постановка такой цели направлена на обеспечение самоконтроля, самооценки, самодиагностики и самоанализа достигнутых результатов, что способствует совершенствованию педагогического мышления, педагогической рефлексии, мотива­ции профессиональной деятельности.

В ходе практики студентам важно самостоятельно отслеживать динамику своего уровня готовности к преподавательской деятельности. При оценивании имеющихся знаний и умений можно воспользоваться, например, следующими уровнями:

1 уровень (нулевой) — студент не владеет педагогиче­скими умениями, пытается интуитивно осуществить профессио­нальные действия, но безуспешно;

2 уровень (репродуктивный) — студент сознательно стре­мится применить знания на практике, допускает ошибки и недо­четы, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;

3 уровень (продуктивный) — студент проявляет самостоя­тельность в выборе и осуществлении профессиональных дейст­вий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;

4 уровень (творческий) — студент стремится осуществ­лять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстри­рует свободное владение педагогическими умениями.

Знание своего текущего уровня готовности к практической деятельности преподавателя педагогического училища (колледжа) помогает ставить и достигать индивидуальные цели в рамках программы практики, что отвечает современным требованиям личностного и деятельностного подходов.

Важно помнить, что примерная номенклатура целей профессиональной педаго­гической деятельности включает следующее:

q совершенствование педагогического мастерства;

q овладение конкретной педагогической технологией;

q разработку собственных вариантов про­граммного обеспечения преподаваемого предмета;

q достижение высоких результатов в обучении;

q создание собственной образовательной технологии;

q реализацию современных подходов к пе­дагогическому процессу;

q достижение признания коллег;

q изучение новаторского опыта;

q организацию работы с коллегами по решению актуаль­ных психолого-педагогических проблем;

q анализ собственного опыта работы с учащи­мися (или их родителями) и обобщение его;

q развитие профессионально значимых свойств и качеств индивидуальности и личности. [1]

Самостоятельное определение индивидуальных целей педагогической практики на основе данных диагно­стики и номенклатуры педагогических умений, профессио­нально значимых свойств и качеств способствует развитию целеполагания как компонента педагогической деятельности.

Примерная номенклатура индивидуальных целей:

q формирование конкретных умений;

q применение умения в деятельности преподавателя педагогического училища (колледжа);

q проверка эффективности умений (уже сфор­мированных) в реальных педагогических ситуациях;

q рефлексия в реальном педагогическом процессе;

q формирование качеств педагогического мышления;

q развитие учебной и профессиональной мотивации;

q развитие профессионально значимых качеств (например, терпения, отзывчивости, доброты и др.);

q овладение приемами управления собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с учащимися, коллегами.

Практиканту важно помнить, что качествен­ными характеристиками педагогического мышления являются гибкость, системность, оперативность, мобильность, креатив­ность. В ходе практики от преподавателя требуется либо мгно­венно принять решение (проявить оперативность мышления), либо изменить что-то в своих словах или действиях (проявить гибкость мышления), либо интуитивно, неожиданно для себя найти необычный ход рассуждений, неизвестный ранее способ обучения (проявить креативность мышления).

При наблюдении уроков преподавателей колледжа, коллег-практикантов, при анализе самостоятельно проведенных уроков целесообразно отмечать в дневнике те учебные ситуации, в которых возможны другие способы педагогической деятельности, продумывать и описывать эти способы, выделять связь между этапами одного урока, между серией уроков по теме. Выполнение данного указания позволит практиканту увидеть, как развиты гибкость и системность его педагогического мышления, наметить перспективы своего развития.

В целом, в ходе производственной практики в учреждениях СПО совершенствуется комплекс характеристик будущего специалиста ДО, отражающих его готовность к самостоятельному выполнению про­фессиональных действий и проявлению профессионально значи­мых свойств и качеств личности: уровень владения психолого-педагогическими, общенауч­ными и методическими знаниями и умениями; уровень сформированности педагогических умений; уровень развития мотивации педагогической деятельности; уровень развития педагогического мышления; уровень сформированности самоанализа и самооценки как компонентов педагогической деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.