Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за соблюдением социальных прав человека и гражданина 4 страница






При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам также надлежит руководствоваться указанием Генпрокуратуры РФ от 17.06.1996 N 31/7 " Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона " О ветеранах".

Много нарушений выявляется прокурорами в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, реализация которых могла повлечь ущемление законных прав и интересов ветеранов войны, инвалидов, престарелых и иных социально незащищенных категорий граждан на обеспечение жильем, в частности:

- в нарушение Федерального закона " О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 " Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" обеспечение жильем указанной категории граждан ставится в зависимость от даты постановки их на жилищный учет;

- в нарушение Федерального закона " О ветеранах" размер субсидии для инвалидов войны и иных категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, администрациями субъектов РФ определяется из расчета общей площади жилого помещения на одного человека меньше, чем установлено в указанном законе;

- законодательными актами субъектов РФ устанавливаются отличные от федерального законодательства требования относительно сроков постановки на учет и размера предоставляемой жилой площади ветеранам войны;

- муниципальные власти в нарушение федерального законодательства принимают нормативные акты об установлении уровня благоустройства жилых помещений; при этом к благоустроенному и отвечающему установленным санитарно-техническим требованиям относят жилье, в котором имеется печное отопление, отсутствует ванная комната и водоотведение;

- несмотря на то что определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу ст. 12 ЖК относится к компетенции органов государственной власти РФ, органами местного самоуправления утверждались нормативные правовые акты о порядке признания граждан, постоянно проживающих на подведомственной территории, малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;

- органами местного самоуправления незаконно устанавливались нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан на подведомственной территории, тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 ЖК эти органы не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и участников войны, а также других категорий граждан, приравненных к ним;

- установление органами местного самоуправления размера оплаты за пребывание в муниципальных учреждений здравоохранения, превышающего предельный уровень оплаты социальных услуг, определенных постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 473 " О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";

- незаконное установление органами местного самоуправления правил бесплатного проезда льготным категориям граждан в общественном транспорте только в определенные дни недели;

- определение муниципальными образованиями размера денежной компенсации на твердое топливо льготным категориям граждан исходя не из общей площади занимаемого помещения, а только из жилой, чем нарушались требования, установленные в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 " О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";

- установление органами местного самоуправления норм отпуска твердого топлива льготным категориям граждан в размере ниже, чем определено субъектом РФ;

- в нормативных правовых актах, затрагивающих права и интересы инвалидов, ветеранов, престарелых и иных социально незащищенных категорий граждан, выявлялись нормы, носящие коррупциогенный характер, в частности: а) при установлении льгот инвалидам, ветеранам и иным категориям социально незащищенных граждан, оказываемых в учреждениях социального обслуживания населения, не был прописан конкретный порядок предоставления льгот; б) при определении порядка расходования средств, предусмотренных на реализацию программ социальной защиты населения, для правоприменителя устанавливались необоснованно широкие пределы усмотрения (отсутствие сроков, условий и оснований для принятия решений об оказании материальной помощи ветеранам войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления и их должностных лиц);

- допускались факты несвоевременного оспаривания незаконных нормативных правовых актов.

Основными источниками информации о нарушениях прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров являются жалобы, заявления и обращения граждан, представителей общественных организаций, ветеранов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, органов власти, местного самоуправления. Немаловажен регулярный анализ материалов гражданских дел. Следственная практика в совокупности с судебной указывает на характер злоупотреблений, связанных с совершением хищений или нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с Федеральным законом " О ветеранах". Кроме того, в качестве источников информации могут использоваться статистические, аналитические и иные данные органов социальной защиты населения, здравоохранения, Минфина России, Казначейства России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Интерес для прокурора могут представлять следующие формы федерального статистического наблюдения: N 94-ПЕНСИИ " Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий", N 1-ЕДВ " Сведения о ежемесячных денежных выплатах отдельным категориям граждан в связи с изменением формы предоставления льгот по расходным обязательствам Российской Федерации", N 9-Ф (ПФ) " Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации", N 9-Ф (СС) " Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации", N 9-Ф (ОМС) " Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования", N 3-собес (сводная) " Сведения о стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей)", N 4-собес (сводная) " Сведения об учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий", N 6-собес " Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", N 5-собес " Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства", N 47 " Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения". В них, в частности, можно получить сведения по спискам лиц, имеющих соответствующие удостоверения, нуждающихся в предоставлении жилой площади, о количестве жалоб и заявлений, а также их характере.

В органах здравоохранения можно почерпнуть сведения о количестве граждан, состоящих на учете в медицинских учреждениях, степени заболеваемости такой категории граждан, обслуживании их в аптеках по бесплатным рецептам, о размерах и порядке предоставления лекарственных препаратов; в органах социальной защиты, подразделениях Пенсионного фонда РФ, региональных подразделениях Минфина России, региональных органах власти - о произведенных целевых выплатах, финансировании расходов, наличии задолженности по отдельным видам выплат.

Прокурор в процессе проверки выясняет: перечень учреждений, осуществляющих социальные услуги на территории города, района; в полном ли объеме предоставляются социальные услуги, нет ли фактов необоснованного отказа в предоставлении гарантированного объема услуг, не предоставлялись ли социальные услуги другим категориям граждан, не имеющим на это право по жизненным показаниям. Порядок предоставления социальных услуг бесплатно или на условиях частичной или полной оплаты установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 473.

Проводя проверку в органах социальной защиты, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, военкоматах, учреждениях здравоохранения, необходимо ознакомиться с учетной документацией (личные дела, карточки, архивные данные), с врачебными заключениями и медицинскими справками, финансовыми документами, касающимися поступления и использования денежных средств, порядка оплаты предоставляемых льготным категориям граждан за счет бюджетных средств.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах, инвалидах войны. Проверка исполнения законодательства о ветеранах предполагает выяснение в органах исполнительной власти и местного самоуправления следующих вопросов: созданы и функционируют ли соответствующие структуры по делам ветеранов; законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту ветеранов войны и труда.

При проведении проверки в учреждениях социальной защиты обращается внимание на следующее: соответствуют ли учетные данные о количестве ветеранов, учтенных этими органами, данным военных комиссариатов и органов здравоохранения; соблюдается ли порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с реализацией права ветеранов на льготный проезд. В подразделениях органов местного самоуправления, занимающихся вопросами учета и распределения жилья, в органах жилищно-коммунального хозяйства прокурор выясняет: соблюдаются ли правила принятия на учет для улучшения жилищных условий (внеочередное и первоочередное право); исполняются ли требования регионального законодательства о 50%-ной скидке в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда. В органах пенсионного обеспечения надлежит проверить: обеспечивается ли право на две пенсии участников войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, других категорий на надбавку к пенсии по старости; как реализуется право неработающих лиц из данной категории на санаторно-курортное лечение. Вопросы льготного обеспечения ветеранов лекарствами, а также зубными протезами и другими изделиями медицинского назначения следует проверять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и фармацевтических (аптечных) организациях независимо от формы собственности, которые должны создавать резерв указанных средств.

Проводя проверку исполнения законодательства об инвалидах, необходимо проанализировать региональные целевые программы, направленные на решение проблем инвалидности и инвалидов, а также индивидуальные программы реабилитации инвалидов на предмет полноты реабилитационных мероприятий, предусмотренных этими программами.

Приступая к проверке в органе исполнительной власти, органе местного самоуправления, нужно получить сведения: о численности инвалидов, детей-инвалидов; количестве учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе стационарных учреждений, домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-инвалидов; лимите наполняемости и фактическом количестве детей в них; жалобах по фактам нарушения прав инвалидов, детей-инвалидов, своевременности и полноте их рассмотрения. В числе прочих выяснению подлежат следующие вопросы: а) законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту инвалидов, детей-инвалидов; б) соблюдается ли порядок направления граждан на медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), ее проведения, переосвидетельствования и выдачи медицинских заключений; в) не ущемляется ли право граждан на обжалование решений МСЭК; г) соответствуют ли данные о количестве инвалидов, детей-инвалидов, учтенных органами социальной защиты, данным органов здравоохранения и образования. Несоответствие численности в разных службах может привести к нарушению прав инвалидов на бесплатную медицинскую помощь, лекарственное, санаторно-курортное обеспечение, образование; неучтенная категория не предусматривается при формировании бюджета территории, финансировании целевых программ, составлении программы обязательного медицинского страхования.

При проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в жилищных органах, осуществляющих регистрацию недвижимости, службах жилищно-эксплуатационного хозяйства устанавливается: а) обоснованно ли предоставляются жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования и по назначению ли используется жилье в этих домах; б) законно ли отчуждается приватизированное жилье (договоры купли-продажи, мены, дарения); необходимо выяснить судьбу пожилых, одиноких, а также психически больных, чьи права собственника нарушаются приватизационными сделками; в) ведется ли учет одиноких и пожилых нанимателей и собственников жилья в целях защиты от криминальных посягательств на их жилище муниципальными органами, кондоминиумами, жилищно-строительными кооперативами; г) исполняются ли требования по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В учреждениях органов образования, здравоохранения, социальной защиты обращается внимание на следующие вопросы: а) установлен ли порядок сбора, оформления, предоставления материалов и документов, необходимых для реализации инвалидами установленных законом прав и льгот; б) реализуются ли права инвалидов на бесплатное получение лекарств, других медицинских средств, имеются ли факты отказа аптечными учреждениями в выдаче бесплатных лекарств инвалидам; в) соблюдаются ли права инвалидов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических и других протезных изделий за счет средств бюджетных средств; г) исполняются ли требования Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности, размеры пенсий); д) законны ли выплаты других социальных пособий и компенсаций, своевременны ли они; е) осуществляется ли органами социальной защиты контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания, имеются ли случаи нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, какие меры принимались при этом к учреждениям социального обслуживания.

На предприятиях и в территориальных органах государственной службы занятости населения надлежит выяснить: а) соблюдаются ли требования законодательства об обеспечении занятости инвалидов, установлении 3%-ной квоты для приема их на работу, минимального количества специальных рабочих мест и их резервирования по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; б) стимулируется ли деятельность предприятий, учреждений, организаций по предоставлению инвалидам дополнительных рабочих мест; в) создаются ли инвалидам надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, организованно ли обучение инвалидов новым профессиям.

В отношении соблюдения жилищных прав инвалидов и ветеранов войны установлению подлежат вопросы: а) обеспечены ли за счет средств федерального бюджета жильем инвалиды, ветераны войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; б) реализуется ли право инвалидов войны на внеочередную установку квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); в) не нарушается ли право инвалидов и ветеранов войны на оплату в размере 50% коммунальных услуг; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов и ветеранов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

При проверке соблюдения прав на социальную защиту граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выясняется соблюдение требований: а) о бесплатной или частичной оплате оказания медицинской помощи, проведении диспансеризации, приобретении лекарств бесплатно либо на льготных условиях; б) внеочередном обслуживании в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; в) бесплатном ежегодном санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля; г) выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% фактического заработка, в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы; д) доплате до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, которая производится за счет предприятий, учреждений, организаций до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; е) предоставлении ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для пострадавших время, а также дополнительного оплачиваемого отпуска для определенных категорий пострадавших продолжительностью 14 календарных дней; ж) обеспечении благоустроенной жилой площадью, предоставлении благоустроенных жилых помещений; з) бесплатном проезде по территории РФ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; и) бесплатном или частично оплачиваемом проезде один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортном на территории РФ и др.

 

6.3.6. Надзор за соблюдением прав потребителей*(95)

 

Законом РФ " О защите прав потребителей" гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. В преамбуле Закона потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК, другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, в том числе продуктами питания (Законы РФ от 14.05.1993 N 4973-1 " О зерне", от 14.05.1993 N 4979-1 " О ветеринарии", Федеральные законы от 05.07.1996 N 86-ФЗ " О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", от 02.01.2000 N 29-ФЗ " О качестве и безопасности пищевых продуктов"); лекарственными средствами и оказания медицинских услуг (Федеральные законы от 08.01.1998 N 3-ФЗ " О наркотических средствах и психотропных веществах", от 12.04.2010 N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств"); алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукцией (Федеральные законы от 22.11.1995 N 171-ФЗ " О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 10.07.2001 N 87-ФЗ " Об ограничении курения табака"); оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ " Об оружии"); выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.

Самостоятельную группу составляют законодательные акты, нормы которых ориентированы на охрану обязательных требований и условий организации и функционирования потребительского рынка: определение правоспособности субъекта и специфики организации его деятельности в сфере потребительских отношений (федеральные законы от 22.05.2003 N 54-ФЗ " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 26.06.2008 N 102-ФЗ " Об обеспечении единства измерений"); установления качества и цен на товары, работы или услуги (федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27.12.2002 N 184-ФЗ " О техническом регулировании", от 24.06.2008 N 90-ФЗ " Технический регламент на масложировую продукцию", от 12.06.2008 N 88-ФЗ " Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 27.10.2008 N 178-ФЗ " Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22.12.2008 N 268-ФЗ " Технический регламент на табачную продукцию"); регулирование конкурентной среды (Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральные законы от 17.08.1995 N 147-ФЗ " О естественных монополиях", от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции", от 30.12.2006 N 271-ФЗ " О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"); определение информационной сферы, в том числе и рекламы (Закон РФ " О средствах массовой информации", Федеральный закон " О рекламе").

Исполнение требований действующего законодательства о правах потребителей гарантировано функционированием системы органов государственного контроля (надзора). Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит органам Роспотребнадзора, на которые возложена организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Отдельные вопросы защиты прав и интересов потребителей имеют место в деятельности Минздравсоцразвития России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтранса России, МВД России, ФСКН России, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Рособрнадзора, Росалкогольрегулирования, Ространснадзора, Россвязи, Ростехнадзора, Росстрахнадзора, ФАС России, ФТС России.

Эффективность деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах потребителей во многом зависит от качества информационно-аналитической работы. Значимой является информация органов государственного контроля о выявленных правонарушениях, причинах и способствующих им условиях, о принимаемых мерах профилактики и пресечения правонарушений, а также планируемых мероприятиях и приоритетах деятельности с учетом состояния законности в соответствующей сфере. Изучение правоприменительной практики этих органов позволяет отслеживать состояние законности не только в подконтрольной им сфере, но и в их деятельности, следить за полнотой и адекватностью мер, принятых по выявленным нарушениям.

Полезными могут быть сведения, содержащиеся в материалах смежных прокурорских проверок, принятых актах реагирования на ранее установленные нарушения, материалах гражданских, уголовных дел либо их надзорных производств, отказных материалах, административных производствах, а также информациях, отчетах, справках и обобщениях прокуроров, в том числе вышестоящих прокуратур. Установлению проблемных участков работы контрольно-надзорных органов может способствовать просмотровое изучение частных определений суда, отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, уголовных и гражданских дел, обзоров, обобщений, аналитических справок, подготовленных в суде по вопросам обобщения судебной практики и судебных ошибок, проблемам организации судебной деятельности по рассматриваемой категории дел, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в СМИ. Сведения о фактах нарушения законодательства о правах потребителей могут содержаться в оконченных производством уголовных, административных и гражданских делах, с материалами которых прокурору целесообразно тщательно знакомиться. Значительное влияние на выбор объекта предстоящей проверки оказывают: письма; заявления; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы прокуратуры, контрольные государственные органы, органы местного самоуправления; сообщения СМИ.

Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются:

1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушении принципа разграничения предмета ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции РФ и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл);

2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка;

3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;

4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.).

В ходе проверки законности актов, изданных поднадзорными объектами, прокурор выясняет: а) правомочен ли орган принимать правовой акт по обозначенному вопросу и не нарушена ли при этом компетенция другого органа; б) не ограничивает ли правовой акт права потребителей, законные интересы организаций, установленные на общефедеральном уровне; в) не содержит ли правовой акт разрешения законодательно запрещенных действий; г) не допущено ли в правовом акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта; д) содержат ли правовые акты указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; е) соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам, явившимся основанием для его издания; ж) соблюден ли порядок принятия и издания правового акта, закрепленный в регламенте органа; был ли опубликован правовой акт; з) содержит ли правовой акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и пр., указана ли дата вступления его в силу.

При осуществлении проверки в органах контроля (надзора) прокурор устанавливает: а) выполняют ли контролирующие органы возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и предупреждению на подведомственной территории фактов нарушений законодательства о правах потребителей; б) какие проверочные мероприятия проводились названными органами; производятся ли проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, а также обязательных требований к товарам, работам и услугам (количество проверок, их результативность, количество и характер выявленных правонарушений, какие приняты меры); в) осуществляется ли взаимодействие между контролирующими органами в области защиты прав потребителей (каково содержание предпринимаемых мер, их количество, характер, а при неисполнении - причины); г) каким образом осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов и подведомственных организаций (если структура органов предполагает их наличие); каков характер выявленных нарушений в их деятельности, каковы меры, принимаемые к их устранению; д) соблюдаются ли нормативные требования при организации приема граждан, обеспечении своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

При проверке административной практики в органах государственного контроля выясняются: а) каков характер выявленных правонарушений, какие меры приняты (их законность, полнота и своевременность); б) имелись ли факты необоснованного освобождения виновных лиц от обязанности возмещения ущерба после наложения штрафов и иных взысканий; в) соблюдаются ли предусмотренные КоАП требования при рассмотрении дел о наложении административных взысканий; г) соблюдаются ли требования, устанавливающие компетенцию органов контроля (надзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Викторов, И.С. Охрана труда в Российской Федерации: новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор / И.С. Викторов. - М., 2003.

2. Викторов, И.С. Правовая защита конституционных прав граждан на труд средствами государственного надзора и контроля / И.С. Викторов, А.Ж. Макашева, Б.И. Шалыгин. - М.: Юрлитинформ, 2005.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.