Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за соблюдением политических прав человека и гражданина 3 страница






Реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи способствует деятельность по рассмотрению заявлений и обращений граждан соответствующих структурных подразделений большинства государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В целях выработки оптимального механизма предоставления квалифицированной юридической помощи гражданам, считающимся малоимущими, Правительством РФ создана сеть государственных юридических бюро.

Функции органа, оказывающего бесплатную юридическую помощь военнослужащим, осуществляет юридическая служба Вооруженных Сил РФ, подразделения которой создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил РФ. Правовой основой их деятельности является приказ Минобороны России от 21.03.1998 N 100 " О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации".

Значительными полномочиями в сфере оказания гражданам юридической помощи наделены уполномоченные по правам человека в России и ее субъектах. В соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры и Уполномоченный по правам человека в России взаимодействуют при решении различных вопросов. Одна из форм такого взаимодействия - сотрудничество органов прокуратуры с общественными приемными в форме обмена информацией, аналитической работы, участия в совещаниях и т.д.

Органы прокуратуры в силу своих полномочий сами могут оказывать квалифицированную юридическую помощь, к каковой можно отнести рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан, правовое просвещение граждан, право прокурора в определенных случаях обращаться в суд с исковыми заявлениями как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве. Большое значение для получения гражданами квалифицированной юридической помощи имеет работа прокурора по разъяснению законодательства и правовому просвещению граждан, которая строится в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 (подробнее об этом см. в 14.3).

В органах прокуратуры в соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Прокурор в случае необходимости может обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства (ч. 1 ст. 45 ГПК) с заявлением в защиту конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи. При этом прокурору необходимо руководствоваться требованиями, содержащимися в приказе Генпрокурора РФ от 02.12.2003 N 51 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве". Деятельность по организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве строится в соответствии с требованиями приказа Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189 " Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве". В соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК прокурор вправе предъявить иск в уголовном деле в защиту интересов несовершеннолетних лиц, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, которые по иным причинным не могут сами защищать свои права и законные интересы.

Таким образом, в законодательстве имеется достаточно правовых оснований для того, чтобы прокурор при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи мог опираться на установленные требования к деятельности государственных и муниципальных органов, выявлять и устранять нарушения в этой сфере.

Объектами надзора применительно к рассматриваемой сфере отношений являются:

- структурные подразделения органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления общей и специальной компетенции, их должностные лица, которые в соответствии с федеральным и региональным законодательством при рассмотрении жалоб, обращений и заявлений граждан наделены полномочиями по решению правовых вопросов, оказывая тем самым юридическую помощь гражданам;

- органы государственного контроля и надзора, оказывающие государственные услуги в установленной сфере деятельности и осуществляющие правоприменительные функции, и их должностные лица. Так, Минюст России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, наделен полномочиями по: контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам; контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами; контролю за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей и др. К ведению Минюста России относятся ФГУ - государственные юридические бюро, которые созданы на основании постановления Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 " О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам". Роспатент в соответствии с Федеральным законом " О патентных поверенных" и постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299, которым утверждено Положение об этой службе, осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных РФ, а также выдачу им регистрационных свидетельств;

- органы управления и руководители организаций в сфере оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, в отношении которых законодательством предусмотрена обязанность оказания квалифицированной юридической помощи населению.

Поднадзорными прокуратуре организациями, осуществляющими деятельность в сфере оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, являются: 1) квалификационные комиссии и адвокатские палаты субъектов РФ в лице своих советов - органов, осуществляющих контроль за исполнением профессиональных обязанностей адвокатами и обеспечивающих доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам России бесплатно в установленных законом случаях; 2) нотариальные палаты - органы, осуществляющие контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами; 3) апелляционные комиссии Роспатента - органы, осуществляющие контроль за проведением аттестации кандидатов в патентные поверенные и деятельностью патентных поверенных.

Прокурору необходимо изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оказания гражданам квалифицированной юридической помощи, для определения их соответствия требованиям федерального и регионального законодательства. Одновременно он проверяет: исполняются ли региональные законы на территории субъекта РФ, и выявляет допущенные нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи. В субъектах РФ могут быть своевременно не приняты нормативные акты, определяющие порядок материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях. Кроме того, для прокурора важно знать, соблюден ли порядок назначения на должности государственной и муниципальной службы, квалификационные требования к должностям гражданской и муниципальной службы, закрепленные в Федеральных законах " О государственной гражданской службе Российской Федерации", " О муниципальной службе в Российской Федерации", а также порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан.

Типичными нарушениями прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи являются: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей лицами, которые в силу требований законодательства обязаны оказывать гражданам качественную, своевременную и квалифицированную юридическую помощь; б) нарушение процессуальных прав адвоката в суде и со стороны лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; в) нарушение права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; г) ненадлежащее финансирование деятельности государственных юридических бюро из бюджета; д) неинформирование лиц, привлекаемых к административной ответственности, об их праве воспользоваться квалифицированной помощью адвоката или представителя; е) в бюджете субъектов РФ не предусматриваются или не выделяются денежные средства на оплату адвокатских услуг по делам, которые в силу требований законодательства адвокаты оказывают клиентам бесплатно; ж) нарушения прав несовершеннолетних лиц на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи при их привлечении к уголовной ответственности; з) в процессе судопроизводства лицу, привлекаемому к ответственности и не владеющему русским языком, не предоставляется переводчик и др.

Источники информации о деятельности поднадзорных объектов и возможных нарушениях в исследуемой сфере отношений определяются в зависимости от объекта надзорной проверки. В территориальных органах Минюста России это могут быть: материалы по проведенным проверкам подконтрольных объектов; отчеты о работе отраслевых территориальных органов; материалы административных производств; предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи. В отношении проводимого Минюстом России контроля за деятельностью государственных юридических бюро информацию о возможных нарушениях можно почерпнуть из: отчетов начальников данных бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи; докладов территориальных органов Минюста России о результатах работы бюро в субъекте РФ; жалоб на действия (бездействие) работников бюро; соглашений между гражданином и бюро; отказов в оказании бесплатной юридической помощи бюро; договоров (соглашений) об оказании юридической помощи между государственным юридическим бюро и гражданами.

Проводя проверку соблюдения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в государственных юридических бюро, прокурор в территориальных органах Минюста России выясняет: а) имеется ли у лиц, оказывающих юридическую помощь, высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования; б) не было ли случаев отказа гражданам в оказании юридической помощи по непредусмотренным нормативными актами основаниям; в) не было ли фактов истребования от таких категорий граждан, как инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, справок о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина); г) всегда ли заключается договор (соглашение) между гражданином и государственным юридическим бюро в случае принятия решения об оказании юридической помощи.

При проверке соблюдения законодательства в рамках проводимого Минюстом России и его территориальными органами контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата источниками для получения информации могут являться: лицензии на право нотариальной деятельности; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, реестры регистрационных нотариальных действий; реестры адвокатов субъекта РФ; жалобы адвокатов, доверителей адвокатов, представителей территориальных органов юстиции, сообщения и частные определения судов и др. Кроме того, проверяя соблюдение органами нотариата права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, для получения информации можно использовать: жалобы заинтересованных лиц на совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой); материалы судебных дел по жалобам об отказе в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия; материалы нотариальных палат по проверке исполнения профессиональных обязанностей нотариусами и др.

Кроме того, целесообразно выяснить:

- соблюдение требований законодательства в части бесплатного оказания юридических услуг для отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных Законом об адвокатуре, Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 " О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- осуществляют ли адвокатские палаты контроль за выполнением адвокатами возложенной на них Законом об адвокатуре обязанности отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;

- всегда ли заключается договор (соглашение) на оказание юридической помощи, включаются ли в него существенные условия;

- обоснованность отказов в совершении нотариальных действий.

Органы, осуществляющие контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката (адвокатские палаты, их советы, квалификационные комиссии), располагают такой информацией, как: а) жалобы, сделанные адвокатами от лица, доверенного лица, на незаконные действия должностных лиц органов административной юрисдикции, препятствующих оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам в административном производстве, направляемые как в административном, так и в судебном порядке; б) письменные и устные ходатайства адвокатов о необходимости назначения экспертиз или проведения тех или иных юридических действий; в) решения советов адвокатской палаты субъектов РФ о прекращении статуса адвоката в случае неисполнения или ненадлежащего исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем; нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

При проведении проверок в связи с нарушениями прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи патентными поверенными возможными источниками информации могут стать: реестры патентных поверенных; договоры между патентным поверенным и работодателем; материалы апелляционных комиссий Роспатента; иски Роспатента в суд о применении к патентным поверенным мер взыскания (о приостановлении деятельности или исключении из реестра); жалобы лиц на действия представляющих их права и законные интересы патентных поверенных, совершенные с нарушением законодательства РФ.

Для выяснения соблюдения прав граждан в сфере административной юрисдикции прокурору при проверке деятельности государственных органов и должностных лиц, обладающих полномочиями по привлечению граждан к административной ответственности, необходимо выяснять, не было ли ограничено вопреки требованиям законодательства право граждан на привлечение к осуществлению защиты в административном производстве любого лица, по усмотрению привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, существенным моментом в данной сфере является соблюдение требования законодательства об ограничении представительства военнослужащего, привлекаемого к административной ответственности по делам о грубом дисциплинарном проступке, только адвокатом.

Проводя проверку законности рассмотрения обращений граждан в нижестоящих прокуратурах, прокурор выясняет, были ли соблюдены установленные законом порядок и сроки для их рассмотрения; мотивированны ли ответы на заявления, жалобы и иные обращения; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, разъяснены ли заявителю порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

 

6.2.6. Надзор за соблюдением прав участников миграционных правоотношений*(88)

 

Основные права участников миграционных отношений нашли свое выражение в нормах Конституции РФ. К ним относятся: право свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания, право свободно выезжать за пределы России (ст. 27); право граждан Российской Федерации на защиту и покровительство со стороны России за ее пределами (ч. 2 ст. 61); право иностранных граждан и лиц без гражданства на политическое убежище в России (ч. 1 ст. 63). К участникам миграционных правоотношений относятся: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством комплексом прав, обязанностей и ответственности в сфере миграционных отношений, а также органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по реализации миграционного законодательства РФ.

Правовое регулирование статуса участников миграционных правоотношений осуществляется следующими законами: а) порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из России и въезда в нее регулируется Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 " О государственной границе Российской Федерации", а также Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; б) право на свободу передвижения конкретизируется в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; в) правовое обеспечение миграции граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ " О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"; г) правовой статус такой категории мигрантов, как вынужденные переселенцы, регулируется Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 " О вынужденных переселенцах"; д) правовое положение иностранных граждан конкретизируется в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; е) конституционное право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище определяется Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 " О беженцах", который определяет основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами на территории РФ, а также устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии прав и законных интересов данной категории лиц; ж) Федеральный закон от 15.01.2007 N 109-ФЗ " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определяет административно-правовой механизм учета иностранных граждан и государственного контроля за въездом иностранных граждан в Россию и их пребывания в России.

Важную роль играют Указы Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 " Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", от 19.07.2004 N 928 " Вопросы Федеральной миграционной службы", от 22.06.2006 N 637 " О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и др. Из нормативных правовых актов Правительства РФ нужно выделить постановления от 17.07.1995 N 713 " Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", от 24.03.2003 N 167 " О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации" и др.

Одним из важнейших направлений практической деятельности по противодействию незаконной миграции является совершенствование учета иностранных граждан, въезжающих в Россию, пребывающих на ее территории и выезжающих за ее пределы. В соответствии с приказом МВД России N 148, МИД России N 2562, ФСБ России N 98, Минэкономразвития России N 62, Мининформсвязи России N 25 от 10.03.2006 на базе ФМС России создан центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в России, содержащий информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезжающих в Россию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в ней и выезжающих из России, предназначенный для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющийся составной частью федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в России. Созданная информационная система позволяет учитывать данные каждого мигранта и контролировать его в период пребывания на территории РФ.

Организация надзора во многом взаимосвязана с четкой правовой регламентацией компетенции государственных органов в сфере регулирования миграционных отношений и реализации государственной миграционной политики. Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, Роструд осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере трудовой миграции, в том числе выдачу работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников. В соответствии с Федеральным законом " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и во исполнение постановления Правительства РФ от 01.11.2002 N 790 " О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно, начиная с 2003 г., представляют не позднее 1 октября в МВД России предложения об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в России. Согласно Указу Президента РФ от 19.07.2004 N 928 " Вопросы Федеральной миграционной службы" ФМС России в соответствии с административными регламентами осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также законотворческие функции. Во исполнение постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 " О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" приказом ФМС России от 30.11.2005 N 128 " Об образовании территориальных органов ФМС России" образованы территориальные органы по субъектам РФ.

Анализ состояния законности в данной сфере отношений свидетельствует о массовых нарушениях правил миграционного законодательства как непосредственно иностранными гражданами, так и должностными лицами органов государственной власти. Органами прокуратуры выявлялись факты неправомерного задержания мигрантов, нарушения сроков пребывания задержанных в органах внутренних дел, некорректного обращения с ними, истребования документов, не предусмотренных законодательством, необоснованного отказа в оформлении разрешений на временное проживание и др. Распространенным является нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о регистрации по месту пребывания. Имеют место неправомерные отказы в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, не налажен надлежащий контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства.

К другим характерным нарушениям законодательства в сфере миграционных отношений относятся нарушения при оформлении и выдаче паспортов гражданина России, нарушения сроков оформления документов, порядка разрешения заявлений об утрате паспортов, регистрации граждан по месту пребывания (жительства). Часто имеют место нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, нарушения законодательства при оформлении гражданства Российской Федерации. В ходе проверок нередко выявляются факты регистрации иностранных граждан по несуществующим адресам.

В деятельности сотрудников ФМС России имеют место факты требования от граждан при получении паспортов представления документов, не предусмотренных законодательством (справок о регистрации по месту жительства, по месту пребывания, вкладыша, подтверждающего наличие у ребенка гражданства России), нарушений сроков оформления паспортов.

Зачастую привлечение иностранной рабочей силы ведется хозяйствующими субъектами в отсутствие необходимых разрешений; заключаемые с мигрантами трудовые договоры не содержат необходимых обязательных условий, а в ряде случаев трудовые отношения вообще официально не оформляются; не обеспечиваются элементарные условия, гарантирующие безопасный труд, что влечет высокий производственный травматизм; работники лишены социально-трудовых льгот; допускаются факты насильственных удержаний. Защита трудовых прав иностранных работников затруднена их зависимостью от работодателей, незнанием норм трудового законодательства.

Наиболее распространенными нарушениями в отношении беженцев и вынужденных переселенцев являются: произвольное изменение установленного порядка регистрации беженцев и вынужденных переселенцев, т.е. установление различных ограничений, усложнение процедур решения вопросов, взимание непредусмотренных платежей; необоснованный отказ в регистрации граждан по месту их пребывания; нецелевое использование выделенных бюджетных средств для обустройства мигрантов; отсутствие контроля со стороны органов миграционной службы на местах за целевым расходованием средств, предназначенных для нужд беженцев, вынужденных переселенцев; непринятие надлежащих мер органами миграционной службы для обеспечения исполнения подрядными организациями договоров на долевое участие в строительстве жилья для данной категории граждан; незаконный отказ в присвоении статуса беженца и вынужденного переселенца; необоснованное предоставление статуса беженца; нарушение порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и иных обращений граждан должностными лицами органов миграционной службы; нарушения в деятельности контролирующих органов по вопросам ежегодного переучета беженцев и вынужденных переселенцев, ведению их личных дел.

Распространены факты несоблюдения требований законодательства органами ФМС России при привлечении иностранных граждан и юридических лиц к административной ответственности. В нарушение ст. 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП протоколы об административных правонарушениях рассматриваются без участия лиц, в отношении которых ведутся административные производства, они не уведомляются о месте и времени, а также результатах рассмотрения дел. Зачастую в протоколах об административных правонарушениях не указывается статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за правонарушение, нет объяснения виновного, сведений о членах семьи гражданина на территории РФ, документы о личности привлекаемого.

Органам прокуратуры для эффективного осуществления надзора необходимо иметь полную информацию, дающую представление о работе ФМС России и ее территориальных органов. В этих целях необходимо правильно определить источники информации о состоянии законности в данной сфере. В первую очередь в их числе: материалы прокурорских проверок, проведенных ранее как в связи с разрешением жалоб и обращений, так и на плановой основе, результаты и материалы внутренних ведомственных проверок, статистическая отчетность о результатах деятельности, судебная практика. В ФМС России действует система отчетности ее территориальных органов, утв. приказом ФМС России от 03.05.2006 N 134, в которую входят, в частности, следующие формы отчетности: 1-РД (результаты деятельности территориального органа ФМС России); 1-АП (сведения об административных правонарушениях и преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства). Одновременно сохранены установленные ранее для паспортно-визовых подразделений и подразделений по делам миграции МВД России, ГУВД (УВД) субъектов РФ формы отчетности и порядок их представления, касающиеся информации о количестве беженцев, нуждающихся в получении временного жилья, информации о численности лиц, получивших статус беженца или временное убежище и не прошедших ежегодный переучет, и др.

При проверке исполнения законодательства о гражданстве, праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, законодательства, регулирующего порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ территориальными органами ФМС России прокурорам необходимо проверить следующие вопросы:

- на законных ли основаниях отказывают гражданам в регистрации по месту жительства или пребывания, в выдаче паспортов Российской Федерации, в выезде за границу как на постоянное жительство, так и временное, на въезд в Россию иностранных граждан, в выдаче разрешения на временное проживание в регионе иностранных граждан, а также на законных ли основаниях снимают граждан с регистрационного учета по инициативе службы и сокращается срок пребывания иностранцев в России;

- нет ли фактов необоснованного отказа в приеме заявлений (ходатайств) граждан о приобретении или подтверждении гражданства Российской Федерации, о выходе из гражданства Российской Федерации, о регистрации по месту жительства, о выдаче заграничных паспортов;

- соблюдаются ли установленные законом сроки рассмотрения заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации (до шести месяцев), исполнения решений по вопросам гражданства, оформления и определения наличия гражданства Российской Федерации, выдачи заграничного паспорта (до месяца);

- налажен ли службой учет иностранцев, лиц без гражданства, их регистрация и миграционный учет, располагает ли она достоверными сведениями о количестве иностранцев, постоянно проживающих в регионе, временно находящихся в регионе, временно работающих на российских предприятиях по разрешениям на работу, о количестве лиц без гражданства, а также о беженцах, информирует ли служба о неблагоприятных миграционных тенденциях органы внутренних дел и органы представительной и исполнительной власти в целях принятия соответствующих мер;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.