Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль НДС в современной налоговой системе.






Налоговая реформа 1999 г. существенным образом затронула косвенные налоги. Дискуссии о налоге на добавленную стоимость продолжаются в отечественной экономической литературе с момента его введения в 1992 г. Высказываются разные мнения о влиянии НДС на развитие экономики России, о налоговых ставках и льготах, механизме взимания в отдельных отраслях хозяйства, об облагаемой базе. Самый острый вопрос: снижать ли НДС в целях расширения налоговой базы или не снижать в целях лучшей сбалансированности бюджета. Различные и зачастую прямо противоречивые взгляды на данный налог связаны, прежде всего, с его внутренней противоречивостью.

С одной стороны, НДС очень удобен для выполнения фискальной функции. Налог имеет устойчивую базу обложения, которая к тому же мало зависит от текущих материальных затрат. Финансовые ресурсы начинают поступать в бюджет задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции, работ или услуг, при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от НДС сложнее, чем от уплаты прямых налогов. Выделение НДС отдельной строкой во всех платежно-расчетных документах позволяет налоговым органам достаточно эффективно контролировать поступления налога в бюджет. Поэтому неудивительно, что НДС получил распространение более чем в сорока странах земного шара, в том числе во всех развитых странах. Европы.

С другой стороны, входя в цену продукции, НДС усиливает инфляционные процессы. В России НДС был введен в момент возникновения сильнейшей инфляции. Способствуя дополнительному росту цен, а вернее, делая этот рост вынужденным, налог снижает конкурентоспособность продукции, приводит к уменьшению платежеспособного покупательского спроса.

Наибольшую роль НДС играет в налоговой системе стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, например Франция к началу формирования Общего рынка отличались широким использованием косвенных налогов. Следовательно, наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС виделся путь формирования единых основ косвенного налогообложения; и применительно к налогам на потребление важнейшая роль отводилась унификации в использовании НДС. В большинстве стран ЕС НДС играет роль единственного налога на потребление.

Необходимо отметить, что в ряде развитых стран — США, Канаде, Японии — велась достаточно интенсивная борьба вокруг вопроса о введении НДС. Например, в США уже с 1960-х гг. выдвигались предложения о введении НДС в качестве средства решения острых финансово-бюджетных проблем страны (иногда в качестве частичной замены налога на прибыль). Основным аргументом служили ссылки на широкое использование в странах ЕС, что, по мнению американских сторонников НДС, ставит внешнюю торговлю этих стран в более выгодное положение по сравнению с США. Американские противники введения НДС в качестве основного контраргумента ссылались на опасность в результате введения этого налога усиления инфляции в США и связанных с этим отрицательных последствий, включая снижение платежеспособного спроса основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста. Последняя позиция опиралась на широко распространенное в общественном мнении США отрицательное отношение к косвенным налогам ввиду их откровенного социально несправедливого характера (поскольку в качестве источника этих налогов служит потребление всего населения без учета уровня доходов его отдельных слоев). В результате позиция противников НДС одержала победу.

В России НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. По сути, при следовании чисто фискальным путем дальнейшего усиления роли косвенных налогов копируется опыт развивающихся стран, в которых косвенные налоги играют решающую роль в пополнении доходной части государственного бюджета (причем тем в большей степени, чем менее развита экономика той или иной страны). Как свидетельствует опыт стран с более развитой рыночной экономикой, меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста, вроде заметного снижения налога на прибыль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.