Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ставки НДС






При введении в России НДС была установлена единая ставка налога, равная 28 %. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых был введен НДС. Единая ставка НДС, установленная в России в момент введения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %.

На момент введения НДС в России его ставка была заметно выше, чем в других странах. Так, в Австрии данный налог взимался по ставке 20 %, в Бельгии — 19 %, в Дании — 22 %, во Франции — 18, 6 %, в ФРГ — 14 %, в Норвегии — 20 %, в Швеции — 23, 5 %, в Великобритании — 15 %. Среднеевропейский уровень этого налога составляет 14—20 %, однако процентные ставки НДС, как правило, дифференцированы по видам продукции. Например, в Италии действуют четыре ставки: нормальная 19 %, две пониженные 4 и 9 % на товары широкого потребления (продовольствие, вода, газ, электроэнергия для бытовых нужд, медикаменты и т. п.) и повышенная — 38 % на предметы роскоши.

В рамках гармонизации налоговой системы ЕЭС предполагается, что в ближайшие годы в странах Союза будут установлены две ставки НДС: пониженная — 4—9 % и нормальная — 9—19 %.

В настоящее время в Российской Федерации установлены 3 ставки налога на добавленную стоимость:

1) нулевая ставка налога;

2) 10 % ставка — пониженная;

3) 18 % ставка — основная.

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, которые экспортируются на территории государств — участников Содружества Независимых Государств), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

6) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % (пониженная ставка) в отношении продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень Налогового кодекса. В перечень не входят деликатесные изделия, облагаемые акцизами.

3. В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18 % (основная ставка) при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи.

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, а также при реализации товаров и услуг, приобретенных на стороне и учитываемых с НДС, т. е. в тех случаях, когда невозможно выделить ранее уплаченный НДС, применяется следующая пропорция:

 

НДС = (НДС × 100) / (100 + НДС)

Соответственно, для стандартной ставки НДС (18 %) расчётная ставка составляет: 18 / 118;

для пониженной ставки НДС (10 %): 10 / 110.

Такие ставки применяются к налоговой базе, включающей в себя НДС.

С 1 января 2006 года ст 164 НК РФ увеличено количество случаев применения расчётной ставки. Добавлены случаи полной или частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товара, передачи некоторых видов имущественных прав, удержания налога налоговыми агентами (исключением являются агенты, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, безхозяйных ценностей и ценностей, перешедших по праву наследования государству, и организации и предприниматели, осуществляющие деятельность на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах).

В плане мероприятий, направленных на ускорение темпов экономического роста рассматриваются предложения о снижении основной ставки НДС с 18% до 13%. За счёт снижения НДС на 5% рассчитывают добиться увеличения темпов экономического роста до 0, 5%, среднегодового роста промышленного производства дополнительно на 0, 3- 0, 5%, на 1, 1 –1, 3% темпов роста инвестиций. Непременное условие снижения ставки НДС – реализация этой меры не должна сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.

По экспертным оценкам, выпадающие доходы бюджета составят около 300 млрд. руб. В то же время, снижение ставки налога позволит за счёт реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы (собираемость НДС сегодня н более 60%), обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 150 млрд.руб. Однако вопрос о снижении ставки НДС на сегодняшний день остаётся открытым.

 

Льготы

Льготы по НДС оказывают на налогоплательщика принципиально иное воздействие, чем, например, льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Действительно, поскольку НДС — это косвенный налог, он не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем предоставление льготы повышает конкурентоспособность производителя, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими производителями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Не являются объектом налогообложения, так как не признаются реализацией товаров (работ, услуг), операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ, такие как:

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации, а также некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

— передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

— и другие операции.

Этот перечень дополняется ст. 146 (п. 2, подп. 2—5) НК РФ. Помимо указанных изъятий, довольно широк перечень товаров, работ и услуг, которые освобождены от взимания НДС при их реализации. В ст. 149 НК РФ приведен расширенный перечень операций, не подлежащих налогообложению. Освобождается от налогообложения реализация услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по списку, утверждаемому Правительством.

В перечне оборотов, выведенных из-под налогообложения, существенную роль составляют льготы социального характера. Не взимается НДС при реализации: медицинских услуг (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических); услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях; продуктов питания, произведенных столовыми при учебных заведениях; услуг в сфере образования, культуры и искусства и т. д.

С 1 января 2006 года этот перечень – значительно расширился. В него, например, были добавлены услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимаются таможенные сборы за хранение, операции по предоставлению займов в денежной форме, передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение или создание которых менее 100 руб. с единицы и т.д.

Льготы также распространяются на общественный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство; страхование, перестрахование; услуги по государственному пенсионному страхованию; благотворительные взносы; образовательные некоммерческие услуги; реализацию ценных бумаг; проценты по займам между компаниями, а также за просрочку платежа по коммерческим кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ и от НДС освобождаются основные банковские операции.

Очевидно, что государственный бюджет как сторона, предоставившая освобождение от НДС, при этом должен недополучить определенную часть финансовых ресурсов на величину не выплаченного предприятием налога. Однако в случае реализации собственной продукции не конечному ее потребителю, а для использования ее для последующей перепродажи или в качестве полуфабриката для изготовления собственных товаров (работ, услуг), применение данной льготы теряет всякий смысл. Более того, существующий порядок исчисления налога на добавленную стоимость позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, а именно, если в цепочке производителей (создателей добавленной стоимости) потребляемого продукта окажется хотя бы одно лицо, которое законодательно освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость, то, несмотря на уплату в бюджет всеми прежними производителями налога с добавленной ими стоимости, все затраты покупателя продукции по ее приобретению у предприятия, воспользовавшегося льготой, будут также квалифицированы как добавленная стоимость и при последующей продаже повторно обложены налогом.

Налогоплательщикам не всегда выгодно использовать льготу по принципу отсутствия ставки, поскольку покупатель их продукции оплачивает НДС в составе ее себестоимости и не имеет возможности принять его к зачету. В результате возникает несвойственная системе НДС кумуляция налога, ведущая к повышению цены на товар.

Рассмотрим применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС на конкретном примере (табл. 2).

 

Таблица 2. Налогообложение при использовании льготы по принципу отсутствия ставки у производителя ПР5 (у. е.)

 

Производитель Добавленная стоимость (ДС) Объект налогообложения НДС начисленный Цена реализации, включая НДС НДС, принимаемый к зачету НДС, подлежащий уплате
ПР1            
ПР2            
ПР3            
ПР4            
ПР5            
ДС конечного продукта            
Всего уплачено НДС в бюджет            

 

 

Следствием предоставления льготы по уплате налога производителю ПР5 является уменьшение платежей в бюджет по налогу на добавленную стоимость, исчисленного с добавленной стоимости, произведенной только производителем ПР5, воспользовавшимся льготой. При этом снижение цены за счет налога, не уплаченного последним производителем, делает реализуемую продукцию более конкурентоспособной. Таким образом, использование льготы по налогу последним продавцом в цепи производителей не приводит к двойному налогообложению.

Иная ситуация возникает в случае использования льготы одним из производителей ПР2, ПР3, ПР4 (табл. 3).

Таблица 3

 

Налогообложение при использовании льготы по принципу отсутствия ставки у производителя ПР3 (у. е.)

 

Производитель Добавленная стоимость (ДС) Объект налогообложения НДС начисленный Цена реализации, включая НДС НДС, принимаемый к зачету НДС, подлежащий уплате
ПР1            
ПР2            
ПР3            
ПР4            
ПР5            
ДС конечного продукта            
Всего уплачено НДС в бюджет            
             

 

В случае использования льготы производителем ПР3 приобретатель его продукции (производитель ПР4), не имея возможности принять к зачету налог по приобретению этой продукции (производитель ПР3 в первичных документах не выделяет его отдельной строкой и выписывает счет-фактуру без указания налога или освобожден от оформления счета-фактуры), в то же время обязан начислять налог с полной продажной стоимости при собственной реализации. Следовательно, при реализации товаропроизводителем ПР4 налогом облагается не только его собственная добавленная стоимость, но и стоимость, добавленная у производителей ПР1, ПР2 и ПР3 (повторно), что полностью аннулирует предоставленную льготу производителю ПР3 и противоречит основам налогового законодательства в части двойного налогообложения. Таким образом, помимо возникающего эффекта двойного налогообложения части добавленной стоимости, теряется всякий смысл освобождения от уплаты налога любого из производителей ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, так как добавленная ими стоимость все равно облагается налогом при продаже следующим производителем.

Подобную проблему помогает избежать применение нулевой ставки налогообложения. Так, например, налог, уплаченный при закупках, необходимых для производства освобожденных от налогообложения товаров (работ, услуг), возмещается налогоплательщику в десятидневный срок со дня представления в налоговый орган расчета за соответствующий налоговый период.

Принятие ч. II НК РФ привело к ряду изменений в отношении НДС. Исключения и дополнения затронули список операций, которые освобождаются от взимания НДС. Выведены из-под налогообложения некоторые финансовые услуги, в частности услуги по предоставлению займа в денежной форме. Проценты, выплачиваемые организации, предоставившей денежные средства в заем, не подлежат налогообложению. Наоборот, отменена льгота на лицензионные платежи за использование патентов, лицензий и торговых марок, т. е. патентно-лицензионные операции облагаются НДС.

Если налогоплательщик осуществляет операции и подлежащие, и не подлежащие налогообложению, он должен вести их раздельный учет. Налогоплательщик может отказаться (не менее чем на год) от некоторых льгот, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ. Об отказе необходимо известить налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от льготы или приостановить ее использование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.