Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий проверочной работы






Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале: 1 балл – указан только верный ответ, 0 баллов – указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Таблица 6.

Правильные ответы к заданиям базового уровня

№ 1, 2, 4, 5, 7-10, 12, 13, 15, 16, 18, 19

Задание Правильный ответ Максимальный балл за выполнение задания
  Правильно определен алфавитный порядок слов: 2 зяблик 5 танец 3 идея 1 золото 4 победа  
  3) В этом слове букв больше, чем звуков  
  2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка  
  2) суффикс и окончание  
  2) поделиться радостью  
  3) Все эти слова могут изменяться по числам  
  1) морозного дня  
 
Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
2 слова из возможных утро, солнце, лес, пятна, дерево, луч 2 слова из возможных ранний, огненный, большой, тёмный, утренний, косой 2 слова из возможных не увидишь, догадаешься, спряталось, бросает

 

 
  4) Бабушка очень любит печь пироги и плюшки.  
  3) Сердце замирает от чудесных звуков песни.  
  4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.  
  3) грач строит  
  4) Оказалось, что и правда перед вежливым словом открываются любые двери.  
  2) План № 2 1. Беспокойство в городе. 2. Поиски преступника. 3. Разгадка секрета мальчика.  

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в таблице 2, по шкале:

2 балла – приведен полный верный ответ;

1 балл – приведен частично верный ответ;

0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

Таблица 7.

Критерии оценивания заданий повышенного уровня № 3, 6, 11, 14, 17, 20

Задание Правильный ответ
 

2 балла – все восемь слов записаны в нужное место таблицы:

  В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает
В слове один слог взгляд, гриб ёж, соль
В слове два слога якорь, вишня тополь, яма

 

1 балл – 6 – 7 слов записаны в нужное место таблицы
0 баллов – менее 6 слов записаны в нужное место таблицы
  2 балла – слова объединены в три группы: 1) нора, дятел, дерево 2) лисица, зимний, мостик 3) погрузка, пришкольный, бездомный
1 балл – при группировке слов допущены 1-2 ошибки
0 баллов– при группировке слов допущено более двух ошибок
  2 балла – правильно дописано первое предложение; во втором предложении указаны 2-3 признака, при этом неверные признаки не указаны: Эти слова являются именами прилагательными. Все эти слова стоят в форме 1) ж. рода, 2) ед. ч., 3) Им. п.
1 балл – правильно дописано первое предложение; во втором предложении правильно указан 1 признак, при этом неверные признаки не указаны или правильно указано 2 признака и допущена одна ошибка;
0 баллов– любой другой ответ.
  2 балла – указано, что слово № 1 – это имя существительное, а слово № 2 – имя прилагательное.
1 балл – правильно определена принадлежность к части речи только одного из слов.
0 баллов – ни одно из слов правильно не отнесено к части речи.
  2 балла – найдены все ошибки и предложены правильные варианты замены: 1) Привет, нужно заменить на здравствуйте 2) удивлённый, нужно заменить на удивительный 3) улицев, нужно заменить на улиц
1 балл – найдены две ошибки и предложены правильные варианты замены, при этом неправильные варианты не предложены;
0 баллов – найдена и исправлена только одна ошибка или найдены и исправлены две ошибки и при этом предложен еще и неправильный вариант.
  2 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный рассказ, в котором указывается, зачем в русском языке существуют вежливые слова. Орфографические ошибки при оценивании задания не учитываются
1 балл – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: либо записан слишком короткий рассказ (2-3 предложения) связный рассказ, либо записан рассказ нужного объема, но при этом он представляет собой не слишком связное перечисление того, зачем в русском языке существуют вежливые слова. Орфографические ошибки при оценивании задания не учитываются
0 баллов – любой другой ответ.

 

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

✔ системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

✔ умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

✔ обобщенных способов деятельности;

✔ коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Ее целью является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Поскольку вышеназванные междисциплинарные программы впервые вводятся в практику работы начальной школы, и требуется еще дополнительная корректировка как их содержания, так и методов оценки, в данной книге даются только общие подходы к проведению комплексной итоговой работы. Эти подходы конкретизируются на примерах экспериментально проверенного инструментария.

Программа «Чтение: работа с информацией»[27] имеет сложную структуру, в которой для целей итоговой оценки условно можно выделить следующие четыре блока учебных действий (умений):

• блок «Получение, поиск и фиксация информации»: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; находить информацию, заданную в явном или неявном виде;

• блок «Понимание и преобразование информации»: определять тему и главную мысль текста, составлять план текста, интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста и др.;

• блок «Применение и представление информации»: представлять одну и ту же информацию разными способами;

• блок «Оценка достоверности получаемой информации»: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять содержащуюся в тексте или других источниках противоречивую информацию.

Каждый из перечисленных блоков может быть включен в комплексную работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, включенные в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку будут выноситься только те умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

• в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

• в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

• в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

• с выбором одного или нескольких правильных ответов;

• на установление последовательности и соответствия;

• со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);

• со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».

Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом.

По результатам выполнения комплексной работы предполагается выстраивать профили способности выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с учетом привлечения знаний и умений из отдельных предметов и универсальных способов действий.

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развернутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в рекомендациях по оценке выполнения заданий конкретной комплексной итоговой работы.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла в зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику начальной школы. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 50 % от максимального балла.

Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения учебных действий или на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Ниже приводятся примеры двух комплексных итоговых работ для учащихся 4 класса. Эти примеры позволяют проиллюстрировать особенности структуры комплексных работ и подходов к разработке отдельных комплексных заданий. Основная информация о данных работах приводится в таблицах 8.1.—8.2.


Таблица 8.1

Вариант 1

 


Таблица 8.2

Вариант 2

 

В отличие от итоговых работ по математике и русскому языку для данных комплексных работ не приводится спецификация, так как основные содержательные элементы спецификации были уже описаны в данном разделе. Дополнительно к каждой из двух работ дается ее план с описанием проверяемых умений, основных характеристик заданий (область оценки, тип задания и максимальный балл за выполнение задания), а также рекомендации по оцениванию отдельных заданий.


КОМПЛЕКСНАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА для учащихся 4 класса. вариант 1

Часть 1.

Комплексное задание «Добрый совет»

В журнале «Отчего и почему» Катя и Миша прочитали один и тот же текст. Катя сказала, что это сказка, а Миша с ней не согласился. Прочитай этот текст, выполни задания и реши, кто из ребят прав.

Добрый совет

Когда Земля была совсем юной, ледяная тишина окутывала её. Скованные вечным льдом, спали ручьи и реки, моря и океаны. Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал. И всё потому, что молодое Солнце... боялось высоты! Поднимаясь утром на востоке, оно изо всех сил держалось за Линию Горизонта. Его лучи только скользили по планете, не согревая её.

Шло время, а на Земле ничего не менялось.

Однажды возле Солнца пролетала Мудрая Старая Комета. Она сразу заметила что-то неладное:

– Уважаемое Светило! Не могли бы Вы подняться чуть выше Линии Горизонта? Эта прекрасная планета никогда не проснётся, если Вы не согреете её своими лучами!

– Я не могу, – ответило Солнце и отчаянно покраснело. – Я боюсь высоты.

– Это поправимо! – сказала Мудрая Старая Комета. – Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт. Прощайте, Солнышко! Прислушайтесь к моему совету.

Утром Солнце сразу же устремилось к точке, которую указала ему Комета. К полудню оно достигло зенита* и решило осмотреться. И тут наконец увидело Землю – не краешек, не половинку, а всю планету целиком, такую прекрасную и удивительную, похожую на огромный голубой шар.

Любовь и нежность переполняли Солнце. Его лучи согревали озябшую Землю так, что стали плавиться льды в морях и океанах. Но первыми оттаяли ветры – и разлетелись по всей Земле. Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете.

А Солнце, совсем забыв о боязни высоты, пошло на запад, чтобы обогреть свою планету со всех сторон.

Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило.

– Как поживает Ваша прекрасная планета? – спросила она.

Солнце загадочно промолчало.

 

Над Землёй занимался рассвет. Когда туманная дымка растаяла, Комета увидела синие реки и озёра, полные воды, моря и океаны, в каждом из которых отражалось Солнце, зелёные леса и цветущие луга. И каждый цветок тянулся к Солнцу, к его живительному теплу.

За всю свою бесконечно долгую жизнь Мудрая Старая Комета не видела ничего прекраснее. На её морщинистом лице выступили слёзы. Солнце хотело осушить слёзы Кометы, но их становилось всё больше и больше. Горячие солнечные лучи превращали их в пар, который сметал с лица Кометы космическую пыль.

«Я, кажется, помолодела!» – подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли. Что это? За ней тянулся длинный серебристый шлейф.

– Как красиво! – воскликнула она. – Спасибо, Солнышко! – и унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах.

С тех пор нашу Солнечную систему часто посещают кометы. И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок – длинный сияющий шлейф – в память о том, как когда-то давным-давно одна из комет помогла ему добрым советом.

А. Бондаренко

1.Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру

1) Мудрая Комета никогда в жизни не видела своё отражение.

2) Шумные ветры навсегда остались дремать в глубоких расселинах скал.

3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф.

4) Солнце так и не смогло увидеть всю планету целиком.

2.Выпиши предложение, в котором есть доказательство того, что в те времена, о которых рассказывается, людей еще не было.

________________________________________________________________

3. Давно ли Мудрая Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста.

________________________________________________________________

4. Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела ее во второй раз?

________________________________________________________________

5. Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе? Отметь ответ R.

¨ Да
¨ Нет

Объясни свой ответ ______________________________________________

6.Автор называет солнце разными словами, слово «Солнце» уже записано. Найди в тексте ещё 2 слова и запиши их.

Солнце, _______________________________________________________

7. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело». Обведи нужную цифру.

1) бесстрашно

2) сильно

3) смело

4) рискованно

8. Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». Напиши два примера того, о чём она могла рассказать.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

9.Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым?

________________________________________________________________

10. Составь и запиши план текста.

________________________________________________________________

11. Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру.

1) глубокие расселины

2) прекрасная планета

3) ледяная тишина

4) туманная дымка

12. Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов «точка зрения» в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт».

________________________________________________________________

13.Какой частью речи является встретившееся в тексте слово «светило»?

________________________________________________________________

Какой другой частью речи может быть слово «светило»?

________________________________________________________________

Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи.

________________________________________________________________

14. В тексте есть слово «Земля». Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно пишется с заглавной буквы.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

3) _____________________________________________________________

15. Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

16. Что в этом тексте не совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи один пример.

1) ____________________________________________________________

17.Вода может существовать в разных состояниях. Все ли они упоминаются в тексте?

¨ Да
¨ Нет

Назови их.

________________________________________________________________

18. Ты помнишь, что Катя считает, что «Добрый совет» – это сказка, а Миша с ней не согласен. Кто же из них, по-твоему, прав?

¨ Катя
¨ Миша

Приведи два объяснения того, почему ты так думаешь.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

 

ЧАСТЬ 2.

Комплексное задание «Минеральные соли»

Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алена решила проверить, все ли правильно делает ее мама. Вот что она узнала о минеральных солях.

Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.

 

берегитесь нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.

У свеклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной желтой части, а у капусты – в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Содержание минеральных солей в продуктах питания

 

Минеральные соли Продукты
Соли магния Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат
Соли кальция Молоко, рыба, свекла, фасоль, репа, редис
Соли калия Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь
Соли железа Яблоки, абрикосы, соя, кабачок

 

Ответь на вопросы и выполни задания

1. Какова цель текста «Берегитесь нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобою ответом.

1) Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.
2) Проинформировать о минеральных солях – нитратах.
3) Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
4) Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений.

2. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.

Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли

1) калия
2) кальция
3) железа
4) магния

 

3. На осмотре у стоматолога у Алены обнаружили кариес, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач?

1) яблоки, курага, сливы
2) молоко, творог, рыба
3) помидоры, апельсины, хлеб
4) горох, орехи, изюм

4. Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут оказаться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены могут вместе с редиской попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.

5. Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?
1. Ухудшение работы кишечника  
2. Плохой рост скелета  
3. Малокровие  

 

6. Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.

Капуста ________________________________________________________

Морковь _______________________________________________________

Комплексное задание «Спортивная площадка»

Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований.

План спортивной площадки

 
 

 

 


На плане 1 см соответствует 1 м

Выполни задания.

1. Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия:

– мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;

– доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.

Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов – знаком Д.

 

2. В лагере провели соревнования по стрельбе из лука.

Каждый из 5 участников сделал по три выстрела.

Полученные ими баллы записали в таблице.

Прошел дождь и смыл некоторые числа.

Восстанови записи.

 

Имя Баллы Общее количество баллов Место
1-ый выстрел 2-ой выстрел 3-ий выстрел
Аня          
Боря       .............. ........
Ваня   ..........     ........
Галя     .........   ........
Даша       .............. ........

Таблица 9

План комплексной итоговой работы (вариант 1)

№ зада-ния Объект оценки (умения) Тип задания[28] Макси-мальный балл
ЧАСТЬ 1. Комплексное задание «Добрый совет»
  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Выделять существенную информацию из литературного текста ВО  
  Устанавливать причинно-следственные связи Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей КО  
  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий КО  
  Строить речевое высказывание в устной и письменной форме РО  
  Устанавливать причинно-следственные связи РО  
  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий КО  

 

№ зада-ния Объект оценки (умения) Тип задания Макси-мальный балл
  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ВО  
  Выделять существенную информацию из текста РО  
  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте РО  
  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков РО  
  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ВО  
  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях РО  
  Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач РО  
  Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач РО  
  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям РО  
  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям РО  
  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий РО  
  Контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме РО  
ЧАСТЬ 2.
Комплексное задание «Минеральные соли»
  Определять цель текста ВО  
  Находить в тексте информацию, заданную в явном виде ВО  
  Сопоставлять информацию из двух текстов Во  
  Выявлять причинно-следственные связи (Устанавливать последовательность действий) КО  
  Заполнять таблицы по заданному тексту. (Преобразовывать информацию из одной формы в другую). КО  
  Применять информацию в измененной ситуации РО  
           

 

Комплексное задание «Спортивная площадка»
№ зада-ния Объект оценки (умения) Тип задания Макси-мальный балл
  Предметные умения Понимать и переносить на плоскость пространственные и количественные отношения (ближе – дальше, между, больше – меньше). Устанавливать местоположение объекта на плоскости по одному условию (первая часть задания), по трем условиям (вторая часть задания). Выбирать точку отсчета для нахождения нужной длины. Переводить значение длины из одной единицы измерения (см) в другую (м) и обратно. Общеучебные умения Ориентироваться в пространстве. Понимать информацию, представленную в разной форме: в виде текста (с математическими отношениями); графически. Учитывать в решении все условия поставленной задачи. Выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений. Осуществлять самоконтроль: –пошаговый (использовать предыдущее условие задания при выполнении следующего); –этапный (проверять выполнение всех условий задания). КО (первая часть – 2; вторая часть – 3)  
  Предметные умения Использовать данные таблицы для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения. Вычислять сумму и разность круглых десятков. Находить неизвестный компонент сложения. Упорядочивать числа. Общеучебные умения Читать и понимать информацию, представленную в форме таблицы. Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы). Осуществлять самоконтроль в ходе заполнения таблицы и интерпретации данных. КО  

Таблица 10.

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной итоговой работы (вариант 1).

№ зада-ния Критерии оценивания
Комплексное задание «Добрый совет»
  1 балл – выбран ответ 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  1 балл – выписано предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» - выписан отрывок текста: «земля была юной» и приведено объяснение: а люди появились на земле не сразу; - выписан отрывок текста: «ледяная тишина окутывала землю» и приведено объяснение: а если бы были люди, тишины бы уже не было; - выписан отрывок текста: «скованные вечным льдом» и приведено объяснение: в такой сильный холод люди не могли выжить. Комментарии: Если в трёх последних случаях в ответе приведены только указанные выше цитаты, а объяснение, почему это доказывает отсутствии людей, не приведено, 1 балл НЕ ставится. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. Например, за ответы «Спали ручьи и реки, моря и океаны.» «Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал.»
  1 балл – дан утвердительный ответ, выписано предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило» 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  2 балла –дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение, в своем ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз, либо ученик в своем ответе вышел на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает). 1 балл – дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана комета, например: Потому что она увидела, как красива Земля Потому что она увидела красоту нашей планеты 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
  1 балл – выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побывала в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа) 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  1 балл – записаны слова Светило, Солнышко 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл, например, записано только одно из слов или ни одного.
  1 балл – выбран ответ 2) сильно 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  2 балла –дано два примера Возможные примеры: 1. Пример, связанный с красотой Земли. При этом если этот пример записан как два отдельных предложения: 1) На Земле были зеленые леса и цветущие луга. 2) На Земле синие реки и озера, полные воды, учащийся получает только 1 балл. 2. Пример, связанный со шлейфом. 3. Пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем – перестало боятся высоты, поднимается над горизонтом и т.д. 1 балл – дан один пример из перечисленных выше 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
  2 балла –дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого, или идея изменения характера Солнца (т.е. в ответе есть признаки понимания ребенком того, что значит добро, добрый. Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало боятся высоты».) 1 балл – дано правильное объяснение, но в ответе указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой, либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла
  На 2 балла - предложенный план является правильным, в плане присутствуют все основные смысловые части текста, нет пропусков На 1 балл – предложенный план содержит пункты, представляющие разную степень отражения событий текста: часть событий передана в плане очень подробно, а часть слишком сжато, таким образом, план не является хорошо сбалансированным 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла. Например, в плане перепутана последовательность смысловых частей текста Примеры планов, оцениваемых 2-мя баллами Пример подробного плана 1. Спящая земля. 2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы. 3. Смелый поступок Солнца. 4. Пробуждение Земли. 5. Вторая встреча Солнца и Мудрой Кометы. 6. Подарок Солнца 7. Встречи Солнца с другими кометами. Пример сжатого плана 1. Земля спит. 2. Совет Мудрой Кометы. 3. Пробуждение Земли. 5. Второй визит Мудрой Кометы. Примеры планов, оцениваемых 1-м баллом Пример несбалансированного плана 1. Спящая земля. 2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы. 3. Смелый поступок Солнца. 4. Пробуждение Земли. 5. Откуда у комет серебряный шлейф. Пример плана с пропуском некоторых частей. 1. Встреча Мудрой кометы с Солнцем. 2. Земля оттаяла. 3. Солнце дарит кометам шлейф.
  1 балл – выбран ответ 3) ледяная тишина 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  1 балл – дано правильное объяснение: указано на прямое значение. В данном контексте значение этого выражения – место, откуда Солнце смотрело на Землю / Учащиеся также при указании на прямое значение слова могут дать синоним: «точка отсчета» 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл. Например, указано на переносное значение, дано неправильное объяснение: «мнение», или дан ответ: «изменить место положения»
  3 балла – правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведен пример 2 балла –правильно выполнены только две первые части задания 1 балл – правильно выполнена только одна первая часть задания 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла Примечания: Если во второй части кроме слова «глаголом» написано еще и слово «наречием» - вычитается 1 балл Если во второй части написано «прилагательным» а в третьей части записан пример, в котором слово «светило» является глаголом, ни за вторую, ни за третью часть баллы не даются.
  2 балла – приведено два любых случая из трех возможных: 1) начало предложения, 2) когда это слово является именем собственным, 3) в значении «планета», 4)в сказках как имя героини сказки, 5) название текста 1 балл – приведен один из указанных выше случаев 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла Примечание: Если в качестве ответов приведены только цитаты из текста и нет указания на правило (в начале предложения и т.д.), баллы не даются.
  2 балла –приведено два примера 1 балл – приведен один пример 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла Возможны следующие примеры: 1. Солнце – источник света, к нему тянется все живое; 2. К полудню солнце находится в точке зенита. 3. Если солнце низко над горизонтом – на Земле низкая температура (холодно), если высоко над горизонтом – жарко. 4. У комет при приближении к солнцу появляется серебряный хвост.
  1 балл – приведен один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках «Окружающего мира», и содержащихся в данной сказке. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл, например, записано: «Солнце не может боятся высоты.», «Солнце и кометы не могут разговаривать». Возможны следующие правильные примеры: 1. Не солнце проходит путь от востока на запад, а земля крутится вокруг солнца и вокруг своей оси; 2. Упоминается о середине неба, которой не существует. 3. Говорится, что «оттаяли ветры», ветры замерзнуть не могут. 4. Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскаленным шаром.
  1 балл – выбран утвердительный ответ, указаны все три состояния: твердое – лед, жидкое – вода, газообразное - пар 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  3 балла – отмечено, что права Катя и приведено два доказательства 2 балла – отмечено, что права Катя и приведено одно доказательство 1 балл – отмечено, что прав Миша и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши. 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла. Например, отмечено, что прав Миша и приведенные объяснения не доказательны, или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений.   Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой: 1. Солнце и Комета разговаривают. (Солнце и кометы не разговаривают). 2. Комета плачет. 3. Героями являются солнце, кометы, ветры. 4. Встречаются слова, не характерные для научно-популярного текста, но свойственные сказке. 5. Солнце не может бояться. 6. Земля вначале была раскалена
Комплексное задание «Минеральные соли»
  1 балл – верно указан ответ 3) Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  1 балл – верно указан ответ 3)железа 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
№ зада-ния Критерии оценивания
  1 балл – верно указан ответ 2) молоко, творог, рыба 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл
  Правильный ответ: азотные удобрения (или нитраты)→ почва → редиска → организм Алены. На рисунке обязательно указание на азотное удобрение (или удобрение, или много удобрений или нитраты) — 1 балл, редиска (или овощи, или растения)– 1 балл). 2 балла –азотные удобрения → почва → редиска → организм Алены. На рисунке обязательно указание на азотное удобрение (или удобрение, или много удобрений и т.п.) 1 балл – редиска (или овощи, или растения) 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла
  Правильные ответы. 1. соли магния или магний 2. соли кальция или кальций 3. соли железа или железо) За каждый правильный ответ дается один балл 3 балла – даны три правильных ответа 2 балла – даны 2 правильных ответа 1 балл – дан 1 правильный ответ 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3 балла Комментарий: запись в таблицу слов «недостаток кальция», «недостаток железа», оценивается как неверная в 0 баллов.
  Правильные ответы: Капуста – «кочерыжка», «выбросить кочерыжку». Морковь – «середина», «центральная желтая часть» За каждый правильный ответ дается один балл 2 балла – даны 2 правильных ответа 1 балл – дан 1 правильный ответ 0 баллов– все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-2 балла Комментарий: если в ответе наряду с правильной частью, приведена и неверная часть растения, то ответ оценивается как неправильный. Например, «кочерыжка и верхняя часть листов».

 

Комплексное задание «Спортивная площадка»
№ зада-ния Критерии оценивания
  Вопрос относительно расположения мишени М. 2 балла – буква М отмечена на той части площадки, которая заключена между окружностями с центром в точке отсчета «от лестницы» и радиусами 4 см и 6 см. На рисунке 1 область, в которой ученик должен отметить букву М, заштрихована; 1 балл – расстояние от точки М до лестницы меньше 4 см; 0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-2 балла. Вопрос относительно расположения доски Д. 3 балла – соблюдены все три условия: точка Д находится на расстоянии более чем 6 см от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. На рисунке 2 область, в которой ученик должен отметить букву Д, заштрихована; 2 балла – верно выполнены два условия; 1 балл – верно выполнено одно условие; 0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-3 балла.
  3 балла – верно заполнены все четыре пустые клетки таблицы с результатами выстрелов, верно указаны места участников соревнований; 2 балла – заполнены все четыре пустые клетки таблицы с результатами выстрелов, но при подсчетах результатов допущена одна ошибка, места участников определены верно в соответствии с полученными результатами выстрелов; 1 балл –верно заполнены только две из четырех пустых клеток с результатами выстрелов; 0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-3 балла.
Имя Баллы Общее количество баллов Место
1-ый выстрел 2-ой выстрел 3-ий выстрел
Аня          
Боря          
Ваня          
Галя          
Даша          

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.