Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы научного познания






План

1. Научный факт.

2. Проблема.

3. Научная гипотеза.

4. Теория и ее функции: объяснение и предвидение.

 

1.

Следует отличать факт как событие (это материальный феномен) от факта как знание (это воспроизведение события в знании).

Полученные данные в эксперименте – это эмпирические данные, которые могут между собой различаться.

Эти эмпирические данные могут отличаться и от факта. Такая погрешность наблюдается из-за:

1) конкретного условия наблюдения;

2) случайного состояния прибора;

3) случайного состояния объекта;

4) случайного состояния наблюдателя.

Исключение этих случайных или субъективных моментов производится повторением наблюдения или экспериментов, выявлением условий и границ применимости истинности эмпирических данных.

Факт – это достоверное эмпирическое знание о повторяющемся или единичном событии, явлении или процессе объективного мира.

Процедура описания факта:

Описание – есть “перевод”, преобразование чувственных данных на язык научных терминов и понятий. Если описываем невиданное, то возникает проблема. Поэтому при описании впервые увиденного объекта познания возникает опасность в самом описании потерять его особенность, специфику. В этих случаях лучше ввести новый термин, ведь на языке необходимо описать его индивидуальность.

Анализ факта: это расчленение фактов, выделение существенных сторон. Если фактов много, то необходима их статистическая обработка, анализ и обобщение соответствующими методами. Обработанные факты становятся эмпирическим базисом научной теории.

Функции факта в научном познании:

Факты необходимы для связи теоретического знания с объектом познания, для проверки гипотез (вообще для построения теории).

Свойства факта:

1) достоверность;

2) инвариантность относительно логических преобразований над фактом.

Структура факта представляет собой три слоя:

1) чувственный образ

2) эмпирическое описание

3) теоретическая интерпретация факта (как форма эмпирического знания)

 

2.

Научное познание представляет собой цепь проблем, «знаний о незнании». Проблемная ситуация возникает, когда необходимо продвижение из области незнания в область знания.

Научная проблема связана либо с поиском еще неизвестных новых законов, либо с отысканием новых способов применения уже известных законов (прикладные науки).

Структура проблемы:

1) известное знание;

2) приграничная область между знанием и незнанием, выражающаяся в совокупности вопросов, причем один из вопросов является главным для решения проблемы;

3) неизвестное знание.

Виды проблем:

1) фундаментальные и прикладные (по фактам найти закон; есть закон, нужно найти факты, подтверждающие закон, и границы применения закона)

2) стратегические и тактические

3) специальные, комплексные (например, экологические)

4) главные, второстепенные

5) мнимые (например, вечный двигатель), разрешимые и вечные проблемы

Работа над проблемой:

- постановка проблемы

- отграничение известного от неизвестного

- определение возможных условий решения проблемы (вид проблемы, метод решения проблемы, выбор масштаба измерения и оценок)

Три стадии решения проблемы:

1) Существует ли здесь что-нибудь неизвестное?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

2) Что именно (решение проблемы, выдвижение предполагаемого ответа)?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

3) Действительно ли существует?

- вещь

- свойство

- отношения

- процесс

В конце следует стадия проверки предполагаемого ответа в наблюдении или эксперименте.

 

3.

Гипотеза – есть научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятная истинность которого обоснована анализом известных фактов и законов.

Обычно основание гипотезы – факт, как проявление сущности. Предположение о предполагаемой закономерной связи. В широком смысле система предложений, из которых одни предложения являются важными, другие следуют из них.

Требования к гипотезе:

1) не должна противоречить известным факторам и законам и должна предсказывать новые факты

2) не должна противоречить общенаучным принципам (например, как закон сохранения энергии)

3) гипотеза или следствие ее должна быть доступной проверке с помощью экспериментов или наблюдений

4) должна быть простой

Обоснование гипотезы:

1) непосредственная проверка в наблюдении или эксперименте

2) метод исключения (особенно, если их несколько)

Развитие гипотезы:

1) идет накопление фактического материала

2) логическое выведение из нее наблюдаемых следствий

3) проверка полученных следствий в наблюдении или эксперименте

4.

Теория – истинное знание, существующее как система логически взаимосвязанных суждений, воспроизводящих закономерные связи той или иной предметной области.

Предметная область – фрагмент объекта познания, описываемый данной теорией.

Виды теорий:

1) дедуктивная (логика, математика);

2) гипотетико-дедуктивные (физика, химия);

3) описательные (биология, история, геология).

Структура теорий:

1) логический слой теории:

- определение основных понятий (аксиоматических)

- основные положения аксиомы

- производные утверждения (теоремы)

- логические законы перехода от аксиом к теоремам

2) гносеологический слой:

- понятийный аппарат (понятия, которые употребляются в теориях);

- термины, язык теории;

- логические средства теории (логические законы, которые используются при развертывании теории);

- математический аппарат.

Два вида движения теории:

1) движение от исходных понятий к выводам, потом к выходу на практику, эмпирическим законам

2) движение к исходным понятиям

Требования к теории:

1) истинность (чтобы она соответствовала сущности исследуемого предмета);

2) непротиворечивость (внутри теории не должно быть логических противоречий);

3) полнота теории: выявлены все ее теоретические основания, и все остальные теоретические утверждения логически следуют из этих и только этих теоретических оснований.

К.Гёдель доказал теоремы, согласно которым достаточно богатая теория не является полной, не обладает полной замкнутостью. С философской точки зрения так и должно быть. Действительно, если действует принцип всеобщей связи, то не может существовать абсолютно замкнутых предметов, систем предметов и теорий об этих предметах.

Формы развития теории:

Вширь и вглубь, то есть экстенсивная и интенсивная.

Например, теория Дарвина сначала была разработана для эволюции животных, а позже ее стали использовать для изучения эволюции научного знания.

Виды переходов между теориями:

- обобщение различных видов теорий (например, появление электродинамики Максвелла, которая объединила электричество и магнетизм);

- через устранение или изменение одного из основных положений (геометрия Эвклида);

- через предельный переход (отношение между классической механикой и теорией относительности Эйнштейна);

- через уточнения и развертывания (экспликация) основных понятий.

Функции теории:

1) объяснение – это поведение объясняемого явления под тот или иной теоретический закон (например, закон Ньютона, который объясняет разнообразные явления);

Типы объяснений:

- через закон

- причинно-следственное объяснение

- структурное объяснение

- через субстрат, материал

2) предвидение – это вывод из известного закона неизвестных фактов и явлений (например, система химических элементов Д.И.Менделеева);

Виды предвидения:

- вывод знания о неизвестном

- предсказание (вывод знания о будущем)

- ретросказания (вывод знания о ранее неизвестном прошлом событии, например, вымирание динозавров, мамонтов).

Логические формы предвидения:

1) дедуктивное (когда предвидение осуществляется через общий закон)

2) эмпирическо-дедуктивное предвидение (когда на основе установленных фактов, используя закон, получается предвидение)

3) индуктивное (недостоверное, вероятностное предвидение, то есть проводится эмпирическое исследование, и результаты этого исследования переносятся на другие малоизвестные предметы)

Особенности технической теории:

1) специфика объекта познания: это объекты технической теории – это социально материальные образования, комплексы, в которых природные процессы подчинены социальным целям (есть социальная и природная стороны)

2) теория о природных объектах (например, физическая теория) воспроизводит их сущность, а техническая теория воспроизводит законы функционирования и построения технической системы, законы соединения природных закономерностей с социальными целями. Отсюда ориентация технической теории на практическую деятельность. Возникновение понятия проекта, обозначающего еще не созданное техническое устройство.

3) выводы технической теории проверяются самим процессом конструирования технической системы.

Таким образом, в технической теории и техническом знании происходит конструктивное моделирование технической реальности.

 

Тема 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.