Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные и философские основания научного знания.






План

1. Идеалы и нормы научного исследования.

2. Научная картина мира (НКМ).

3. Философские основания научного знания.

1.

Во второй половине 20 века - социальные субъект – субъектные аспекты научного знания, тем самым, социальные отношения вошли во внутренние структуры научно-познавательного процесса. Важным элементом социальных отношений являются ценности.

Ценность – это то, что обладает положительным или отрицательным значением для субъекта познания.

Оценка – воспроизведение ценности в сознании.

Социальный срез ценностно-оценочных отношений образует идеалы и нормы.

Идеал – совершенное, а поэтому недостижимое состояние ценностной реальности.

Норма – общепризнанные правила, образец поведения деятельности, регулирующий стандартную деятельность и ее результат.

Межличностная асимметрия – человек к себе относится лучше, чем относится к другому человеку, поэтому, когда он критикует другую точку зрения, он может, не осознавая этого, критиковать ее с позиции идеала истинного знания, то есть быть чрезмернымее критиком. Чрезмерная критика приводит к тому, что происходит отрицание истинных моментов в суждениях оппонента. Для того чтобы этого не произошло, необходимо занимать реалистическую позицию и сознательно искать и находить в точке зрения оппонента истинные моменты.

 

Идеал научной теории:

1. Теория своими следствиями должна точно согласовываться с результатами эксперимента и идеалом.

2. Теория должна быть непротиворечивой, как внутри себя, так и в отношениях с другими теориями.

3. Теория должна иметь область применения шире, чем область существующих фактов.

4. Теория должна быть простой и вносящей упорядоченность в ранее несвязанные множества фактов.

5. Теория должна быть плодотворной, т.е. открыть новые явления и отношения.

Возникает вопрос, существуют ли инвариантные ценности в науке?

По мнению В.С.Степина, существуют две такие универсальные ценности:

1.Установка на получение предметного объективного знания о мире, лежащего в основе познания законов изменения объектов и практического их преобразования.

2. Установка на инновационный рост этого знания.

Познавательные идеалы и нормы включают в себя:

1. Объяснения и описания.

2. Доказательность и обоснованность научного знания.

3. Построение и организацию научного знания.

 

Существуют три уровня идеалов и норм научного исследования:

1. Общенаучный;

2. Исторически-конкретный;

3. Идеалы и нормы конкретизируются применительно к специфике каждой науки.

Идеалы и нормы научного исследования представляют собой дальнейшее развитие ценностного элемента парадигмы.

 

2.

Понятие «мир» применяется для обозначения особой сферы реальности. Научная картина мира – надтеоретическая форма организации научного знания. Она включает в себя знания о фундаментальных объектах, о типологии их, об общих законах их взаимодействия, о пространственно-временной структуре реальности. Например: ньютоновская картина мира: мир состоит из неделимых частиц с мгновенным взаимодействием и движением в абсолютном пространстве и времени.

Если в научной теории формулируются законы, то в научной картине мира – принципы. Теоретические объекты, образованные процедурой идеализации, нетождественны реальности, а понятие картины мира отождествляется с элементами реальности. Научная картина мира, ее понятия и принципы связывают идеализированную научную теорию с познаваемой реальностью. Научная картина мира имеет большое значение при разработке научной теории, при переходе от одной теории к другой теории. Понятия и принципы научной картины мира обосновываются опытными фактами.

Научная картина мира представляет собой конкретизацию онтологического аспекта парадигмы.

 

3.

Историко-научные исследования показали, что наука никогда не была отделена от философии. Великие научные революции всегда определялись изменением философских концепций. Научная мысль, по мнению, А. Койре (1892–1964), развивалась в рамках определенных, философских идей и принципов.

Г. Галилей привносил математику в экспериментальное естествознание, он опирался не на физику Аристотеля, а на физику Платона. Принцип инерции не осуществляется ни в реальности, ни в экспериментах, он осуществим только в мысленно идеальных конструкциях, поэтому геометризация и арифметизация реальности эксперимента шла больше от платоновской теории.

Суть научной революции XVII века заключается в переходе от неточных качественных понятий аристотелевской физики к абстрактным идеализированным понятиям физики Г. Галилея и Р. Декарта. Эйнштейновская физика сменяет ньютоновскую физику, значит, она в некоторых моментах возвращается к физике Аристотеля.

Философские основания научного познания включают в себя:

1. Онтологические – категории, фиксирующие предельно общие характеристики объектов реальности: вещи, свойства, отношения, движения, причина и следствие, сущность и явление и т.п.

2. Методологические – категории, обозначающие познавательные процедуры: способы познания, обоснования, объяснения, решения проблем, выдвижения гипотез; и их результаты: факты, теории.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.