Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика и интуиция






План

1. Логические методы.

2. Структура эвристической деятельности.

3. Формы научного познания.

 

1.

Логика – это наука о правильном мышлении, о законах необходимого перехода от одних истинных мыслей к другим, не обращаясь к наблюдению и эксперименту. Она состоит из умозаключений и рассуждений.

Научное знание – это мышление, облеченное в материально-знаковую форму. Следовательно, важное значение имеют логические методы познания. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные методы.

Индукция представляет собой рассуждение, в результате которого мы создаем недостоверное знание; иначе, индукция – переход от частного знания к общему. Действительно, реальность разнообразна, поэтому сходство наблюдаемых вещей непременно должно закончиться. Отсюда – главная проблема индуктивных логических методов, состоящая в том, чтобы избежать ошибки обнаружения общего признака вещей там, где его нет (ошибка «поспешного обобщения»). Рассмотрим конкретные индуктивные методы.

Методы установления причинной связи:

1. Метод сходства-различия. В предшествующих одному и тому же явлению обстоятельствах находим общее обстоятельство, а потом «убираем» его. Если вместе с исключением этого обстоятельства исчезает явление, то считаем его искомой причиной явления. Примеры с экспериментальной и контрольной ситуацией.

2. Метод сопутствующих изменений применяется тогда, когда предшествующие обстоятельства нельзя отделить друг от друга. Например, выявление причинных связей между изменениями давления, объема и температуры газов. В этом случае причинная связь, между изменениями двух параметров, исследуется при постоянном значении третьего параметра.

3. Метод остатков используется тогда, когда при установлении причинной связи имеют дело со сложными явлениями. В этих условиях рассматривается связь каждого известного элемента предшествующего явления с каждым известным элементом последующего явления, и тогда оставшийся элемент предшествующих обстоятельств оказывается причиной оставшегося элемента последующих обстоятельств. Короче, оставшаяся причина определяется таким способом исключением из известных элементов составной причины. Наиболее яркий пример: открытие планеты Нептун по гравитационному воздействию на орбиту планеты Уран.

Ограничения: методы установления причинных связей применяются только при раскрытии всех предшествующих обстоятельств, и тогда, когда эти обстоятельства независимы друг от друга.

Дедукция – это рассуждение, в результате которого мы получаем необходимо достоверное знание; другими словами, дедукция – переход от более общего знания к менее общему.

Существует четыре логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

Закон тождества: каждая мысль, участвующая в рассуждении, при повторении должна иметь одно и то же значение. Если одна из мыслей рассуждения обладает двумя или более значениями, то нарушается необходимость этого и только этого логического вывода. Схема.

Ограничения: все мысли в рассуждении должны быть точными, ясными и однозначными.

Закон запрета противоречия.

Прежде, чем мы его рассмотрим, выясним основные типы суждений, участвующих в рассуждении. Суждение – это мысль, в которой утверждается либо отрицается что-либо о предметах мысли. Различают общие и частные, утвердительные и отрицательные суждения. Общеутвердительное суждение «Все предметы имеют данный признак»; общеотрицательное суждение «Ни один из предметов не имеет этот признак»; частноутвердительное суждение «Некоторые предметы имеют данный признак»; частноотрицательное суждение «Некоторые предметы не имеют этого признака». Строим «логический квадрат», на верхней стороне которого располагаем в его углах общеутвердительное и общеотрицательное суждения, на нижних углах – частноутвердительное и частноотрицательное суждения. Верхнюю сторону «логического квадрата» образует отношение противоположности, боковые стороны – отношения подчинения, диагонали – отношение противоречия.

Закон запрета противоречия: два противоположных суждения, высказанные в отношении одного и того же предмета, в одно и то же время и в одном и том же значении, не могут быть истинны.

Ограничения: суждения должны высказываться в одно и то же время и в одном и том же значении; оба противоположных суждения могут быть ложными. Примеры.

Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно непременно истинно, другое непременно ложно. Примеры. В научном споре для опровержения общего суждения оппонента логически достаточно приведение противоречащего ему частного суждения.

Ограничение: суждения должны высказываться в одно и то же время и в одном и том же значении.

На схеме «логического квадрата» область закона запрета противоречия охватывает верхнюю его сторону, область закона исключенного третьего – обе его диагонали.

Введем понятие доказательства. Доказательство – это процесс обснования истинности какого-либо утверждения с помощью уже установленных истинных утверждений. Оно состоит из тезиса, аргументов и демонстрации. Тезис – положение, которое требуется доказать. Аргументы – суждения, с помощью которых доказывается тезис. Демонстрация – совокупность логических законов и правил, обеспечивающих необходимую логическую связь между аргументами и тезисом.

Закон достаточного основания: любое суждение должно быть достаточно обосновано. Особенно в научном познании. Для признания сообществом ученых научной работы необходимо достаточное аргументированное обоснование созданных автором элементов научной новизны.

Чтобы выявить ошибку приведения недостаточных аргументов в обосновании тезиса, необходимо создать достаточные для обоснования тезиса аргументы. Например, в качестве аргументов в пользу обоснования шарообразности Земли предлагаются факты исчезновения сначала кормы, а потом мачты уходящего от берега в океан корабля. При приближении корабля из океана к берегу эти его детали появляются в обратном порядке. Конечно, указанные аргументы не обосновывают тезис о шарообразности Земли. Они служат обоснованием более широкого тезиса о выпуклости ее поверхности. Достаточными для обоснования данного тезиса аргументами являются факты: линия горизонта в открытом море представляет собой окружность; тень Земли на диске Луны – часть круга; наконец, наблюдения космонавтов, облетающих Землю.

Правила доказательства:

Тезис и аргументы должны быть ясными, точно определенными и одинаковыми на всем протяжении доказательства; не должны противоречить друг другу и самим себе. Аргументы должны быть истинными, обоснованными, в конечном счете, фактами; не зависеть друг от друга и от тезиса. Демонстрация должна быть достаточной и непротиворечивой.

Доказательство может быть прямым и косвенным, с применением закона исключенного третьего («доказательство от противного»).

Опровержение тоже разделяется на два вида: опровержение демонстрации посредством обнаружения логических ошибок; и опровержение тезиса. Дело в том, что наличие логических ошибок не говорит об ошибочности тезиса. Он может быть доказан с помощью других аргументов, поэтому необходимо проводить специальное опровержение тезиса. Опровержение тезиса, в свою очередь, разделяется на два вида: прямое опровержение тезиса и приведение к абсурду, когда из него логически выводится следствие, открыто противоречащее фактам или установленным истинным законам.

 

2.

Изложенная выше логическая структура научного знания характеризует его в готовом, «результатном» виде. Создаются научные знания с помощью интуиции и методов научного познания.

Интуиция есть процесс непосредственного, прямого усмотрения истинного знания, которое дается сразу, без рассуждений и обоснований. Если логический процесс осознан, идет под контролем «Я» и подчинен его воле. Интуитивный процесс бессознателен, бесконтролен и не подотчетен воле. М. Борн сказал о сути научной творческой, эвристической деятельности: «Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, чего, в сущности, я высказать не могу, ибо пока не понимаю этого сам». Под «эвристикой» понимается учение о приемах научной творческой деятельности. На вопрос журналиста, что он подумал при вспышке экрана, возвестившем о новом явлении, В. Рентген ответил: «Я исследовал, а не думал».

Структура эвристической деятельности состоит из четырех стадий: подготовки, инкубационного периода, озарения (инсайта), эпистемной обработке и практической проверке полученного результата. Под «эпистемой» мы понимаем научное знание.

Стадия подготовки заключается в длительных и безрезультатных попытках решить научный вопрос известными методами. В конце этой стадии наше мышление попадает в познавательно-психологический «барьер» (Б. М. Кедров), в данном случае – познавательно-психологический «тупик». Здесь рекомендуется отправить нерешенный вопрос с сознательного уровня на бессознательный уровень: «отключиться» от него и переключиться на другую деятельность, в том числе перейти в состояние пассивного или активного отдыха.

Инкубационный период протекает на бессознательном уровне нашей душевной жизни. Нерешенный вопрос попадает туда только тогда, когда за счет длительной работы с ним накоплена достаточная для такого перехода инерция. Бессознательная сфера нашей жизни представляет собой хаотическое движение ощущений, восприятий, представлений, мыслей, желаний, чувств и побуждений. Попавший туда вопрос порождает возникающие и распадающиеся «цепочки» мыслей.

Если на конце одной из «цепочек» мыслей появляется ответ на вопрос, то он «всплывает» на уровень сознания. Это и есть стадия озарения или инсайта. Прямо подействовать на процесс озарения невозможно. Можно подействовать только косвенными приемами, которые имеют индивидуальную специфику.

К типичным приемам относится длительная прогулка (Д. Уатт, У.Р. Гамильтон, Н.Е. Жуковский, А. В. Погорелов и другие), поэтому «ноги – колеса мысли». Другой прием – сон, который является бессознательным состоянием нашей психики (Ж.А. Пуанкаре, Ф.А. Кекуле, И.П. Павлов и другие), поэтому «учитесь видеть сны, господа». Создатель центробежного насоса Н. Аппольде отработал такую методику эвристического поиска. Когда возникали трудности в решении технической задачи, он обсуждал их сам с собой, вызывал в уме все фактические принципы, относящиеся к исследуемому случаю. Формулировал программу исследования, загружал свое бессознательное работой. Обыкновенно решение приходило ему рано утром, когда он просыпался.

Особо отметим переход от сна к бодрствованию, сходный по психической структуре с озарением. Именно в этот момент приходили открытия Р. Декарту, К.Ф. Гауссу, А. Эйнштейну. Интуитивное решение часто приходит в виде чувственного образа. Ф.А. Кекуле рассказывает сон: «Бал, пары, атомы; ряды их извиваются, как змеи, вдруг одна из змей схватила свой хвост и завертелась перед моими глазами. Словно вспышка молнии озарила меня. Я проснулся и стал думать с ручкой в руках». Поэтому не следует торопиться оформлять интуитивный чувственный образ в старую понятийно-терминологическую оболочку, дабы не потерять в ней новую мысль. Полученный интуитивный результат представляет собой лишь предположение, которое может оказаться ошибочным. Ошибки интуиции:

– неправильная оценка случайностей;

– проявление излишней категоричности тогда, когда этого не позволяют сделать знания о предмете («ошибка эксперта»);

– случайное совпадение трактуется как закон связи событий (ошибка «мнимая корреляция»).

Поэтому необходима стадия эпистемной обработки и практической проверки полученного интуитивного результата. Эпистемная обработка интуитивного результата заключается в проявлении разнообразных связях его с ранее известными научными знаниями. Например, чтобы усилить логическое доказательство полученного теоретического результата, нужно попытаться его самому … опровергнуть. Практическая проверка состоит в установлении эквивалентной связи его с объектом научного познания.

Личными «врагами» эвристической деятельности ученого являются: страх провала, чрезмерная самокритичность и лень, «трудолюбие лентяя».

Одним из важнейших приемов эвристической деятельности является «перенос», когда мы, занимаясь совершенно другой областью знания, вдруг видим сходство проблемы, решенной на другом материале, с нерешенной проблемой в своей области научного знания. Тогда мы и переносим это решение в свою область знания с учетом ее специфики.

У каждого из нас должна стоять полка-другая книг по психологии творчества. Обратите внимание на фамилию Эдварда де Боно, всемирно известного специалиста по психологии творчества. Покупать нужно любую его книгу, даже написанную для развития творческих способностей ребенка. Есть у него и такая книга.

 

Тема 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.