Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 3. Орфография
Орфография — раздел языкознания, описывающий передачу слов с помощью графических символов (букв и диакритических (надстрочных) знаков). Между звуками, составляющими речевые высказывания, и буквами нет прямого соответствия. Написание того или иного слова определяется рядом орфографических принципов и языковых обстоятельств, точное и полное изучение которых в случае английского языка не представляется практичным за пределами профессиональной лингвистики. Вместе с тем усвоение английской орфографии может представлять собой значительные трудности в силу ряда причин: для передачи 46 фонем английского языка используется только 26 букв; количество букв нередко не соответствует количеству звуков (father — 6 букв, 4 звука; course — 6 букв, 3 звука); в ряде слов имеются нечитаемые буквы (de b t, ans w er); одна и та же фонема может передаваться различными сочетаниями букв, и наоборот, одно и то же сочетание букв в разных словах может давать разные фонемы: laugh и staff — разное написание, но одна фонема [ɑ: ]; laughter и daughter — одно написание, но разные фонемы, соответственно [ɑ: ] и [ɔ: ]; наличие омофонов (to, two, too [tu: ]) и омографов (lead [li: d] —- вести и lead [led] — свинец). Однако при условии твердого изучения ряда закономерностей, применимых к большинству слов, и постоянной проверке незнакомых и сложных слов с помощью справочной литературы, практическое овладение английским правописанием вполне достижимо. В следующей таблице приводится чтение согласных букв. Оно в целом регулярно:
Основную трудность в английском языке представляет чтение гласных. Центральное понятие в чтении гласных — слог. Гласный звук образует ядро слога, согласные отграничивают его в потоке речи. Согласные могут отсутствовать, в этом случае слог состоит из одной гласной. Слог может быть ударным или безударным. Ударность слога оказывает непосредственное влияние на его чтение: гласный в безударном слоге обычно подвергается редукции (т.е. лишается своего характерного звучания и приобретает усредненное, обозначаемое транскрипционными знаками [ə ][§§§] и [ɪ ]), в ударном — читается в соответствии с нижеприводимыми закономерностями. В английском языке целесообразно различать четыре типа ударного слога. Первый тип слога (так называемый «закрытый») оканчивается на согласную. Второй тип слога (так называемый «открытый») оканчивается на гласную. Третий тип слога оканчивается сочетанием буквы r и другой согласной. Четвертый тип слога оканчивается буквой r, за которой следует гласная. Чтение гласных букв по четырем типам слога приведено в следующей таблице:
В начале слова перед гласной буква Y y читается как [j]: yes [jes]. На конце слов в безударном положении буква Y y читается как звук [ɪ ]. Буква W w в начале слова читается как [w]: we [wi: ]. Сочетание любой гласной с буквой r в безударном положении читается как нейтральный звук [ə ], например: letter [ʹ letə ], doctor [ʹ dɔ ktə ], dollar [ʹ dɔ lə ] Буква R r перед любой гласной, кроме немой е, читается как звук [r]. Буква I i перед сочетаниями ld, nd, gh читается как звук [aɪ ], например: child [tʃ aɪ ld], find [faɪ nd], light [laɪ t]. Конечное о всегда читается как [ə u], например: photo [ʹ fə utə u]. Устойчивое сочетание двух букв, используемое для обозначения одного звука, называется диграфом. В следующей таблице приводится чтение наиболее распространенных ударных гласных диграфов:
Буквосочетание ea читается как звук [e] перед [d, t, θ, ð, l], например: bread [bred], sweat [swet], death [deθ ], weather [ʹ weð ə ]. В следующей таблице приводится чтение наиболее распространенных согласных диграфов:
Хотя в целом чтение согласных более единообразно и не представляет затруднений, необходимо обратить внимание на наличие двух вариантов чтения у согласных c, g, s и x:
Исключения: give [gɪ v], get [get] Также нужно запомнить особое чтение ряда сочетаний гласных с согласными:
Знаки пунктуации
Распространенные сокращения
Лексический минимум
Упражнения 1. Прочитайте, усвойте и запомните информацию об особенностях английской орфографии. Обратите особое внимание на частотные закономерности, в первую очередь, на чтение гласных по типу слога. 2. Сделайте артикуляционную гимнастику. Отработайте аспирированные согласные [p], [t], [k], гласные [æ ] и [e]. Отчитайте скороговорки: Betty Botter bought some butter but she said my batter's bitter. If I buy some better butter it will make my batter better. So she bought some better butter and it made her batter better. Kitty caught the kitten in the kitchen. Peter Piper picked a peck of pickled peppers. 3. Напишите транскрипцию слов лексического минимума и объясните их чтение. Отчитайте и выучите их. 4. Отчитайте слова, записанные транскрипционными знаками, и дайте их графическую форму: [bæ ŋ k], [bᴧ t], [fᴧ nd], [faɪ nd], [ʹ djuə rɪ ŋ ], [steɪ t], [wɪ ʹ ð ɪ n], [trᴧ st], [treɪ d], [wə: k], [ʹ glə ubə l], [kraɪ m], [ʹ deɪ tə ], [laɪ k], [teɪ k], [hə um], [waɪ d], [ʹ mæ tə ], [pleɪ s], [rə ul], [ʹ ju: nɪ t], [jɪ ə ], [wə: ld], [eɪ bl], [ʹ beɪ bɪ ], [aɪ dl], [ʹ taɪ nɪ ], [tə un], [ə uld], [kju: b], [tu: l], [buk], [let], [set], [west], [ʹ sɪ tɪ ], [lɔ g], [ʹ kɔ pɪ ], [mɔ k], [rum], [fut], [sᴧ tʃ ], [mᴧ tʃ ], [dᴧ st], [ɑ: m], [hɑ: d], [lɑ: dʒ ], [bɑ: ], [kɑ: ], [kɔ: n], [pɔ: t], [nɔ: ], [ʃ ɔ: t], [tə: m], [hə: ], [və: b], [hɪ ə ], [faɪ ə ], [haɪ ə ], [ʃ uə ], [pjuə ]. 5. Напишите транскрипцию слов, приведенных в графике, и отчитайте их: address, wire, assets, upon, know, rice, local, protect, line, list, nation, origin, owner, partner, past, process, fly, progress, range, task, trend, canal, cry, cinema, anatomy, tire, care, late, rare, serve, face, nerve, order, for, army, cage, march, pace, far, ugly, ride, uncle, look, good, on, frog, offer, lady, ill, egg, cherry, rose, hope, note, my, ice, bacon, lazy, age, table.
|