Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 3






Планируемый результат: устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Примеры заданий Задание базового уровня Впиши пропущенные смысловые вопросы. говорить (_________________?) тихо; мышка (_________________?) крошечная; купались (_________________?) в море; нора (_________________?) лисья. Образец правильного ответа: правильно вписаны вопросы говорить (как?) тихо; мышка (какая?) крошечная; купались (где?) в море; нора (чья? /какая?) лисья. Критерий достижения планируемого результата: не менее чем в трех случаях правильно вписаны вопросы. Задание повышенного уровня Катя должна была выписать из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок, если есть, запиши, в чем заключается ошибка. Предложение: Темная туча медленно поползла по небу и закрыла солнце. Выписанные словосочетания: туча (какая?) темная — _____________________________________ поползла (где?) по небу — _____________________________________ закрыла (что?) солнце — _____________________________________ туча (что сделала?) закрыла — _____________________________________ медленно (что сделала?) поползла — _____________________________________ Образец правильного ответа: отмечено туча (что сделала?) закрыла — подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются; медленно (что сделала?) поползла — поползла (как?) медленно Критерий достижения планируемого результата: задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены две ошибки и указано, в чем они заключаются, во втором случае ошибка исправлена.

Приведенные примеры показывают, что тип используемых заданий в основном определяется планируемым результатом. Причем оценка уровня достижения планируемого результата осуществляется, как правило, с помощью заданий одного типа. Это означает, что задания с выбором ответа, или с кратким или только развернутым ответом могут быть эффективно использованы как для оценки достижения планируемого результата базового, так и повышенного уровней, хотя, безусловно, могут быть и исключения (см. пример 3).

Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее. Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом.

Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы.

Форма представления критериев оценки достижения планируемых результатов может быть различной. Она зависит от того, какой результат оценивается; как проводится итоговая оценка; какой тип заданий используется в итоговой работе; а также от того, с какой целью эти критерии используются. Например, чтобы объяснить учителям или родителям, как оценивается данный результат, можно привести образец ответа и комментарии к нему. А в итоговой проверочной работе для удобства проверяющих целесообразно кратко представить верные ответы в виде таблицы, а критерии оценки привести в отдельном документе, дополнив их специальными рекомендациями.

При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике). Однако это справедливо не для всех заданий. В ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан, только если ребенок неоднократно применяет оцениваемый алгоритм, правило и т.д. к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). В этом случае в критерии необходимо указать, сколько раз ребенок должен правильно применить оцениваемый алгоритм или правило (см. критерии для примеров 2 и 3). Поэтому в заданиях по русскому языку обычно дается не одно слово, а набор специально подобранных слов или словосочетаний. Планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно используется более чем в 65% представленных случаев.

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев: аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности. В зависимости от особенностей планируемых результатов в отдельных случаях в критериях даются ограничения, например, приводится комментарий о том, что запись пояснений необязательна.

По мере введения планируемых результатов критерии достижения будут уточняться и совершенствоваться.

Таким образом, в процессе операционализации планируемых результатов уточняются требования к инструментарию (типу заданий) и критерии оценки (ясность и понятность формулировок, надежность оценки), т. е. конкретные требования к ответу ученика (что должно быть им продемонстрировано для принятия решения о достижении данного планируемого результата).

Важно понять, что разработанный операционализированный перечень планируемых результатов с примерами заданий выдвигает основные требования к уровню овладения планируемыми результатами и раскрывает особенности оценки. Он является ориентиром для разработки заданий для итоговой оценки, но не образцом для копирования или основой для «натаскивания» учащихся на выполнение определенных заданий. Перед разработчиками инструментария для итоговых работ не ставится задача «клонирования» представленных заданий. После утверждения планируемых результатов и их введения в практику начальной школы будет постепенно формироваться банк заданий, более полно оценивающих различные стороны планируемых результатов с помощью разнообразного инструментария и не повторяющих представленные примеры. Этот банк может быть использован при разработке проверочных работ для проведения итоговой оценки, а также мониторинговых исследований.

Операционализированные перечни планируемых результатов по математике и русскому языку с примерами заданий приведены в следующих разделах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.