Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Право международных организаций и конференции






 

Указание Будапештского Кодекса поведения 1994 г. на то, что закре­пленные в Кодексе положения " носят политически обязательный харак­тер", как раз и говорят о том, что эти положения имеют юридическую силу для государств-участников, иначе как можно обязать суверенное государство выполнять свои политические обязательства, в том числе в области международного сотрудничества в военно-политических направ­лениях и по мерам военного доверия?

Более того, итоговыми документами СБСЕ самому совещательному процессу было придано новое качество. Совещание, созываемое перио­дически, было преобразовано в новую международную региональную Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с по­стоянно действующими органами, которые с 1 января 1995 г. сразу же включились в работу. Например, представители ОБСЕ принимали актив­ное участие в качестве посредников в урегулировании военных кон­фликтов в Абхазии и Чечне.

Источником международного права являются решения и некоторых международных межправительственных организаций, в частности ООН. Обязательны к исполнению всеми государствами - членами ООН резо­люции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и внутренней структуры самой ООН. Например, Резолю­цией 48/141 от 20 декабря 1993 г. учрежден пост Верховного комиссара по правам человека по должности уровня заместителя Генерального сек­ретаря ООН и создан Центр по правам человека в рамках Секретариата ООН. Создание этих новых структур привело к изменению бюджетных взносов государств - членов ООН и учету государствами рекомендаций Верховного комиссара по правам человека.

Объединение ФРГ и ГДР в одно государство, распад СССР, Чехо­словакии и Югославии с образованием новых государств - членов ООН также привело к повышению расходов ООН и перераспределению бюд­жета ООН по соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, выполнять которую должны все государства - члены ООН.

Нормативный характер имеют и резолюции Совета Безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нару­шений мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к испол­нению как для членов ООН (ст. 25 Устава ООН), так и для не членов ООН, так как согласно п. 6 ст. 2 Устава ООН " Организация обеспе­чивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, дейст­вовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходи­мым для поддержания международного мира и безопасности". Например, если Швейцария – не член ООН стала бы нарушать санкции, введенные Советом Безопасности ООН против Ирака, Совет Безопасности мог бы принять санкции и против Швейцарии, чтобы принудить ее к прекраще­нию нарушений и выполнению решений Совета Безопасности. Резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Совет Безопасности ООН учредил Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответ­ственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии и утвердил для этого Устав Междуна­родного уголовного трибунала по Югославии; Резолюцией 955 от 8 но­ября 1994 г. Совет Безопасности учредил Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совер­шенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за ге­ноцид и Другие подобные нарушения, совершенные на территории со­седних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., и утвердил для этого Устав Международного уголовного трибунала по Руанде.

Подобные действия Совета Безопасности свидетельствуют о том, что Совет Безопасности, ранее осуществлявший правоприменительные функции, начал выступать и в качестве нормотворческого органа, де­ятельность которого в этом качестве была одобрена всеми государст­вами - членами Совета Безопасности и ООН в целом. Правда, при этом следует иметь в виду, что такими нормотворческими функциями Совет Безопасности наделяется самими государствами - членами Совета Безо­пасности, которые и принимают такие решения.

В нормотворческом процессе активно участвуют и специализирован­ные учреждения ООН (Международная организация труда, Международ­ная морская организация, Международная организация гражданской авиации и др.), разрабатывающие конвенции, технические правила, меж­дународные нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступ­ления в силу становятся источниками международного права.

Более того, международные межправительственные организации и некоторые международные органы (например, Международный орган по морскому дну, Международный трибунал по морскому праву, Арбит­раж, созданные в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.) в рамках учреждающих такие организации и органы документов разрабатывают и принимают свои собственные правила и процедуры нормативного характера, которые регулируют внутреннюю деятельность международных организаций и международных органов, их взаимоотно­шения с государствами и другими субъектами международного права, в том числе и нормы процессуального характера. Такое нормотворчество позволяет вполне обоснованно говорить о становлении и развитии внут­реннего права самих международных организаций или в общем, плане, права международных организаций.

Особое внимание обращают на себя решения Международного суда ООН. Являются ли решения Международного суда ООН источником международного права? Международный суд ООН (как и любой судеб­ный орган вообще) является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм ме­ждународного права. Решения Международного суда ООН не являются и не могут являться источником международного права, они обязательны к исполнению только лишь теми государствами, чей спор рассматривался Международным судом. Хотя никак нельзя отрицать того факта, что и решения Международного суда ООН, и нормы, разрабатываемые между­народными межправительственными организациями и международными органами, могут явиться основой для формирования впоследствии дого­ворных международно-правовых норм.

Авторы учебника " Международное право" Дипломатической акаде­мии МИД РФ и МГИМО МИД РФ (1994 г.) утверждают, что " статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников ме­ждународного права (курсив мой. - Авт.), на основании которых суд должен решать переданные на его рассмотрение споры". На са­мом же деле ст. 38 содержит не перечень источников международного права, а положения о том, что " суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет..." - далее следует перечень применяемых судом отправных документов, на основа­нии которых суд выносит решение. К числу таких отправных докумен­тов ст. 38 относит:

" а) международные конвенции, как общие, так и специальные, уста­навливающие правила, определенно признанные спорящими государст­вами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59 (решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу), су­дебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

Из перечисленных выше отправных документов, применяемых судом, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалис­тов по публичному праву никак не могут называться источниками меж­дународного права.

Государства - основные субъекты международного права никогда в своих действиях не будут руководствоваться судебными решениями, а тем более доктриной даже самых квалифицированных ученых. В про­тивном случае можно было бы предположить, что Российская Федерация будет руководствоваться трудами 3. Бжезинского, а США - трудами Г.И. Тункина.

Другое дело - Международный суд ООН - судебный орган междуна­родной межправительственной организации. Суд за неимением источни­ков международного права может руководствоваться и судебными прецедентами и доктриной ученых, но Международный суд ООН - это только судебный орган, а не субъект международного права.

Юридический статус пространств арктического региона, под которым понимается северная полярная область земного шара, ограниченная с юга северным полярным кругом, подразделяется на две категории. Материковые и островные образования подчинены суверенитету того или другого из со­предельных с Северным Ледовитым океаном государств — России, Дании, Канады, Норвегии или США. Такое правовое положение сухопутных частей региона, сложившееся на базе традиций, первоначального завладения и детального пользования ими (“эффективная оккупация”), договорного оформления либо приобретения, с течением времени получило закрепление во внутригосударственных нормативных актах, принимавшихся некоторыми из поименованных государств.

В частности, суверенитет и юрисдикция Канады распространены на прилежащие к ее континентальной части островные образования Арктики Зако­ном о северных территориях от 27 июня 1925 г.1; Постановлением Прези­диума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. объявлены принадлежащими к территории СССР “как открытые, так и могущие быть открытыми” земли и острова, находящиеся к северу от евразийского материка вплоть до Север­ного полюса в промежутке между меридианом 32°04'35" восточной долготы и меридианом 168°49'30" западной долготы. К территории Норвегии аркти­ческий архипелаг Шпицберген и расположенные вблизи него острова между меридианами 10° и 35° восточной долготы отнесены многосторонним Дого­вором о Шпицбергене, заключенным в 1920 г.

Подобный метод разграничения зон национальных интересов приарктических государств в данном регионе побудил некоторых правоведов выдви­нуть “теорию секторов”, согласно которой суверенитет этих стран распро­страняется на всю вообще пространственную сферу Арктики. Упоминание в законодательстве таких стран географических меридианов рассматривается сторонниками подобного подхода как недвусмысленное установление здесь соответствующими государствами своих государственных границ. В дейст­вительности же ни в одном из известных национальных нормативных актов не содержится заявлений о распространении на всю Арктику верховенства стран, прибрежных к Северному Ледовитому океану. В связи с этим следует исходить из того, что части его акватории по своему юридическому статусу подразделяются на такие же категории, что и водные пространства всего Мирового океана, а именно: на внутренние морские воды и территориаль­ное море, на которые распространяется суверенитет прибрежных госу­дарств, на прилежащую, исключительную экономическую зоны и континен­тальный шельф, где прибрежные государства могут осуществлять лишь юрисдикционные правомочия в отношении отдельных видов морской дея­тельности, а также на пространства открытого моря и Международного рай­она морского дна, подпадающие под действие международного режима, до­пускающего пользование их пространствами и природными ресурсами лю­бым государством с учетом требований, установленных международным правом.

Международная межгосударственная (межправительственная) организа­ция - это создаваемое заинтересованными государствами в соответствии с международным правом объединение, управомоченное ими на решение кон­кретных задач в одной из областей международных отношений - политиче­ской, военной, экономической, правовой и др. Подобные объединения ха­рактеризуются следующими основными признаками:

- создание в соответствии с требованиями принципов и норм междуна­родного права, ибо в противном случае ее учредительный акт должен быть

признан ничтожным (недействительным с самого начала), а его действие прекращено в кратчайший срок;

- учреждение на основе международного договора, регулирующего поведение его сторон и самой организации, устанавливающего соответствую­щую систему органов и процедурные формы их деятельности;

- осуществление сотрудничества в конкретных областях международной
деятельности и координации усилий субъектов международного права; каждая такая организация выступает в качестве посредника между ее
членами, используя различные формы общения — консультации, конферен­ции, совещания, семинары и т. д.;

- наличие соответствующей организационной структуры — штаб квартиры, системы главных и вспомогательных органов, административного аппа­рата, которые функционируют в строгом соответствии с положениями учре­дительного акта и разработанных на его основе рабочих регламентов;

- наличие прав и обязанностей, делегируемых создаваемой организации
ее учредителями и четко фиксируемых в учредительном акте таковой таким
образом, что она без согласия ее участников не может предпринять дейст­вий, затрагивающих их интересы, и выйти за рамки целей и компетенции, установленных упомянутым учредительным актом;

- обладание автономной волей в рамках делегированных ей государства­
ми-учредителями полномочий (компетенции), имея в виду способность орга­низации самостоятельно выбирать конкретные средства и способы реализа­ции прав и обязанностей, возложенных на нее.

Следовательно, межгосударственные (межправительственные) организа­ции обладают правосубъектностью, включающей правоспособность (способ­ность иметь права и обязанности), дееспособность (способность своими действиями осуществлять, реализовать свою правоспособность), способ­ность участвовать в процессе международного правотворчества и способ­ность нести юридическую ответственность за совершаемые ею действия. На­личие у таких организаций международной правосубъектности позволяет ут­верждать, что их воля представляет новое по сравнению с волей каждого из государств-учредителей в отдельности качество: эта воля не является суммой воль членов организации, а обособлена от них, будучи ограниченной по объему положениями учредительного акта, которым создана.

Наиболее важными чертами международной правосубъектности между­народных организаций являются:

—признание за ними качества международной личности со стороны других субъектов международного права;

—наличие обособленных прав и обязанностей;

—право на свободное выполнение своих функций;

—право на заключение договоров;

—участие в создании норм международного права;

—право обладать дипломатическими привилегиями и иммунитетами;

—право на обеспечение выполнения норм международного права;

—международно-правовая ответственность.

Членство в международных организациях основано на принципе суверенного равенства государств и иных субъектов международного права, что проявляется в общем практически для всех таких организаций условии вступления в состав их членов - принятии принципов каждой такой организа­ции соискателем. Подразделение членов на первоначальных и других (ос­тальных) на объеме их прав и обязанностей не отражается. Ассоциирован­ное членство обычно предоставляется группам малых государств в тех меж­дународных организациях, в которых для получения статуса полноправного члена необходимо соответствие соискателя определенным условиям (ценз).

Права и обязанности членов межгосударственных международных орга­низаций могут подразделяться на индивидуальные и коллективные:

- к индивидуальным относятся такие, которые могут связывать отдельного члена данной организации с нею в качестве партнера

- коллективные обращены ко всем членам или к их группе и обязывают их действовать в определенных обстоятельствах сообща, наделяют их какими-либо правами единообразно.

Те и другие обычно получают четкое закрепление в учредительных актах соответствующих международных организаций либо в принимаемых ими решениях (резолюциях).

Условия и процедура прекращения членства в международных организациях всегда получают закрепление в учредительных актах таковых и могу, быть сведены к следующему перечню:

- добровольный выход, возможность которого вытекает из принципа суверенного равенства государств (в связи с чем отсутствие соответствующей оговорки в учредительном акте не является препятствием для выхода);

- автоматическое прекращение членства вследствие наступления опреде­ленных обстоятельств (выход бывшего государства-члена Международного валютного фонда через три месяца после этого из состава Международного банка реконструкции и развития);

- исключение как следствие систематического нарушения уставных по­ложений;

- прекращение существования государства в качестве субъекта междуна­родного права (слияние с другим государством, распад на два или более но­вых независимых государств);

- прекращение существования организации, ее ликвидация в результате сокращения членского состава менее числа, предусмотренного учредитель­ным актом, истечения срока действия этого документа либо наступления
определенного условия.

От прекращения членства следует отличать его приостановление, кото­рое, в отличие от первого, имеет временный характер и при определенных обстоятельствах может быть отменено (возобновление членства).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.