Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 2. Источники, принципы, система и субъекты международного права
Нормы международного права - это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов международного права, устанавливаемые самими субъектами международного права и выполняемые ими добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения. Субъекты международного права в процессе международного сотрудничества осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведение субъектов международного права в процессе их международного общения. Нормы международного права могут классифицироваться по различным основаниям и критериям: по форме объективирования - договорные и обычные международно-правовые нормы. Договорные международно-правовые нормы зафиксированы (закреплены) в самых разнообразных международных договорах, обычные международно-правовые нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов международного права, проявляющихся в их обычной практике; по количеству участников - нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (в многосторонних договорах). К числу таких двусторонних договоров относятся, например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. - Договор СНВ-2, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г., Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1988 г. К числу многосторонних договоров относятся, например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.; по субъектно-территориальной сфере действия - универсальные и локальные. Универсальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов международного права, объекты которых касаются, как правило, важнейших проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все человечество. Универсальные нормы содержатся в таких международных договорах, как Устав ООН, Международные пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. и др. Локальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов международного права, как правило, одного географического региона, или такие отношения, объекты которых касаются ограниченного круга субъектов международного права. Локальные нормы содержатся в таких международных договорах, как Хартия африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г.. Договор о Шпицбергене 1920 г. и др.; по юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы. " Императивная норма общего международного права (jus cogen; является нормой, которая принимается и признается международным обществом государств в целом как норма, отклонение от которой допустимо и которая может быть изменена только последующей но общего международного права, носящей такой же характер" (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Иными словами, императивные нормы (jus cogens) - это такие мы, которые составляют правовую основу всего международного i и всех международных отношений вообще, основу всего международного правопорядка и политической стабильности в мире. Императивные нормы обладают наивысшей юридической силой, любые другие нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Ни один объект международного права не может выходить за рамки императивных норм, произвольно, по своему усмотрению изменять их юридическое содержание, а тем более нарушать их. Действия государства, нарушающие или попирающие императивные нормы, являются грубым нарушением международного правопорядка, в том числе агрессией (в соответствии с определением понятия " агрессия"), влекущими за собой решению Совета Безопасности ООН самые серьезные международно-правовые санкции, вплоть до подавления агрессора силой по ст. 41 Устава ООН. Императивными нормами (jus cogens) являются в первую очередь основные принципы международного права, закрепленные в Уставе юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принц международного права 1970 г., основные принципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., другие основные принципы международного права, находящиеся в стадии становления. Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу. Например, гласно ст. 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из методов в зависимости от различных условий, а именно: или линии наибольшего отлива вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки (по ст. 7), или их сочетание. Согласно ст. 83 той же Конвенции делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащим или смежным побережьем осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в ст. 38 Статута Международного суда, в целях достижения справедливого решения; по видам международно-правовых норм - нормы материального права и нормы процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств - участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.), нормы процессуального права устанавливают порядок (процедуру) реализации самих материальных норм (например, порядок деятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.). Перечисленная выше классификация международно-правовых норм не является исчерпывающей. В определенной мере и сама эта классификация является условной, поскольку некоторые международно-правовые нормы одновременно могут быть и договорными и многосторонними, договорными и двусторонними, универсальными и локальными, императивными и двусторонними, императивными и многосторонними. Иными словами, международно-правовые нормы могут одновременно использоваться при различных сочетаниях классификационных оснований. Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права (например, обязательства государств - участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей), охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН); по характеру субъективных прав и обязанностей - обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы. Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия, например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие, не создавать в открытом море опасности столкновения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух летательных аппаратов); управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях, на осуществление свобод открытого моря). Кодификация норм международного права - это официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью: а) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах); б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубоководного района морского дна и др.), расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества; в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуции, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными; г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование; д) сближения позиций различных групп государств и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм и др. Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утверждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъектами международного права, является нормотворческим процессом, способствует прогрессивному развитию международного права и является средством укрепления международного правопорядка. А сами кодификационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, многосторонними договорами большой политико-правовой значимости, открытыми для участия в них наибольшего числа субъектов международного права. Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участвующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нормы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. говорится, что " нормы международного обычного права.Будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции". Аналогичные правила закреплены и в преамбулах Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Международная практика государств, обобщенная Комиссией международного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международно-правовых норм в таких отраслях международного права, как международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, право внешних сношений, право международных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали сохранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению международного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулированию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудничества по всему спектру международных отношений. Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие международного права особенно рельефно можно проследить на кодификации международно-правовых норм в области международного морского права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы. Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нормы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 апреля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях " О территориальном море и прилежащей зоне", " Об открытом море", " (континентальном шельфе", " О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некоторые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов (" ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода научных исследований и другие свободы. Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву за кончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океаническое промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Мирового океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших н обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявлены фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоководной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться научно-исследовательская деятельность в Мировом океане с применение] новейших технических средств и технологий. В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фактически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 1970 г. С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира большинства специализированных учреждений ООН проходила III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложение справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институты ранее не существовавшие. В Конвенции определены внешние границы территориального мор; прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламентирован режим мирного прохода иностранных судов через территориальное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов международного морского права (проливы, используемые для международного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского дна освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятельной Комиссии по границам континентального шельфа, Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому прав Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная кодификация способствовала прогрессивному развитию международного права и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ПРАВОПРЕЕМСТВО И ПРИЗНАНИЕ
Вам необходимо усвоить, что под выражением “субъекты международного права” понимаются носители юридических прав и обязанностей, которые в силу этого могут вступать в правоотношения международного характера, обладая при этом рядом следующих основных признаков: внешней обособленностью, способностью выступать как единое лицо, государственное качество которых определяется совокупностью следующих факторов: наличие определенной территории, принадлежность к которой позволяет субъекту имеет исторические корни, закреплена и охраняется международными нормами и которая подпадает под власть государства безраздельно; наличие на подвластной территории населения, индивидов, проживающих там (граждане, иностранцы, лица, лица без гражданства) По своему характеру правосубъектность субъектов может быть общей, отраслевой и специальной: Международная правосубъектность государства, как и его суверенитет, возникает одновременно с возникновением его как фактора международных отношений и не зависит от волеизъявления других подобных факторов (не требует их признания); она может прекратиться лишь с прекращением его существования. В отличие от других факторов государство обладает универсальной международной правосубъектностью, которая включает, в частности, право заключать международные договоры, учреждать дипломатические представительства, совместно с другими факторами создавать международные межгосударственные (межправительственные) организации и участвовать в их работе в качестве полноправных членов, вступать в политические и иные союзы с другими государствами, участвовать в качестве стороны в спорах с другими государствами и иными субъектами международного права. В соответствии с многими важнейшими международно-правовыми актами, снискавшими всеобщее признание членов международного сообщества, качествами, необходимыми для участия в международных отношениях как субъекты международного права, обладают, помимо государств, нации и народы, борющиеся за свою независимость. На это указывают, например, Устав ООН (п. 2 ст. 1), Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и др. Способами осуществления конкретным народом права на самоопределение являются создание им суверенного государства, обладающего независимостью в международных отношениях и другими признаками, приведенными выше. Право на самоопределение может быть реализовано также путем свободного (добровольного) присоединения нации или народа к независимому государству, объединения с ним или установления любого иного политико-правового статуса. Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, предполагающий возможность реализации каждой нацией своего права Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общность, территории, экономической жизни, психологического склада и языка, что выражается в общности культуры. Понятие “народ” применяется к самым различным формам национальной и этнической общности, причем нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя. В качестве факторов представители данной категории субъектов международного права могут заключать международные договоры и сотрудничать с суверенными государствами, межгосударственными организациями и др., направлять своих представителей для участия в работе международных дипломатических форумов, пользоваться защитой норм международного права. Международные межгосударственные (межправительственные) организации приобретают международную правосубъектность в силу выраженного большим или меньшим количеством суверенных государств волеизъявления на этот счет, закрепляемого в соответствующем международном договоре—учредительном акте данной организации. В таком документе четко определяются права и обязанности вновь возникшего актора, его цели и функции, подчеркивается соответствие юридического статуса такового основным принципам международного права, оговаривается его право заключать международные договоры в рамках устанавливаемой для него компетенции, регламентируются вопросы членства, установления и поддержания отношений с другими международными организациями и иными субъектами международного права. Юридический статус акторов этой категории проявляется в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства-учредители наделяют того или другого из этих факторов и в зависимости от характера которых таковой может (или не может) в дальнейшем приобретать другие права и обязанности. По вопросу признания индивида субъектом международного права в международно-правовой науке уже длительное время идет дискуссия, причем некоторые из теоретиков решительно отрицают саму возможность такого признания. Если же рассматривать данный вопрос в свете конкретных положений ряда международно-правовых актов, то нельзя будет не придти к выводу, что в настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих многосторонних договорах универсального или регионального характера. Такими договорами за индивидами закрепляются права и обязанности как участников международных правоотношений, предоставляется право на обращение в международные органы и судебные учреждения с жалобами на действия субъектов международного права, определяется правовой статус отдельных категорий физических лиц — беженцев, женщин, детей, мигрантов и др. Вместе с тем нельзя не видеть, что индивиды не наделены правом заключать международные договоры, создавать дипломатические представительства, участвовать в учреждении международных организаций межправительственного уровня и в нормотворческом процессе. Это указывает на то, что международная правосубъектность индивидов имеет ограниченный объем. Аналогичный характер имеет правосубъектность юридических лиц, которые все чаще вступают в правоотношения, регулируемые международным правом. Одним из свидетельств этого являются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., подп. “б” п. 2 ст. 153 которой закрепляет за физическими и юридическими лицами право осуществлять в пределах Международного района морского дна деятельность по эксплуатации имеющихся там природных ресурсов наравне с государствами и международными межгосударственными (межправительственными) организациями. Все вышесказанное дает основания полагать, что в XXI в. объем международной правосубъектности физических и юридических лиц будет расширен.
|