Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дружинин В.П. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: Сфера, 2003. – 96 с.






4.Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. – 512 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

7. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995.

8. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2001. – 752 с.

10. Общая психология: Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

11. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

12. Пол Экман. Психология эмоций: Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2010. – 336 с.

13. Психология. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 464 с.

14. Психология эмоций. Хрестоматия. Автор-составитель Вилюнас В. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.

16.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
https://psychlib.ru Электронная библиотека московского городского психолого-педагогического университета

17. https://www.psyinst.ru Электронная библиотека института психотерапии и клинической психологии

18. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи https://lib.rus.ec/b/162705/read

19. Э Чепмен Хочешь стать счастливым – стань им! https://nkozlov.ru/library/psychology/d3776/

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОРАЗВИТИЯ

 

3.1. Отобразите на схеме строение эмоции:
3.2. В чём выражается субъективность эмоций?

3.3. Что такое полярность эмоций?
3.4. Охарактеризуйте основные функции эмоций:  


3.5. Расположите различные типы эмоций в зависимости от их длительности и интенсивности:     И Н Т Е Н С И В Н О С Т Ь   Д Л И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
3.6. Перечислите основные виды чувств:
3.7. Перечислите факторы, оказывающие влияние на настроение человека:

3.8. В чем на ваш взгляд, причина распространенности в нашей обыденной речи следующих выражений: «тоска в сердце», «покорить сердце», «сердце плачет» и др.?
3.9. Каким эмоциям соответствуют следующие внешние проявления:  

3.10. Что такое выразительные движения?
3.12. Опишите связь между эмоциями и их внешними проявлениями:
3.13. Чем различаются стенические и астенические эмоции?
3.11. Какое отношении к эмоциям имеют произведения искусства?

3.15. Приведите пример механизмов регуляции эмоциональных состояний:  
3.16. Завершите фразу:   Психологическая защита - это_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Совладающее поведение - это__________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.14. Может ли одна и та же эмоция обладать стеническим и астеническим действием?


3.18. Приведите пример личностной особенности, выступающей ресурсом совладающего поведения:
3.19. Что такое локус контроля?
3.17. Перечислите копинг-стратегии:  



ТЕМА 4. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ  
Согласно представлениям отечественных ученых, личность человека характеризует система его отношений (к себе, к окружающим, к труду). Личность – образование социальное (возникает только в обществе, в процессе взаимоотношений) и относительно устойчивое. Возникает при жизни (личностью не рождаются).

При всей разности подходов к построению структуры личности мы можем отметить ряд повторяющихся в них элементов. В качестве психических свойств личности мы будем рассматривать темперамент, характер, способности и направленность личности.

4.1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ
Темперамент является природной основой личности и характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности.

От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов.

Темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного типа темперамента могут добиться одинаково высоких достижений), а способ достижений.

Свойства темперамента представляют собой наиболее постоянные и неизменные характеристики индивида.

Темперамент - наиболее древний психологический термин, известен в древнегреческой медицине (Гиппократ, Гален).

По представлениям древнегреческих врачей состояние организма зависит от соотношения соков. Преобладание крови – сангвиник, лимфы – флегматик, желтая желчь – холерик, черная желчь – меланхолик.

Современные представления о темпераменте основываются на учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности определяют три общие свойства нервной системы:

ð сила – способность выдерживать сильные раздражители, выносливость и работоспособность нервных клеток;

ð уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения;

ð подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Взаимосвязь типа темперамента и выраженности перечисленных свойств нервной системы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Соотношение типа темперамента и типа нервной системы

 

Кроме типа нервной системы, темперамент характеризуется определенной степенью выраженности частных свойств. Выраженность частных свойств у представителей различных типов темперамента представлена в таблице 1.

Таблица 1. Частные свойства темперамента

Свойство Тип темперамента
Х С Ф М
Активность – энергетическая характеристика, работоспособность. + + + -
Реактивность – зависимость от случайных стимулов. + - - +
Пластичность – быстрое приспособление. + + - -
Ригидность – отсутствие гибкости. - - + +
Эмоциональная возбудимость – скорость возникновения эмоциональной реакции. + - - +
Эмоциональность – роль эмоций в жизни. - +- +- +
Выносливость – способность выдерживать неблагоприятные условия. + + - -
Экстраверсия – преимущественная направленность во вне. + + - -
Интроверсия – преимущественная направленность внутрь себя. - - + +

Как правило, у каждого человека преобладает один из типов темперамента, хотя встречаются случаи, когда преобладающий тип темперамента не выражен. Такой индивид может в различных ситуациях проявлять качества, характерные для различных темпераментов.

Человека с преобладающим холерическим темпераментом характеризуют:

ð большая жизненная энергия, порывистые движения, он легко раздражается и не скоро успокаивается, вспыльчив, не сдержан, не умеет владеть собой, нетерпелив, прямолинеен;

ð деловые качества – энергичность, инициативность, азарт, быстрота в решении проблем и преодолении трудностей;

ð недостатки – излишняя эмоциональность, активность, не может делать монотонную, медленную работу.

Человек с преобладающим сангвиническим темпераментом:

ð жизнерадостный, подвижный, веселый, разговорчивый, живое воображение, впечатлительный, инициатор в общении, быстрая смена эмоций и впечатлений, легко преодолевает трудности, легко приспосабливается к новым условиям;

ð деловые качества – продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе;

ð недостатки – не хватает целеустремленности, не доводит начатое до конца.

Человек с преобладающим флегматическим темпераментом:

ð спокойный, редко выходит из себя, эмоции выражены слабо, медлительный, терпеливый, ровный, выносливый, трудно переключаться от одной деятельности к другой, не любит перемен, тяжело привыкает к новым знакомым, новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими;

ð деловые качества – настойчивый и упорный труженик, целеустремленный, продуктивный, сильно привязывается к работе, ответственный;

ð недостатки – часто пассивен, иногда равнодушен, неактивный образ жизни;

У человека с преобладающим меланхолическим темпераментом:

ð реакция не соответствует силе раздражителя, легкая ранимость, склонность глубоко переживать, сильные воздействия вызывают продолжительную тормозную реакцию, замкнут, любит одиночество, нерешительный, робкий, неуверен в себе, вялый;

ð деловые качества – может успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.

Пытаясь объяснить совершенные поступки или действия человека, мы говорим о его характере, подразумевая свойства личности, которые накладывают отпечаток на все поведение и выражают специфическое отношения человека к миру, другим людям, самому себе.

4.2. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ХАРАКТЕРА
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.

Характер определяет готовность человека в типичной ситуации осуществлять определенные формы и способы поведения.

Характер не врожденное качество, формируется при жизни.

Темперамент как динамическая характеристика психической деятельности – основа характера, но при одном и том же темпераменте могут быть разные характеры. Между темпераментом и характером двусторонняя связь: с одной стороны на протяжении жизни человека происходит преобразование темперамента под влиянием характера, с другой - темперамент придает своеобразие чертам характера. Например, холерик, обладающий таким качеством характера как доброжелательность к окружающим, будет стремиться компенсировать свой «взрывной» темперамент. В то же время, одно и то же качество доброжелательности будет совершено по-разному проявляться у холерика и флегматика.

Строение характера:

ð предметно-действенные черты, проявляющиеся в деятельности (трудолюбие);

ð коммуникативные черты, которые проявляются по отношению к другим (тактичность, вежливость);

ð рефлексивные черты - система отношений к самому себе (самокритичность, скромность);

ð черты, характеризующие отношение к вещам (аккуратность, бережливость).

Характер зависит не только от индивидных черт человека, но и от окружающей его среды, господствующей в ней системе ценностей.

Качественные особенности характера проявляются в его:

ð определенности (доминирование одной или нескольких черт);

ð цельности – внутреннем единстве, отсутствии противоречивых черт, соответствии между намерением и деятельностью, сознанием и поступками;

ð сложности – широкий круг интересов;

ð динамичности – изменчивость, развитие;

ð оригинальности – индивидуальное своеобразие, непохожесть;

ð глубине – насколько жизненные принципы, цели и мотивы влияют на личность;

ð силе – уровень достижений, к которым человек стремится;

ð устойчивости – относительном постоянстве сформированных черт.

Условиями формирования характера являются социальная среда (воздействие социальных условий, общественных и трудовых отношений, культуры и быта), биологические условия (строение мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, свойства нервной системы, биологические потребности), воспитание (играет решающую роль).

Так же формированию характера присущи внутренние закономерности, к которым относятся:

ð стремление к цельности и определенности;

ð неравномерность развития и проявления (все основные качества характера закладываются в детском возрасте, а проявляются во взрослом);

ð компенсация (недостаток одних черт компенсируется развитие других);

ð зависимость от внутренней позиции;

ð чтобы сформировать новую черту, необходимо создать ситуацию, в которой переживается соответствующее психическое состояние.

Характер отличается двумя противоположными тенденциями – относительной устойчивостью и изменчивостью в течении жизни.

Признаки патологии характера: стабильность во времени; тотальность проявления; не обеспечивает адаптации.

Акцентуация характера – заострение, чрезмерная выраженность отдельных черт характера (место наименьшего сопротивления, уязвимость по отношению к определенным воздействиям).

4.3. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ  
«Способности» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности…».

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

ð способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

ð только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

ð способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Общепринятым в психологической науке является разделение способностей на:

ð общие, которые определяют успехи в самых различных видах деятельности (свойства интеллекта);

ð специальные – определяют успехи в специфических видах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, литературные).

В.Н. Дружинин рассматривает работу целостной психики как оперирование знаниями и выделяет в ней процессы приобретения, преобразования и применения знаний. Систему приобретения знаний характеризует обучаемость. Способность к применению знаний автор отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний. А креативность (общая творческая способность) – процесс преобразования знаний (с ним связано воображение, фантазии, порождение гипотез и пр.).

Следуя Б.Ф. Ломову, выделявшему три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, можно было бы говорить о познавательных, коммуникативных и регуляторных способностях.

Коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В связи с этим Н.В. Кузьмин и К.К.Платонов считали, что структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры:

ð гностические способности, т.е. способности понимать других;

ð экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;

ð интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.

Примером регуляторных способностей является способность к самоуправлению и саморазвитию.

Общая способность к самоуправлению оценивается через сформированность 8 компонентов:

ð способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречие;

ð прогнозирование – умение предсказывать ход событий или желаемые действия;

ð целеполагание – способность к разработке системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных;

ð планирование – умение выбирать средства достижения цели и определять последовательность их применения, разрабатывать программу саморазвития;

ð выработка критериев оценки качества, показателей, позволяющих оценить результат выполнения;

ð принятие решения – волевое усилие, переход от плана к действиям;

ð самоконтроль – сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности;

ð коррекция – изменение программы саморазвития (целей, методов, средств) на основе анализа соответствия целей и реального результата.

Способности всегда являются результатом развития (приобретенные особенности).

В основе развития способностей в большинстве случаев лежат врожденные задатки. Понятие врожденные задатки не тождественно понятию наследственные т.к. могут возникать в период внутриутробного развития.

Возможность успешного выполнения деятельности определяется не отдельной способностью, а своеобразным сочетанием способностей, которое характеризует данную личность (одаренность). Нельзя говорить об одаренности вообще, только об одаренности к чему-либо, к определенной деятельности.

Уровни развития способностей:

ð мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

ð талант – высокий уровень развития специальных способностей, отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;

ð гениальность – высший уровень развития способностей, творческие достижения значимы для развития общества, культуры человечества.

Относительная слабость одной способности не исключает возможность успешного выполнения деятельности, тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми. От одаренности зависит не успех в деятельности, а его возможность. Для успешного выполнения деятельности необходимо обладать знаниями, умениями, навыками, желанием и интересом к деятельности.

В психологической науке существуют данные о гендерных различиях способностей (зависимости от пола).

4.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности проявляется в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, мировоззрение.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии.

ð Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

ð Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному.

ð Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

ð Инте­рес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

ð Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. Интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

ð Мировоз­зрение – система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются идеалы, ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Человека как личность характеризует преобладание одной из трех направленностей личности: отношение к другим людям (направленность на взаимодействие), отношение к труду и его результатам (направленность на задачу) и отношение к самому себе (направленность на себя).

Направленность на взаимодействие проявляется в стремлении человека поддержать хорошие отношения в группе, коллективе, с коллегами по работе, в повышенном интересе к совместной деятельности.

Деловая направленность, или направленность на задачу, проявляется в увлечении индивида самим процессом работы, выполнения задания. Человек в этом случае ориентируется на сотрудничество с коллективом, добивается наибольшей продуктивности труда.

Личная направленность, или направленность на себя, характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к первенству и престижу. Такой человек, чаще всего, бывает занят самим собой, мало реагирует на потребность окружающих его людей, безразличен к коллегам.

Рис. 2. Пирамида потребностей А. Маслоу


ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Введение в психологию/ Петровский А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

3.Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. – 512 с.

4. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

7. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 511 с.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

10. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М.: СГУ, 2009. – 296 с.

11. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 352 с.

12. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

13. Психология индивидуальных различий. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. - 720 с.

14. Психология личности. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. — М.: АСТ, 2009. - 624 с.

15. Психология личности: хрестоматия. В 2-х томах. Сост. Райгородский Д.Я. – М.: БАХРАХ-М, 2008. – 1056 с.

16. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Сост. Райгородский Д.Я. – М.: БАХРАХ-М, 2009. – 640 с.

17. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2009. – 640 с.


4.1. Отметьте верные утверждения:   Личность – это социальное качество, т.к. личностью можно стать только в обществе. Каждый человек – своеобразная личность. Личностные характеристики определяют поведение человека. Человек рождается индивидом, а личностью становиться. Каждый человек обладает уникальностью и неповторимостью. Право называться личностью нужно заслужить. Личностные качества характеризуют систему отношений человека. Личностные качества – это устойчивые черты характера.
4.2. Перечислите свойства личности:  
4.3. Понятие «ТЕМПЕРАМЕНТ» отражает:  
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОРАЗВИТИЯ

4.4. Заполните пустые ячейки:  
4.5. Заполните таблицу «Частные свойства темперамента»:  
Свойство Тип темперамента
М Ф С Х
Активность – энергетическая характеристика, работоспособность.        
Реактивность – зависимость от случайных стимулов.        
Пластичность – быстрое приспособление.        
Ригидность – отсутствие гибкости.        
Эмоциональная возбудимость – скорость возникновения эмоциональной реакции.        
Эмоциональность – роль эмоций в жизни.        
Выносливость – способность выдерживать неблагоприятные условия.        
Экстраверсия – преимущественная направленность во вне.        
Интроверсия – преимущественная направленность внутрь себя.        

 


4.6. Отметьте «+» и «-» качества каждого типа темперамента относительно профессиональной деятельности:  
ХОЛЕРИК САНГВИНИК
ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК

 

4.7. Из каких черт состоит характер:  
ХАРАКТЕР

4.8. Что из перечисленного не является качественной особенностью характера?  
4.9. Впишите недостающие внутренние закономерности формирования характера:  

4.10. Перечислите основные признаки способностей:  
4.12. Перечислите уровни развития способностей:  
4.11. Дополните структуру коммуникативных способностей:  

4.13. Воспроизведите иерархию форм направленности личности:  
4.14. Охарактеризуйте преобладающую направленность личности:  


 

ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 


Индивидуальное развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до смерти называется онтогенезом (от греч. онто – сущее, генез - развитие).

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Возраст - определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания. Возраст бывает хронологический или паспортный (продолжительность жизни), биологический (функционирование организма и его систем) и психологический возраст (уровень развития психики).

Психологический возраст включает умственный возраст, социальную зрелость и эмоциональную зрелость (произвольность эмоций, уравновешенность).

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Потребность в нахождении закономерностей развития человека в процессе жизни существовала с древних времен.

Согласно древнекитайской периодизации до 20 лет – молодость, до 30 лет – возраст вступления в брак, до 40 лет - возраст выполнения общественных обязанностей, до 50 лет - познание собственных заблуждений, до 60 лет - последний период творческой жизни, до 70 лет - желанный возраст, от 70 лет – старость.

Классификация возрастов жизни по Пифагору: период становления (весна) – до 20 лет, молодой человек (лето) – до 40 лет, человек в расцвете сил (осень) – до 60 лет, угасающий человек (зима) – до 80 лет.

Международная современная периодизация: кризис новорожденности, младенчество (2 месяца – 1 год), кризис 1 года, раннее детство (1-3 лет), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3-7 лет), кризис 7 лет, младший школьный возраст (8-12 лет), кризис 13 лет, подростковый возраст (14-17 лет), кризис 17 лет, юношеский возраст (18 - 21), взрослость (ранняя 20-40; средняя 40-60; поздняя от 60).

5.1. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Началом индивидуальной (отдельной от мамы) психической жизни ребёнка считается момент рождения. Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, и психические особенности закладываются на протяжении внутриутробного периода. Если психика – свойство головного мозга, то и возникает оно тогда, когда формируется мозг. Когда же происходит это событие?

Есть основание считать 1-й триместр беременности временем формирования основных соматических структур (тела), 2-й триместр – периодом созревания органов плода, до уровня, необходимого для выживания. На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца.

Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

Ультразвуковое обследование гортани плода обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря более сформированным мышцам и окружающей воздушной среде, фонация выражается в крике протеста при рождении и быстро перерастает в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.

К 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния (первые механизмы будущего познания мира младенцем).

К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. Из неё впоследствии развиваются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Плод начинает реагировать на звук.

На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

Все эти формы поведения: мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы, появляющиеся к концу 7-го месяца, возможно, являются произвольными (самостоятельными) движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.

Восприимчивость плода и разнообразие форм его поведения значительно возрастает на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно. Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна (возможно со сновидениями).

С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и, как полагают исследователи, завершается развитие слуха.

5.2. МЛАДЕНЧЕСТВО
Индивидуальное психическое развитие человека открывается кризисом новорожденности. Развитие в данном возрасте носит переходный характер: ребёнок физически отделяется от матери, но биологически не самостоятелен; смешанный характер питания; сон недостаточно дифференцирован от бодрствования; не может перемещаться самостоятельно.

Началом младенческого возраста считается появление улыбки на разговор – первая специфическая реакция на человеческий голос (1-2 месяц жизни).

Младенца характеризует специфическая социальность: биологическая беспомощность т.е. первый контакт с действительностью полностью социально опосредован (происходит через взрослого); при максимальной зависимости ребенок лишен основных средств социального общения (речи).

Ведущей деятельностью младенца является эмоциональное общение со взрослым. Младенцы могут проявлять пассивность, реактивность, преобладание отрицательных эмоций или активный поиск контакта, проявление примитивных отношений (протест, господство).

Этапами развития младенца являются: инстинктивное поведение (наследственность); приобретение личного опыта (хватать, сидеть, ползать); начатки интеллектуальной деятельности (простейшие проявления практического интеллекта).

Основные новообразования возраста:

- появление первого пассивного интереса: внимание к чувственным раздражениям, к собственному движению, звукам, ребенка поглощают зрительные впечатления;

- 5-6 месяцев: первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, реакция на удавшееся и неудавшееся действие (выход за пределы ответа на раздражение, активный поиск раздражителей) – активный интерес.

По мнению Эрика Эриксона, содержание первого года жизни связано с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В случае удачного социального взаимодействия на одном полюсе будет формироваться доверие к окружающему миру, а на другом полюсе неудачных взаимодействий - недоверие к нему.

Итоги развития в данном возрасте подводит кризис 1 года, который характеризуют становление ходьбы, речи и появление гипобулических реакций протеста.

5.3. РАННЕЕ ДЕТСТВО
В связи с появлением новых возможностей перемещения и освоения пространства психическое развитие в раннем детстве определяет новая ведущая деятельность – предметно-манипулятивная (манипулируя предметами ребёнок познает их назначение и разнообразие материального мира). На протяжении возраста формируются сенсорные эталоны (образцы восприятия формы, размера, массы, фактуры, цвета, запаха и т.д.). К.Левин отмечает, что ребёнка отличает «полевое поведение»: от каждого предмета исходит аффект, притягательный или отталкивающий.

Социальная ситуация развития: изменение форм общения со взрослыми в связи с вхождением в мир постоянных предметов. Проявляется подражание взрослым, развиваются приемы привлечения и удержания внимания взрослых, тренируется выражение чувств привязанности и симпатии.

Основное новообразование возраста связано с тем, что ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками.

Открытие ребенком собственной самости, осознание себя субъектом собственных хотений и умений приводит к развитию кризиса 3-х лет (кризис «Я сам!»). Симптомами кризиса являются негативизм (против взрослого), упрямство (я потребовал!), строптивость (против норм воспитания), своеволие (все хочет делать сам), протест (конфликты с окружающими), обесценивание (обзываются), деспотизм, ревность.

От правильного поведения родителей на протяжении кризиса зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка.

В периодизации Э. Эриксона раннее детство знаменует появление чувства автономности наосновеовладения моторными навыками, психическими способностями. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности. Но если родители бранят ребенка, считают его неумелым, или не дают возможности самому достичь желаемого результата, возникнет чувство стыда и неуверенности в своих сила.

5.4. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Освоив мир предметов, узнав их назначение и научившись основным навыкам самообслуживания, ребёнок переходит к изучению мира социальных взаимоотношений. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В игре дети воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых, познают и «репетируют» нормы взаимоотношений, учатся согласовывать действия, сочувствовать, сопереживать, «примеряют» на себя различные права и обязанности. Произвольность действий, рефлексия.

Основные новообразования возраста:

- притязание на признание со стороны взрослого и сверстников (потребность в положительной оценке);

- первичная половая идентификация - отождествление себя и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения;

- психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, пред­ставленное в самосознании личным прошлым, настоящим и будущим;

- соподчинение мотивов (появляется умение делать то, что необходимо, отказавшись от того, чего хочется);

- произвольность поведения и психических процессов (учится управлять своим поведением, согласовывать его с окружающими, направлять своё внимание, преднамеренно запоминать и т.д.).

Негативными новообразованиями возраста являются детская ложь (нереализованное притязание на признание может привести ксамоутверждению в форме лжи) и детская зависть (вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия - «кто главнее»).

Произошедшие на протяжении возраста изменения приводят к проявлению кризиса 7 лет, который характеризуют: утрата детской непосредственности в следствии разделения мира на внешний и внутренний (манерничает, капризничает, немотивированное поведение); переживания приобретают смысл (ребенок понимает что он испытывает); обобщение переживаний (эмоции влияют на самооценку).

По мнению Э. Эриксона, развитие на этой стадии располагается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. Взрослые, которые способствуют проявлению инициативы ребенка, осуществлению его планов, помогают ему пройти кризис с положительным результатом. Тогда как сомнения взрослых в возможностях ребенка, нежелание и боязнь его инициативности приводят к тому, что ребенок уносит чувство вины на следующую стадию развития.

Итогом возрастного развития является психологическая готовность к школе, включающая: мотивационную готовность (познавательная активность, желание учиться), эмоционально положительное отношение к себе, развитие фонематического слуха, сформированность сенсорных эталонов (представление о форме, размере и т.д.), ориентировку в пространстве и времени, развитие мыслительных действий (обобщение, классификация), произвольность действий и познавательных процессов, развитие мелкой моторики (движения пальцев).

5.5. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ребёнка младшего школьного возраста отличает внутренняя позиция школьника, предполагающая знание новых обязанностей, желание и умение их выполнять.

Под влиянием учебной деятельности происходит развитие мышления (способность к логическим умозаключениям); внимание, память, воображение приобретают самостоятельность (возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше); появляется способность к планированию и целеполаганию.

Социальные взаимоотношения опосредует появление учителя в роли значимого взрослого, подчинение новым правилам жизни (семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня), чувства одиночества, отчужденности себя от близких (ребёнок должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее).

Поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов, взрослые поддерживают в нем чувство компетентности. Насмешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития.

В процессе новой ведущей деятельности – учебной, необходимо решить основную задачу возраста – НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО (самому ставить учебные задачи, находить средства их решения, контролировать и корректировать результат).

Новообразованиями возраста считаются переживание своей уникальности, стремление утвердить себя среди взрослых и сверстников, усидчивость, навыки самоконтроля и самооценки, развитие нравственных чувств (долга, обязанностей, морали).

К концу младшего школьного возраста мышление переходит на стадию формальных операций. На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой - либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. Сочетаясь с накоплением личностных изменений, это приводит к развитию кризиса 13 лет. Симптомами которого выступают снижение продуктивности учебной деятельности и негативизм (враждебность, склонность к ссорам, нарушениям дисциплины).

5.5. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА
Социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Отрочество – период, когда человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает подростку возможность смотреть на себя по-новому. Родители, преподавателя и их мнение перестают играть для подростка решающее значение. На первый план выступает референтная группа – группа значимых сверстников, на которых подросток хочет быть похожим, чья оценка обладает для подростка сверхценностью, определяет его отношение к себе. Взрослому подростки отводят роль наставника, соответствовать которой может далеко не каждый. Такой человек должен обладать важными для подростков качествами (внешность, физическая сила, смелость, твердость характера, непримиримость, оригинальность и т.д.).

В качестве ведущей деятельностью подростка большинство исследователей определяют общение со сверстниками. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общаясь со сверстниками, подростки познают себя, свои качества, на основе отношения окружающих формируют самооценку.

Центральное новообразование возраста - «чувство взрослости» - стремление быть и казаться взрослым. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к подростку как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые.

В то же время зачастую подростки копируют внешние проявления взрослости (независимость, самостоятельность, манеру одеваться и т.д.), не принимая в расчет внутреннюю ответственность и обязанности. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Не менее важной особенностью личности подростка является развитие самосознания (формирование «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). Данный возраст психологи называют вторым рождением личности. У подростков появляется склонность к самоанализу, стремление проявить, понять и принять свои качества. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. На протяжении подросткового возраста самосознание развивается в следующих направлениях: возникновение и рост собственного образа; перенесение образа Я извне вовнутрь; интегрирование образа Я; отграничение собственной личности от внешнего мира; переход к суждениям о себе по внутренним, моральным критериям.

Потребность в саморазвитии также является характерной чертой подросткового возраста. Подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает потребность их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. Самой значимой целью для подростка является владение собой. Саморазвитие подростка можно охарактеризовать как самоутверждение качеств через отдельные поступки. Низкий уровень осознанности саморазвития подростков, их большая невнимательность, быстрая смена идеалов приводят к тому, что им трудно направлять саморазвитие, волевые реакции часто ситуативные. Подростки развивают в себе лишь те качества, которые актуальны для них в данное время, поразили их воображение. Причем подросток склонен обращать внимание на внешнюю, наиболее яркую сторону поведения, мотивы же поведения нередко ускользают из их поля зрения.

Рост самостоятельности подростка И.С. Кон понимал как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует, по мнению автора, информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе то есть развитое самосознание.

М. Кле определила зоны и основные задачи развития в подростковом возрасте следующим образом:

- пубертатное развитие (необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; постепенный переход к взрослой сексуальности;

- когнитивное развитие (развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы);

- преобразования социализации (освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, требующих установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов);

- становление идентичности (осознание временной протяженности собственного «Я»; осознание себе как отличного от родительских образов; осуществлении системы выборов, которые обеспечивают цельность личности).

Особое место подростковый возраст занимает в концепции Э. Эриксона. Работа по поиску самотождественности, по мнению автора, становится в этом возрасте центральным событием. На каждой возрастной ступени развития человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: «Кто я? Какой я? Зачем я?». Задача подросткового возраста – интегрировать все предыдущие ответы в картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи…), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период – в подростковом возрасте возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. А начинается творение себя с активных экспериментов по строительству своих отношений в группе сверстников.

В интеллектуальной сфере в подростковом возрасте также происходят качественные изменения: развивается абстрактное (отвлеченное) и рефлексивное мышление (мысли о себе). В силу чего проявляется склонность теоретизировать, спорить, выдвигать и доказывать разнообразные гипотезы. Мышление в понятиях открывает старшему подростку возможность составить обобщенное представление о себе.

Активно начинают развиваться творческие способности. Ценными для подростков являются те виды учебной деятельности, в которых они могут проявить себя, показать свою взрослость и самостоятельность. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5.6. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
За ответом на вопрос «Кто я?» следует вопрос о том, кем мне быть и куда мне идти. Переход от подросткового к юношескому возрасту обуславливается сменой внутренней позиции: устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов.

Социальная ситуация развития в период юности характеризуется окончательным преодолением свойственной предшествующим этапам онтогенеза зависимости от взрослых и утверждением самостоятельности личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Ориентация на сверстников сменяется повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности. В отличие от подростковой потребности «принадлежности» к группе, борьбы за положение и авторитет в ней, юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. В основе юношеской тяги к дружбе лежит потребность в понимании и самораскрытии.

Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, реализующая профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Юноша становится субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, поведения и деятельности (в том числе учебной).

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное - составляет основную задачу и центральное личностное новообразование юношеского возраста.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Юность - решающий этап становления мировоззрения. Именно в это время созревают его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

В периодизации В.И. Слободчикова юношескому возрасту соответствует ступень индивидуализации - этап в духовной жизни человека, связанный с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей.

В теории Э.Эриксона юность характеризуется появлением чувства идентичности - неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Зрелость – этап наивысшего развития всех качеств и способностей человека. Этот этап носит в психологии название АКМЕ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)

5.7. ЗРЕЛОСТЬ
. Вершина зрелости человека - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности.

Период ранней зрелостипроходят молодые люди 20-25 лет. Специфический для этой стадии параметр заключен между полюсом близости и отрицательным - одиночества. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, а способность психологической близости. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Средняя зрелостьотносится к возрасту 26 - 64 года. Основная проблема этой стадии - это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связано с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглащенностью на другом. Общечеловечностью Э. Эриксон называл способность человека интересоваться судьбами людей за перделами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего устройства. Подобное чувство возникает не обязательно при наличие собственных детей. Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается полностью на себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

На этот период приходится переживание кризиса середины жизни. Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить. Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро».

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто.

Поздняя зрелость - завершающая жизненный цикл человека, относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Это время, когда люди оглядывются назад и пересматривают свои жизненные решения. Для этой стадии характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.

Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Он осознает, что начать все сначала невозможно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние, озлобленность, недовольство своим положением, страх смерти. Таким образом, последняя стадия психосоциального развития характеризуется положительным полюсом - эго - интеграция или отрицательным - безнадежность.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

 


1. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. – М.: Академия, 2007. – 624 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.

4. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

5. Филип Райс, Ким Долджин Психология подросткового и юношеск






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.