Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Стр. Введение Тема 1






СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение    
Тема 1. Психология как наука  
Литература по теме  
Задания для самоконтроля и саморазвития    
Тема 2. Познавательные процессы  
Литература по теме  
Задания для самоконтроля и саморазвития    
Тема 3. Эмоциональные явления  
Литература по теме  
Задания для самоконтроля и саморазвития    
Тема 4. Психические свойства личности  
Литература по теме  
Задания для самоконтроля и саморазвития    
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе  
Литература по теме  
Задания для самоконтроля и саморазвития    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


Введение

 

Дисциплина «Психология» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части.

Целями освоения дисциплины являются:

- повышение психологической культуры;

- формирование целостного представления о психологических особенностях человека как фактора успешности его деятельности;

- формирование умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные категории и понятия психологической науки;

- уметьпроектировать, организовывать, диагностировать собственное обучение, профессиональную деятельность и жизнедеятельность в целом;

- владеть навыками анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организационными умениями в области профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; опытом учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа.

Таблица 1. Содержание модулей дисциплины

  Всего часов Лекции Семинары Сам. работа
Тема 1. Психология как наука   - 10ч
Тема 2. Психические процессы и состояния человека   - 10ч
Тема 3. Психические свойства личности   - 10ч
Тема 4. Развитие психики в онтогенезе   - 10ч
Тема 5. Профессиональное становление личности   - - 12ч
Тема 6. Профессиональное и личностное саморазвитие   - 10ч
Итого   62ч

Формой итоговой аттестации является зачёт.


ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 


1.1 НАУЧНЫЕ И ЖИТЕЙСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему.

Быть хорошим житейским психологом - одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость.

В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для осуществления его профессиональной деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Ю.Б. Гипенрейтер приводит пять основных различий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Житейский опыт передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. В то же время в науке знания аккумулируются, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным по объему, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. Разработка специальных отраслей психологии является преимуществом научной психологии, которого лишена, конечно, житейская психология.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи, на последнем этапе им проверяется.[1]

 

1.2 ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ
Знакомство с любой наукой начинается с описания круга явлений, которые она изучает. Само слово «психология» образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д. Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека. Изучение души является первым этапом в становлении психологии.

На смену психологии души в 19 веке пришла психология сознания (способность думать, чувствовать, желать). На протяжении длительного времени единственным методом психологии был метод самонаблюдения. Широкое распространение данного метода привело к кризису в науке, поскольку утверждалось что ученый должен изучать самого себя (выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения).

В начале 20 века появляется новое направление психологической науки, основоположник которого Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. В психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения как внешнего проявления психической деятельности. Представителями данного направления игнорировалось существование внутреннего психического мира человека, его содержание сравнивалось с черным ящиком, проникнуть в суть которого не возможно.

Начиная со второй половины 20 века, наблюдается возвращение к изучению явлений, фактов и закономерностей психической жизни человека. Психология становится наукой о психике. [7]

В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения (особенности функционирования психики), свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Современная психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей.

Основными отраслями психологии являются:

ð социальная психология, постигающая закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп;

ð возрастная психология, исследующая развитие психики от зачатия человека до его смерти;

ð педагогическая психология, имеющая своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание);

ð психология труда, рассматривающая психику в условиях трудовой деятельности;

ð психолингвистика, занимающаяся изучением речи;

ð медицинская психология, исследующая психику в условиях болезни: душевной или телесной.

ð психология аномального развития или специальная психология.

ð дифференциальная (сравнительная) психология, исследующая всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

ð психометрия, постигающая вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований;

ð психофизиология, изучающая соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой основу всех психологических дисциплин.[4]

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), заключающееся в активном отражении окружающей действительности, построении картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

 

1.3. СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Чтобы составить представление о том, что такое «психика», рассмотрим ее составляющие т.е. психические явления. Психические явления принято разделять на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. [2]

Психические процессы
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

Психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Одни события остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.[10]

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические состояния
Психические состояния – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывает своеобразие протекания психических процессов в зависимости от деятельности, предшествующего состояния и психических свойств. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, работоспособность, утомление, фрустрация и т.д. [10]

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ  
Психические свойства
Подпсихическими свойствами в науке принятопонимать наиболее существенные особенности личности, определяющие деятельность и поведения человека. К психическим свойствам личности относяттемперамент, характер, способности и направленность личности. [8]

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. - 352 с.

2. Введение в психологию/ Петровский А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

4. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – М.:

8. Директмедиа Паблишинг, 2008, - 772 с.

9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

10. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2008. – 576 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.