Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История психологии в лицах. Персоналии.Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005, - 784 с.






12. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

13. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: БАХРАХ-М, 2008. – 544 с.

14. Смит Р. История психологии. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

1.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
PSYLIB.RU – психологическая библиотека Киевского фонда содействия развитию психологической культуры.

2. GUMER.info - электронная библиотека Гумер.

3. Psyjournals.ru – портал психологических изданий.

4. Wdey.ru – официальный сайт журнала «PSYCHOLOGIES»

5. www.imaton.ru - институт практической психологии ИМАТОН.

 

1.1. Что изучает наука «психология» на современном этапе ее развития?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОРАЗВИТИЯ  

 

 

1.2. Нужны ли а) человеку, б) специалисту психологические знания? Аргументируйте свой ответ.

 

 


 

1.3. Отобразите различия научных и житейских психологических знаний:
1.4. Впишите названия психических явлений:  

1.5. Подберите пример для каждого вида психических явлений  
1.6. Что изучают перечисленные отрасли психологической науки?  

ТЕМА 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 


Как вы уже знаете, к познавательным процессам относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития.

2.1. Ощущение как источник познания
Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета при их непосредственном воздействии на органы чувств. У человека существуют зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), обонятельные и вкусовые ощущения.

Переоценить значение в нашей жизни зрения и слуха сложно, тем не менее, мы напомним о том, что кроме формирования представлений о тех или иных особенностях предметов, свет, цвет и звук оказывают значительное влияние на состояние организма. Так недостаточная освещенность, мигающий свет, резкие «высокие» звуки вызывают тревогу и страх, яркие цвета и громкие звуки – возбуждение, темные цвета и монотонные звуки – пессимизм и депрессию. Пастельные цвета, «приглушенные» краски помогают успокоиться, восстановить работоспособность. Таким же эффектом обладают некоторые звуки (например, звук льющейся воды).

По предпочтению того или иного цвета можно судить о личностных особенностях человека.

Многочисленные исследования иллюстрируют компенсаторные возможности других видов чувствительности (например, тактильной) при потере зрения и слуха. Следовательно, при сохранном зрении и слухе остальные виды ощущений могут выступить дополнительным источником познания, средством снятия напряжения, повышения настроения и т.д.

Так, обоняние человека является мощным стимулятором, который включает механизмы эмоций человека, влияет на мышление и память. Запахи способны менять настроение, влиять на психическое и эмоциональное состояние. Под влиянием запаха в организме человека происходят изменения температуры тела, аппетита, меняется соотношение процессов возбуждения и торможения, уровень артериального давления, ритм сердцебиения.

В настоящее время сложилась обобщенная система знаний о методах и формах воздействия на организм ароматических концентрированных летучих веществ, получаемых из разных частей растений – ароматерапия. Детально изучен характер влияния тех или иных ароматов на состояние человека и функционирование организма.

Так расслабляющим, успокаивающим, стабилизирующим, уравновешивающим эмоциональное состояние воздействием обладают эфирные масла валерианы, ванили, гиацинта, иланг-иланг, жасмина, шалфея.

Тонизирующим, стимулирующим мыслительную деятельность и память действием обладают эфирные масла апельсина, грейпфрута, мандарина, лимона, базилика, кориандра, корицы, табака, эвкалипта.

Лаванда - самое мягкое, но и самое эффективное ароматическое средство, восстанавливает силы, нормализует сон. Запах мирта оказывает балансирующее действие. Розмарин - самый сильный стимулятор, улучшает память и ясность мышления, поднимает настроение, снимает усталость. Роза - признанная королева всех эфирных масел, положительно влияет на эмоциональную сферу, оказывает балансирующее, усиливающее внутреннюю концентрированность действие.

Вкусовые ощущения так же играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему. Вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги чувствительности других рецепторных систем, например, на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов.

Вкусовые ощущения, порождаемые химическими веществами, поступающими из внешней среды, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия. По мнению тибетских целителей, сладкое укрепляет, увеличивает силы, дает телу крепость, обостряет восприятие, удлиняет жизнь; кислое рождает тепло, возбуждает аппетит, насыщает, способствует перевариванию пищи; избыток соленого приводит к упадку сил; горькое проясняет сознание. Сочетая по вкусу различные природные вещества, тибетские врачи получали лекарства от всевозможных болезней.

Потребность разгрузить зрительный и слуховой анализаторы неизбежно связана с активизацией других систем связи, в частности, кожных систем. В течение ряда лет в нашей стране предпринимались попытки разработки «кожного слуха», основанного на использовании адекватных для вибрационной чувствительности свойств раздражителей, таких, как местоположение раздражителя, его интенсивность, длительность, частота вибраций. Использование первых трех из перечисленных качеств раздражителей позволило создать и успешно применить систему кодируемых вибрационных сигналов. Испытуемый, изучивший алфавит «вибрационного языка», мог после некоторой тренировки воспринимать предложения, подаваемые со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным.

Тактильные ощущения обладают огромным потенциалом в воздействии на психику человека. В детской психологии существует понятие «интеллект на кончиках пальцев», отображающее представление о том, что все, что трогает ребенок, влияет на развитие его умственных способностей. Самый первый этап развития детского мышления называется сенсомоторным - интеллект зарождается на основе физического контакта с миром. Возможно, по мере развития мышления ребенка более сложные понятия формируются как раз на основе базовых телесных ощущений, таких как легкий - тяжелый, мягкий - твердый, гладкий - шершавый. Следы этого процесса можно обнаружить в том, что мы применяем слова «жесткий», «тяжелый» для описания не только предметов, но и ситуаций, или в языковых метафорах, которые, зачастую повторяются в разных языках. Например, понятие «легкость» ассоциируется с несерьезностью, «тяжесть», наоборот, с важностью, «гладкость» - с отсутствием трудностей.

Неосознанные тактильные ощущения способны изменить у людей восприятие окружающей действительности, в том числе и взаимоотношений с окружающими, что сказывается на поведении. Известны исследования, показывающее, что ощущение тепла от удерживаемой в руке чашки кофе заставляет ее владельца воспринимать посторонних людей эмоционально более открытыми; мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»), ведет к снижению беспокойства по поводу былых ошибок; ощущение холода тесно связано с идеей одиночества и отверженности.

2.2. Психология восприятии
Как мы уже выяснили, ощущения играют огромную роль в познавательной деятельности. Но картина мира в нашем головном мозге существует не в виде отдельных ощущений, а представляет собой целостный образ предметов и явлений. Не зря мы говорим, например, вкус «ощутить» а какой-либо предмет или явление «воспринять». Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредствен­ном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является целостный образ.

Восприятие - сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Б.Г. Ананьев, посвятивший этой проблеме большое количест­во исследований, выделял следующие действия: измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприя­тия, и др. [1]

Все эти действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, на­блюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта.

Опираясь на современную психологическую литературу можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выде­ляются восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства[13].

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделя­ют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком.

Восприятие является сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Правильность восприятия зависит не только от того, с какой четкостью работают наши органы чувств, но и от ряда других факторов. А.Р. Лурия относит к ним прежний опыт субъекта, широту и глубину его представлений; задачу, которую он ставит, рассматривая данный предмет; активность, последовательность и критический характер его восприятия; сохранность тех активных движений, которые входят в состав воспринимающей деятельности; умение вовремя затормозить догадки о значении воспринимаемого предмета, если они не соответствуют поступающей информации [6].

Сложность воспринимающей деятельности и подверженность влиянию многочисленных факторов объясняют распространенность ошибок восприятия, проявляющихся в искажении величины, формы, глубины, взаимного расположения предметов, их положения в пространстве, а также в иллюзиях движения. Например, на представленном рисунке стороны квадрата кажутся изогнутыми. Ошибки или иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов и имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств.

Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют о воздействии цвета на видимую величину предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы, относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или иного так или иначе окрашенного целого влияет на его воспринимаемый цвет[8].

Как правило, приступая к сбору информации о том, или ином социальном объекте (человеке или группе), большинство людей предполагает решать эту задачу максимально объективно и беспристрастно. Однако в силу особенностей восприятия одушевленных объектов, информация подвергается существенным искажениям, вступают в силу так называемы эффекты социального восприятия. Наиболее распространенными из них являются:

ð «Эффект ореола» проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к положительному оцениванию человека, тогда как общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

ð «Эффект установки» описывает значимость предварительной информации о человеке (установки) для составления представления о нем.

ð «Эффект новизны» раскрывает значимость новой информации о человеке, для переоценки его личности.

ð «Эффект стереотипизации» обозначает стремление формировать устойчивые образы и пользоваться ими при взаимодействии.

ð «Эффект роли» - распространение профессиональных качеств на оценку личности человека.

ð «Эффект ожидания» - приписывание человеку определенных поступков, в соответствии с нашими ожиданиями.

ð «Презумпция взаимности» - ситуация, когда «свои» (коллеги, друзья, знакомые) воспринимаются более позитивно, нежели «чужие» (оппоненты, экзаменаторы, незнакомые люди).

ð «Эффект проекции» - в ситуации недостаточной информации мы склонны приписывать другим качества, которыми обладаем сами.[9]

Чтобы достичь большей адекватности восприятия социальных объектов необходимо тщательно анализировать и проверять возникающие образы на основе обратной связи от воспринимаемого объекта.

У человека существует несколько репрезентативных систем - способов представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. По характеру доминирующей модальности представления информации репрезентативные системы делятся на: визуальную (информация представляется в виде образов, доминирует зрение); аудиальную - в виде звуков и слов (доминирует слух); кинестическую (доминируют двигательные ощущения); полимодальную или дискретную (преобладают обобщенные представления, логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов).

«Визуалы», запоминая и вспоминая, видят конкретные образы, стараются буквально увидеть то, о чем читают. Внешне их можно отличить по активной жестикуляции, они артистичны. Быстрее других усваивают информацию, подаваемую в виде демонстрации карт, графиков, наглядных пособий. «Визуалу» при выполнении учебного задания необходимы ясные и конкретные инструкции. Для них конспект лучше, чем устная речь.Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...). Посторонний шум в процессе работы визуалу практически не мешает.При выполнении учебной задачи визуалу рекомендуется иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Делая замечание визуалу, лучше использовать мимику и пантомимику (покачать головой или погрозить пальцем).

«Аудиалы» лучше усваивают устное объяснение, подробное, с причинно-следственными связями. Даже хорошо выучив материал, будут отвечать с продолжительными паузами, если последовательность вопросов не соответствует логике изложения материала. Такому учащемуся иногда надо напомнить начало, чтобы дальше он сам прекрасно ответил. Такие учащиеся обладают грамотной речью, легко и правильно выполняют задания «по аналогии». Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный). В процессе работы аудиал легко отвлекается на звуки, посторонний шум сильно мешает ему работать. В процессе запоминания издает звуки, шевелит губами. Управлять вниманием и поведением аудиала необходимо при помощи изменения голоса.

«Кинестетиков» отличает интерес к непосредственной деятельности, у них легче формируются практические навыки, преобладает наглядно-действенное мышление. Именно эти студенты быстрее других делают лабораторные работы и работы на компьютере, лучше усваивают материал, если им дают возможность проявить самостоятельность. При предъявлении теоретического материала постоянно отвлекаются от процесса обучения. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, чувствовать, мягкий, теплый, прикосновение, запах, гибкий). В процессе работы кинестетику необходимо давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать, попрыгать...). Чтобы привлечь внимание кинестетика, до него лучше дотронутся. [20]

2.3. Общая характеристика внимания
Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Оно выделяет то, что представляет для человека интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Внимание как психический процесс представляет собой направленность и сосредоточенность со­знания на определенных объектах или какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные.

Внимание- это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, память, воображение.

В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объек­тивные особенности окружающих предметов и явлений (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность) и субъектив­ные факторы, в которых проявляется избирательное отношение личности к окружающему (потребности, интересы, установки). Механизмы непроизвольного внимания общие у человека и животных [6].

Произвольное внимание вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком.

Произвольное внимание может стать послепроизвольным, если в процессе деятельности человек увлекается и перестает сознательно направлять свое внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от студента требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней.

Например, чтобы решать математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем - все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают посторонние звуки и действия окружающих. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизвольное [25].

Можно выделить две группы факторов, определяющих внимание.

К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека. Ко второй - факторы, относящиеся к деятельности самого человека.

Одним из факторов, входящих в первую группу, является интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т.п.), внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем.

Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей. Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает специальный ориентировочный рефлекс.

К второй группе факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и установки субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности. Например, человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те стоящие на полке книги, которые относятся именно к этому предмету.

Внимание всегда имеет свое внешнее выражение - особенность позы, поворот головы, выражение и движение глаз. Например, собранная, несколько напряженная поза, сосредоточенное выражение лица, взгляд, устремленный на говорящего, на демонстрируемые наглядные пособия, - все это достаточно убедительно свидетельствует о наличии внимания студента.

Наоборот, расслабленная поза, отсутствующий, скользящий взгляд, безразличное, скучающее выражение лица дают педагогу понять, что студент невнимателен. Ориентируясь на внешние признаки внимания студентов, преподаватель может составить представление об эффективности реализуемых методов и приемов обучения.

2.4. Память как психический процесс  
Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания.

Память - психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения обстоятельств жизни и деятельно­сти личности, ее прошлого опыта. Память дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям.

К их числу относятся:

ð запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговремен­ное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на не­сколько секунд; непроизвольное запоминание - сохранение в па­мяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное заучивание - запоминание с целью сохранения материала в памяти;

ð сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: собственно сохранение и забывание;

ð воспроизведение, пред­ставляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизве­дение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Есть несколько видов ассоциаций:

ð по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий, например);

ð по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

ð по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

Запоминание осуществляется через преобразование информации при помощи специальных мнемических действий, которыеобеспечивают осмысленность, избирательность, точность и полно­ту запоминания и воспроизведения материала. В.Д. Шадриков относит к ним:

ð группировку - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.);

ð выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, циф­ровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоцио­нальная реакция субъекта и т. д.);

ð структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутренне­го строения запоминаемого;

ð схематизацию - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представ­ления запоминаемой информации;

ð аналогию - установление сход­ства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

ð перекодирование - вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в об­разной форме, преобразование информации на основе семантиче­ских, фонематических и других признаков;

ð повторение - сознательно контролируемые процессы циркуляции информации. [24]

Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

По объекту запоминания память делят на двигательную, эмоциональную, вербальную и словесно-логическую.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, и произвольную, требующую контроля сознания и волевых усилий.

По способу запоминания выделяются механическая, не опирающаяся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существеиные стороны и отношения предметов.

Попродолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременнуюи долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия. Оперативная память сохраняет промежуточные элементы (предварительные результаты, вспомогательные данные) процесса актуальной деятельности на время ее осуществления.

Закономерности запоминания:

- увеличение объема материала приводит к задержке, торможению процесса запоминания;

- первые и последние элементы материала удерживаются в памяти гораздо чаще, чем средние (фактора края);

- объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления материала (слуховая, зрительная память);

- сохранение заученного материала зависит от того, чем было заполнено время испытуемого в промежутке между заучиванием и припоминанием (если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание протекало быстрее, если интервал был заполнен сном - значительно медленнее);

- организация элементов в целые смысловые (логические) структуры существенно расширяет возможности памяти и делает следы памяти несравненно более прочными;

- в тех случаях, когда перед субъектом не ставится специальная задача запомнить или заучить соответствующий материал, человек запоминает прежде всего то, что имеет отношение к цели его деятельности, что содействует достижению цели или препятствует ему;

- чем сложнее интеллектуальная деятельность, тем больше запоминается тот материал, работе над которым она была посвящена;

- какое-либо намерение прочно удерживается в памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется (эффект незаконченного действия);

- эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные впечатления;

- резкие аффективные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания и забываются субъектом.

Существует целая система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания - мнемотехника. Приведем некоторые наиболее распространенные мнемотехнические приемы:

ð Метод словесных посредников - основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Например, для запомина­ния очередности следования различных цветов в солнеч­ном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

ð Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать? Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть, И вертеть, смотреть, держать, И зависеть и дышать, -ишь, -ит, -ат, -ят писать.

ð Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

ð Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяются с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

ð Метод Цицерона (метод пространственного маркирования). Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

ð «Цепочка» - образы подлежащего запоминанию ряда связываются друг с другом попарно (первый со вторым, второй с третьим и т.д.). При воспроизведении образ первого элемента автоматически вызывает в памяти всю цепочку.

ð «Матрешка» - образы, которые необходимо запомнить мысленно вкладываются один в другой по принципу матрешки.

ð «Невидимые части» - элементы, подлежащие запоминанию, ассоциируются с частями какого-либо хорошо знакомого целого (кости в скелете, микросхемы, детали техники).

2.5. Психология мышления
Познание объективной действительности начинается с ощуще­ний и восприятий, но не заканчивается ими. Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно данного и расширяет границы нашего познания.

Мышление - психический процесс, который является обобщенным и опосредствованным отражением общего и существенного в дейст­вительности.

Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Приведем пример. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно.

Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

По содержанию мышления выделяют: наглядно-действен­ное мышление в практической, предметной деятельности, не­посредственно включенное в практическую деятельность, не выделившееся из нее; наглядно-образное мышление с опорой на обра­зы восприятия или образы представления; словесно-логическое, отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения.

По характеру решаемых задач выделяют: практиче­ское мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, на­правленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой.

По степени развернутости различают дискурсивное (последовательный перебор различных вариантов решения задачи, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего) и интуитивное мышление, при котором отсутствуют четкое осознание проблемы и определенные этапы ее решения.

По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление; твор­ческое (продуктивное) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.

Показателями творческого мышления являются беглость (количество продуцируемых идей), гибкость (разнообразие, разнородность), оригинальность (непохожесть, необычность) и разработанность (детализация) идей.

Мышление развертывается во вре­мени как процесс, даже если создается впечатление, что его результат появляется почти мгновенно.

Начальным моментом процесса мышления, его движущей силой является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – это конфликт, противоречие между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть (между потребностями и возможностями, целью и средствами, известным и неизвестным и т.д.). Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Там, где отсутствует недостаток информации или неудовлетворенная потребность, проблемы нет.

Осознание проблемной ситуации есть первый этап разрешения проблемы. Там, где отсутствует недостаток информации или неудовлетворенная потребность, проблемы нет. То, что является проблемой для одного человека, для другого может ею не быть.

На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результа­те проблема превращается в задачу.

На третьем этапе проис­ходит ограничение зоны поиска (на основе представлении о типе задачи, структур, опыта, соответствующего задаче).

На четвертом этапе появляются гипотезы (предположения).

Пя­тый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой - ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то наступает реализация решения.

В некоторых случаях прохождение данных этапов может носить ускоренный, неосознаваемый характер, и выход из проблемной ситуации находится посредством «инсайта» («озарения») – мгновенного осознания решения.[8]

Неотъемлемой стороной мышления является его «техническая оснащенность» - операции, приемы и способы, благодаря которым стано­вится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления - это те «рычаги», с помощью которых про­исходит работа с мыслимым содержанием.

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстракцию.

ð Анализ - мысленное расчле­нение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.

ð Синтез - мысленное соединение частей в единое целое, сочетание отдельных свойств.

ð Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

ð Сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

ð Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях или ситуациях.

Так же как и любое другое психическое явление, мышление – процесс индивидуально своеобразный. Мышление одного человека может сильно отличаться от мышления другого по своему характеру, темпу, содержанию и т.д.

Индивидуальные различия мыслительных способностей студентов могут про­являться в качествах ума (З.И. Калмыкова).

ð Глубина ума проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Противоположным качеством является поверхностность ума, которая проявляется в выделении внешних, единичных признаков, в установлении случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности.

ð Гибкость ума проявляется в степени изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуе­мой ситуации, решаемой проблемы. Противоположным качеством является инертность ума, которая проявляется в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

ð Устойчивость ума проявляется в ориентации на совокупность выделенных ра­нее значимых признаков, на уже известные закономерности. Противоположным качеством является не­устойчивость ума, которая проявляется в трудности ориентации на признаки, входящие в содержание нового понятия или закономерности, в необоснованной смене ориентации, в переходе от одной системы действий к другой под влиянием случайных ассоциаций.

ð Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности вы­разить в слове как результат работы (существенные признаки понятия, закономерности и т. п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден. Противоположным качеством является неосознанность мыс­лительной деятельности, которая проявляется в том, что человек не может рассказать, как он решил задачу (даже тогда, когда получил верное решение), не замечает своих ошибок, не в состоянии ука­зать те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ.

ð Самостоятельность ума проявляется в активном поиске но­вых знаний, новых путей решения задач, в особой легкости восприятия помощи там, где человек сам не может найти решения, в учете ошибок и т. д. На высоким уровне проявления этого каче­ства ума человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции выходя за рамки непосредст­венно поставленной задачи. Противоположным качеством является подражательность ума, которая проявляется в стремлении копировать уже известные способы реше­ния, избегая интеллектуального напряжения даже там, где по­ставленная задача доступна, а также в поиске исчерпываю­щей, детализированной помощи, невнимательности к ошибкам.

2.6. Воображение и его роль в деятельности
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать совершенно новые образы, в которых может предстать то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при

отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данное случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению [3].

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.

Воображение связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред­ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.

С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения [19].

В некоторых обстоятельствах воображение может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Можно выделить несколько механизмов создания образов воображения.

Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа – заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются шаржи и карикатуры.

Если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: АСТ, 2008. - 352 с.

2. Введение в психологию/ Петровский А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

4.Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. – 512 с.

5. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

9. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995.

10. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

11. Ильин Е.П. Психология воли. – СПБ.: Питер, 2009. – 368 с.

12. Общая психология: Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

13. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

15. Психология. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 464 с.

16. Психология эмоций. Хрестоматия. Автор-составитель Вилюнас В. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.

17.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Bluhterova.ru - мастерская домашней психологии Екатерины Блюхтеровой.

18. Braintools.ru - методики для совершенствования и развития мозга, памяти мышления, воображения.

19. Remember-all.ru - портал Помнить-Всё.ру - тренировка, развитие и улучшение памяти.

20. Superidea.ru «Развитие творческого мышления и интеллекта».

 

2.1. Отметьте верное утверждение:   Ощущения присутствуют только у человека Ощущения не играют особой роли в познании окружающего Ощущения – основной источник наших знаний о мире  
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ  

2.2. Приведите пример влияния на психику различных ощущений:

 

 


2.3. Определите ведущую репрезентативную систему:  
2.4. Перечислите факторы, влияющие на точность восприятия:

2.5. Приведите пример эффекта восприятия социальных объектов:
2.7. Какое из прилагательных не имеет отношение к видам внимания?  
2.8. Как возникает послепроизвольное внимание?
2.6. Какой психический процесс характеризуетнаправленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах?

2.11. Перечислите мнемические действия:
2.12. Впишите пропущенные слова: 1) Увеличение числа элементов приводит к ………………………………. процесса запоминания. 2) ……………………… и ………………………………… элементы запоминаются гораздо чаще, чем ………………………… элементы. 3) Организация элементов в целые смысловые структуры ………………………….. возможности памяти. 4) Чем сложнее интеллектуальная деятельность, тем …………………….. запоминается тот материал, работе над которым она была посвящена. 6) Эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти ……………………………………………, чем безразличные впечатления.
2.9. Какой элемент не имеет отношения к процессами памяти?
2.10. Приведите пример мнемотехнического приёма запоминания:  

2.13. Дополните схему недостающими фрагментами:
2.14. Какая из перечисленных особенностей отличает мышление от других психических процессов?

2.15. Проведите классификацию видов мышления по предложенным основаниям:  
2.17. Перечислите этапы мыслительного процесса
2.16. Перечислите показатели творческого мышления:

2.18. Дополните схему «Мыслительные операции», недостающими элементами:
2.19. Определите качества ума соответствующие максимальной и минимальной степени проявления предложенных параметров:  
Минимальная степень проявления Параметр Максимальная степень проявления
  существенность признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом  
  изменчивость мыслительной деятельности, соответственно меняющимся условиям исследуе­мой ситуации  
  ориентация на совокупность выделенных ра­нее значимых признаков, на уже известные закономерности  
  возможности вы­разить в слове результат работы и способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден  
  поиск но­вых знаний, новых путей решения задач  

 


2.20. Какая необходимость привела к возникновению у человека аппарата воображения?
2.22. На какие аспекты психики оказывает влияние воображение?
2.21. В чем заключается относительное преимущество воображения перед мышлением?

2.23. Определите механизм, при помощи которого созданы следующие образы воображения:  
    -
    -
        -
      -
    -

 

 



ТЕМА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения – цвет, вкус, запах – не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие.

Эмоции – отражение в форме переживаний значимости ситуации для человека. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. В отличие, например, от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Во-вторых, эмоции отличаются полярностью (противоположностью), т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека, они воздействуют на тело и разум, влияют на все аспекты его существования. Можно выделить несколько генеральных функций эмоциональных явлений в жизни и деятельности человека:

ð сигнальная – эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека т.е. возникновение эмоции свидетельствует о том, что что-то произошло или должно произойти (страх предупреждает об опасности, радость сигнализирует о том, что в окружающей среде появились объекты, удовлетворяющие определенным внутренним потребностям);

ð оценочная – эмоции отражают значимость (смысл) явлений и ситуаций для человека (незначимые ситуации не вызывают эмоций, сильно значимые – вызывают бурные эмоции);

ð регулирующая – эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать трудности (мы стараемся побыстрее выполнить работу, приносящую нам отрицательные эмоции);

ð экспрессивная – посредством эмоций человек выражает свое внутреннее состояние;

ð коммуникативная – эмоции являются средством невербального общения (мимические и пантомимические движения, сопровождающие эмоцию, позволяют передать информацию о своих переживаниях другим людям).

К основным типам эмоциональных переживаний относят: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение.

Аффект - кратковременная, интенсивная, бурно протекающая эмоциональная вспышка, реакция на текущее событие (сильные гнев, ярость, ужас, глубокое горе, отчаяние). Эта эмоциональная реакция полностью захватывает человека, изменяет его сознание (теряется чувство реальности, изменяется восприятие ситуации и чувствительность к воздействиям, нарушается контроль за действиями), навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие. Подверженность аффекту зависит от уровня эмоциональной устойчивости и уровня развития волевых характеристик человека. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция – это душевное волнение, то аффект – буря.

Собственно эмоции – более длительные состояния, реакция не только на текущие, но и на вероятные (ожидаемые) или вспоминаемые события. Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении.

К основным эмоциям принято относить: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Чувства – более длительные и глубокие эмоциональные явления, имеющие четко выраженный предметный характер. Главное различие чувств и эмоций заключается в том, что эмоции, как правило, несут информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому часто бывают неопределенными (смутная тревога). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами и удовлетворением простых потребностей, а чувства социальны. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в сознании.

Чувства делятся на:

ð Моральные – переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу (чувство долга, патриотизм, любовь):

ð Интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью (любопытство, сомнение, радость от сделанного открытия, уверенность в правильности выполнения задания);

ð Эстетические – отношение к прекрасному в природе, жизни и искусстве;

ð Праксические – переживание человеком своего отношения к деятельности (удовлетворенность деятельностью, радость от успехов).

Настроение – длительное эмоциональное явление, окрашивающее все поведение. Отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

Раскрывая суть настроения, С.Л. Рубинштейн показывал его отличие от других эмоциональных образований: «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние».

И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настроения не всегда осознаем причину его возникновения.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции, тонуса нервной системы. Устойчивость настроения зависит от индивидуальных особенностей (темперамент), возраста, уровня развития и качеств личности (воля, мотивация, самооценка, уровень притязаний).

Переживание эмоций сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, холодный пот от страха) и т.д.

Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного человека посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие.

Мимика –выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.

Пантомимика –выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.).

Вокальная мимика – выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий. Например, слово «снег» может быть произнесено с оттенком радости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения: «Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, повествовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.

При положительных эмоциях усиливается инервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, тепле






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.