Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.Ю. Сергеева-Клятис






РУССКИЙ АМПИР И ПОЭЗИЯ КОНСТАНТИНА БАТЮШКОВА

 

Ампир, завоевавший прочные позиции в архитектуре, живописи, моде, а главное, в общественной идеологии, оказал значительное влияние и на изящную словесность. Заимствованное у просветительской литературы дидактическое стремление исправить нравы и изменить мир к лучшему объединилось с основной тенденцией сентиментализма - читателю предлагался эстетизированный образец для подражания. Синтезируя достижения прошлого, ампир стал новым словом в развитии русской литературы начала XIX столетия. Одним из самых последовательных выразителей идеологии ампира в поэзии был К. Н. Батюшков.

Следующая часть нашего исследования будет целиком посвящена ампиру как явлению литературы. Мы попытаемся показать, как изменялось мировоззрение Батюшкова в течение его жизни, насколько сознательно выдвигаемые им творческие установки соответствовали общему для александровской эпохи направлению искусства. Обратившись затем к поэзии Батюшкова, мы рассмотрим несколько стихотворений, принадлежащих к разным периодам его творческой биографии и в разной степени выражающих ампирные ценности. Наш разбор мы завершим анализом стихотворений поэтов, принадлежавших уже к другой эпохе, для которых имя и творчество Батюшкова оказались неразрывно связанными с культурой русского ампира. В частности, рассматривая «ампирные» стихотворения Лермонтова, мы сможем говорить не столько о собственно батюшковской традиции в российской поэзии, сколько об ампирной традиции в целом.

Следует заметить в скобках, что для второй части нашей работы мы сознательно избираем метод «углубления» в поэтический материал, останавливаясь подробно только на творчестве Батюшкова как самого яркого представителя «литературного ампира» (О литературной ситуации первой четверти XIX века без употребления термина ампир подробно писали: Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1968; Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. - Л., 1929; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры. - Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту, 1975. - Вып. 358; Гиллелъсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. - Л., 1974; Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. – СПб., 1999; Проскурин О.А. Новый Арзамас - Новый Иерусалим: Литературная игра в культурно-историческом контексте//Новое литературное обозрение. - М., 1996. - № 19. -С. 73 - 129; Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. - М., 2000; Тодд III У. М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. - СПб., 1994. Этому же вопросу посвящена вступительная статья В. Э. Вацуро к сборнику «Арзамас» и чрезвычайно содержательные сопроводительные материалы к публикуемым там документам: Арзамас: Сборник. - М., 1994). Думается, что такой метод будет особенно продуктивен в сочетании с обзорными очерками, посвященными отдельным областям ампирной культуры, которые составили первую часть нашего исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.